А) Профессора В. Певницкого - 1-й урок воспитания церковности



     «Семинарская дисциплина, - говорит он, - должна отличаться своим специфическим характером, и порядок жизни воспитанников и студентов, имеющих в виду священническое служение, должен быть устрояем соответственно их будущему назначению. От них должно требоваться строгое выполнение всех церковных постановлений, и их нужно так вести, чтобы они сами, по движению своего религиозного чувства, не дозволяли себе ни малейшего уклонения от исполнения христианских обязанностей независимо от того, требуют ли от них то или другое, предписываемое Церковью и верой, прямо и официально или нет, наблюдают за ними или нет. Над всем в их поведении должно господствовать и всем заправлять сознание того, что они призваны быть служителями Божиими и учителями других в том, как нужно жить по закону Христову.

     Дом молитвы, предписываемый христианской совестью, - их первейшая обязанность. Они неопустительно являются к богослужению во все воскресные и празднчиные дни и это должны делать не по обязанности, а по охоте и усердию, так что не только непосещение, но и поздний приход к богослужению уже тяготил бы их совесть.

     Они все вместе обязательно присутствуют при чтении утренних и вечерних молитв и без молитвы не садятся за стол и не встают от стола.

     Им нельзя позволять канун воскресного или праздничного дня осквернять какой-либо светской забавой или участием в каком-либо развлечении мирского характера, что часто бывает в светском обществе.

     Они строго держат пост по уставу церковному, и малейшее отступление их в этом от устава церковного и нарушение поста, не вызываемого нуждой или предписанием врача, должно быть вменено им в вину.

     Кто не исполняет христианских обязанностей и установлений церковных или, по крайней мере, затрудняется их исполнением и обнаруживает желание уклоняться от их исполнения, тот тем самым устраняет себя от священства.

     Что будет за священник, который должен быть молитвенником пред Богом за других и ревнителем исполнения закона Христова и устава церковного, из того юноши, который в период приготовления к священству пренебрегает существенными требованиями своего будущего звания, не исполняя как следует молитвы, нарушает посты и не находит никакого удовольствия в том, чтобы присутствовать при богослужении в дни воскресные и праздничные?

     Унизительные, несообразные назначению семинаристов грубые чувственные удовольствия, например, распущенный разгул, участие в веселой пьяной компании, беспорядочные пирушки, не чуждые циничного характера, должны быть для них запрещены.

     В заключении автор отечески увещевает семинаристов внутренне слиться со школьным режимом, сделать его второй натурой.

     Пусть порядки духовной школы, - говорит он, - войдут, так сказать, в плоть и кровь воспитанника, пусть сделаются его привычкой и второй природой. Пусть не глаз наставника или надзирателя, а его собственная совесть удерживает его от разных поползновений и неприличий. Тогда можно ручаться, что кандидат священства окажется достойным того поста, какой его ожидает, и его поведение не вызовет ни в ком хулы и осуждения1.

     Нельзя не согласиться с жизненной правдой золотых слов мудрого наставника. В них мы находим живую фотографию не только прежней, но и современной духовной школы и целую программу самовоспитания будущего служителя алтаря Господня.

     Эти высказывания проникнуты и знанием неустойчивости юношеского возраста, и глубокой убежденностью в необходимости церковных основ в воспитании юношества, и отеческой заботой и тревогой о кандидатах священства, и сыновним попечением о благе Православной Церкви.

     Эти суждения для каждого воспитанника и студента могут быть одним из тех документов, по которым он может направить и проверять свою жизнь в период подготовки к священству.

     Весь ход мыслей проф. В. Певницкого и цель его рассуждений сводятся к призыву: «Будем жить, молодые друзья, по церковным установлениям, по церковному принципу на благо себе и святой Православной Церкви».

     Примем к сердцу пожелания и другого наставника - архипастыря Церкви Христовой Димитрия Херсонского.

 

     б) Архиепископа Димитрия Херсонского - 2-ой урок воспитания церковности

     «Здесь (в школе) в течение нескольких лет вам должно изучить и познать тайны Царствия Божия, возвещенные Христом, проповеданные святыми Апостолами, чтобы научиться самим и научить других, «како подобает в дому Божием жити, иже есть Церковь Бога жива»... Вы должны со временем сделаться благоговейными служителями храма Господня, благовестниками Слова Божия, строителями таин Христовых к просвещению, освящению и спасению душ, искупленных честною кровию Христа.

     Видите, други мои, звание ваше, это звание святых пророков и апостолов, пастырей и учителей. Одушевитесь этой мыслью, устремите ум и сердце свое к этой высокой и святой цели...

     Явно, что для столь высокого и святого служения должно быть уготовление со всем тщанием... Однако, внешнее средство учения, как ни важно и необходимо само по себе, не приведет вас к желаемой цели, не сделает истинно просвещенными...

     Нужно и другое, более действенное средство - внутреннее образование. Оно состоит в деятельном осуществлении христианского учения в собственной жизни, в действительном обновлении нашего духа по образу Создавшего нас...

     Не тот просвещен, кто прочитал всю Библию, изучил все тонкости богословских наук, а тот, кто богоугодною жизнью вообразил в себе Христа.

     Царство Божие состоит не в слове, а в силе. Можно ли иметь о нем верное понятие, не испытав над собой его силы? Откуда в нашем слове явится жизнь и сила, если нет их в сердце? Тогда только слово наше бывает живо и действенно, когда оно растворено силою благодати, обитающей в нашей душе. Поэтому истины веры должны запечатлеваться и жить в вашем сердце, соделаться жизнью вашего духа и обнаруживаться в ваших действиях и поступках.

     Если вы, например, любите упражняться в чтении Слова Божия и книг душеполезных, отвергая произведения праздной фантазии, значит вы образовали в себе здравый вкус, уменье отличать доброе от лукавого. Если вы с охотой притекаете в храм Божий, с благоговейным вниманием и сердечным умилением участвуете в молитвах церковных, любите по временам упражняться в уединенной молитве, - значит вы постигли дух богослужения церковного, познали сладость молитвы. Если в поступках ваших обнаруживается самоотвержение, кротость, смиренномудрие, послушание, искренность и чистота сердца; если между вами царствует братская любовь, взаимная услужливость, снисходительность, непамятозлобие, взаимное прощение друг друга, то вы воистину ученики любви, ученики Христовы.

     Скоро сотни и тысячи чад Церкви будут ожидать от вас просвещения и наставления на путь правый, ведущий в Царство Божие, будут взирать на вас, как на образец христианской жизни и деятельности. Если вы с любовью и ревностью Моисея и апостола Павла будете ходатайствовать пред Богом о людях сих; если с чистотою св. Василия Великого и Иоанна Златоуста будете приносить умилостивительную жертву Тела и Крови Христовой о спасении их, то сколько благословений низойдет через вас с неба на землю! Если же нечистотою и нечувствием своим будете привлекать гнев Божий на себя и на вверенных духовному попечению вашему людей, - сколько проклятий упадет на главу вашу!... Если, взяв ключи Царствия Божия, сами не пойдете и хотящим войти воспрепятствуете, то какой казни не будете достойны пред судом Христовым!

     Видите, возлюбленные, что ожидает вас по исходе отсюда. Сами чувствуете, как драгоценно для нас настоящее время. Если теперь обучите себя смирению, кротости, терпению, самоотвержению, любви к Богу и ближнему, то эти благие семена возрастут со временем в древо великое и произрастят обильные плоды во славу Божию...

     Блажен, иже возмет ярем благоговейного и непорочного служения Господу в юности своей; для того легко и приятно будет нести иго Господне и в лета мужества»1.

     Таковы высказывания архиепископа Димитрия о подготовке к священству воспитанников семинарии.

     Эти высказывания и в настоящее время к нашим воспитанникам имеют прямое отношение. В них звучит архипастырский голос, вразумляющий, предупреждающий и зовущий со школьной скамьи готовиться к великому пастырскому служению. Нельзя не подчеркнуть основного пожелания, высказанного архипастырем, - совмещать изучение истин нашей веры с жизнью по этим истинам, чтобы духовно и просвещаться, и возрастать.

     Наставления архиепископа Димитрия как бы продолжают наставления профессора Певницкого и завершают их. У того и другого во главу угла положены интересы Церкви Христовой и заботы о должном воспитании семинаристов и студентов духовной школы.

     Каждый воспитанник должен руководствоваться этими интересами со школьной скамьи, привыкая смотреть на себя, как на будущего служителя алтаря Господня.

 

     в) Святейшего Патриарха Алексия - 3-ий урок воспитания церковности

     Кроме наставлений, имеющих отношение к воспитанникам старой духовной школы, мы имеем наставления и пожелания, обращенные к воспитанникам современной духовной школы. Они даны в слове Святейшего Патриарха Алексия, произнесенном в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 года. Приводим это Слово с небольшим сокращением.

     «Православный русский народ, - говорит Святейший Патриарх, - истомился в искании истинно добрых духовных пастырей. Их, верим, немало и теперь, но далеко не так много, как бы хотел православный русский народ и сколько их нужно для блага и процветания нашей Православной Церкви. Поэтому, молясь здесь вместе с теми, которые со временем будут пастырями, которые теперь готовятся быть пастырями, русский народ с особой любовью смотрит на них, как на будущую надежду Церкви, как на будущих пастырей, чуждых того соблазна, который в недавнее время, как ураган, ворвался в нашу Церковь, к которому были, к сожалению, причастны многие и многие пастыри...

     Православный русский народ очень тонко умеет узнавать и ценить истинного пастыря. Его не соблазняют и не вводят в заблуждение драгоценные камни, сияющие на митрах и крестах многих нынешних священников; он желает видеть пастырей, украшенных блеском душевных качеств, желает видеть сияние души пастыря; он желает видеть пастыря человеком высоких духовных достоинств; русский народ желает видеть пастыря отцом, который проникнут любовью к нуждам паствы; он идет к священнику и ждет услышать от него слово спасения, как ему спасти душу, как ему направить свою жизнь, чтобы привлечь к себе благодать Господню, как ему преодолевать трудности жизненные, как справиться со своими скорбями, недугами, немощами, как беречься от падений греховных.

     Вот что желает он получить от пастыря. Он не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников, слова и речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ждет от пастыря разъяснения Слова Божия, ждет, чтобы пастырь в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти, - и тогда к такому пастырю открывается его сердце. Пасомые простят иному пастырю некоторую, быть может, сухость и суровость, которые свойственны иным характерам, простят ему и даже его слабости, но никогда русский православный человек не простит священнику неверия или даже неблагоговейного, небрежного, формального исполнения своих пастырских обязанностей.

     Вот, возлюбленные отцы и братие, с какими мыслями приходят верующие люди в дом Божий, надеясь увидеть в его стенах добрых пастырей и отцов; и поэтому, я полагаю, и для нас таков должен быть истинный пастырь и попечитель душ человеческих.

     У пастыря два священных долга: это молитва и подвиг. Молитва и подвиг - это как бы два крыла, которые возносят пастыря от земли в область небесного. Молитвой он сопровождает каждое свое священнодействие в храме, молитвой он и дома приготовляется к совершению Божественной службы. И чем углубленнее бывает эта уединенная молитва, чем истовее он совершает свое келейное правило, чем точнее он выполняет требования, установленные Церковью, тем действеннее бывает сила его священнодействий.

     И русский православный народ хорошо разбирается в том, молится ли пастырь, совершая то или иное молитвословие, или только внешним образом исполняет написанное в книгах.

     Затем - подвиг сопровождает всю жизнь пастыря. Пастырь всего себя должен отдать своему высокому служению; он должен точно исполнять уставы и правила Святой Церкви; должен строго соблюдать установленные Церковью посты, показывая этим пример своим пасомым. Подвигом он должен освещать весь путь свой пастырский, должен жить не для себя и даже не столько для своей семьи, сколько для паствы. Вы скажете мне на это, что подобное отречение от мира и всецелое предание себя подвигу есть почти монашество. Да! Пастырство и монашество - это два родных брата, два пути, которые сходятся; как тот, так и другой путь требуют от человека отрешения от себя и непрестанного подвига. Если Святая Церковь благословляет пастырю иметь семью, то только для того, чтобы он имел утешение в своей многообразной пастырской деятельности. Он приходит из храма в свой дом, и здесь его встречает покой семейный и окружают заботы близких. И благо тому пастырю, который умеет поставить семью свою на высоту духовной жизни, у которого семья - домашняя Церковь; горе не тому пастырю, который и сам ищет мирских развлечений, и семью свою увлекает на путь мирских соблазнов: он очень скоро почувствует опасность таких увлечений.

     Подвиг пастыря должен заключаться и в том, чтобы отрешиться от прелестей и утех мира, и если пастырь не свободен от этого соблазна, это признак, что у него нет истинного пастырского духа.

     Не является мелочью и то, как пастырь относится к внешнему своему облику; если, как теперь, к сожалению, мы видим у многих духовных лиц, он без уважения относится к своей духовной одежде и предпочитает иметь вид католического патера или лютеранского пастора, не есть ли это признак того, что он не оставил и других мирских навыков? И как может он требовать уважения к себе, как к пастырю, когда он сам не обнаруживает уважения к своему сану?

     Пастырь в церкви и дома, в семье своей, должен оставаться священнослужителем и всегда помнить, что он должен быть, по Апостолу, «образ верным - словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4,12).

     Монах - священнослужитель не имеет семейного утешения, он и в келье своей совершает одиноко свой подвиг. Но и священник семейный, и монах-священнослужитель совершают одно и то же святое дело, идут по одному и тому же Божьему пути и дадут одинаковый ответ перед Судом Божиим за паству.

     Вот, возлюбленные отцы и братие, какой высокий образ пастыря требует и желает видеть в каждом идущим по этому пути Святая Церковь. И здесь, в духовной школе, все должно быть направлено к тому, чтобы создать цельный образ истинного, боголюбивого, благоговейного пастыря. И поэтому, когда мы слышим, что в духовной школе порой тоже бывают попытки ввести мирские обычаи и развлечения, мы не одобряем этого, потому что это постепенно отвлекает готовящихся к пастырству от этого пути и от той цели, к которой они должны стремиться. Все здесь должно быть направлено к тому, чтобы создать духовность у воспитанников духовной школы. Эту духовность требует Святая Церковь, этого же желает не меньше, чем мы, весь православный верующий русский народ.

     Мы все ждем, что наши будущие пастыри будут людьми высокой нравственности, что они будут всецело преданы своему служению, что они будут подавать пример своим пасомым и, прежде всего, пример чистоты духовной жизни. Труден этот подвиг, в особенности, когда мир так стремительно и таким потоком врывается в церковную область, когда люди, уже имеющие духовный сан, часто поддаются соблазнам мира и, таким образом, теряют свой духовный авторитет перед своей паствой.

     Я сказал, что народ очень внимательно относится к тому, каков его священник, каков его духовный пастырь, и если он все же принимает от пастыря, которого он не может уважать, Святые Таинства и благословения, это только показывает, какой смиренный наш русский народ, как он верно и глубоко понимает значение благодати священства; понимает, но вместе и скорбит...

     Дай Бог, чтобы выходящие из этих стен будущие пастыри явились такими, какими желает их видеть русский верующий народ; чтобы они явились такими, какими учит их быть Церковь и духовная школа, которая закладывает в них добрые семена духовной жизни и учит уважать тот высокий сан, к которому они стремятся»1.

     А вот Святейший Патриарх Алексий характеризует духовные качества русского народа.

 

     г) Святейшего Патриарха Алексия - 4-й урок воспитания церковности

     (Речь Святейшего Патриарха пред Представителями и Предстоятелями всех Православных Церквей в 1948 году в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры)          

         

«... Какой смиренный, кроткий, терпеливый верующий русский народ. Это народ - крестоносец. Как любит он молиться, любит посещать святые места. С котомочкой за плечами, в бедной одеженке, с посохом в руке русский человек за многие версты идет в Почаев, к Троице-Сергию. Переносит голод, холод, большие трудности... и все смиренно, кротко, безропотно. А с какой любовью, самоотвержением и доверием относится он к священнику, если увидит его ревность, молитву, преданность своему святому делу... С каким благоговением он подходит под благословение. Какие душевные тайны открывает ему на исповеди! Как глубоко он надеется на священническую молитву. Да, поистине русский верующий народ, это народ святой детской веры, он имеет глубокую преданность чувства. Любит он молиться, любит трудиться и терпит все, благодаря Бога...»2.

В словах Святейшего Патриарха, как видим, дано весьма существенное указание на современное отношение к пастырю верующего русского народа. Какая правдивая и прекрасная характеристика верующей русской души! Сколько здесь правды, верного анализа, глубокого познания современного верующего человека!

Горе пастырю, если он будет пренебрегать теми высокими требованиями, какие предъявляет к нему его православная паства.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!