Теории о происхождении человеческого языка.



- Теория «фюсей» (fusei — греч «по природе») отстаивала естественный, «природный» характер языка и, следовательно, закономерную, биологическую обусловленность его возникновения и структуры. Сторонники природного происхождения названий предметов, в частности,Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена — это тени или отражения вещей.

-Теория звукоподражания. Многие биологи и лингвисты из числа сторонников идеи эволюции от простейших к человеку считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий.

- Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. Уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка. Так что гипотеза о появлении языка вследствие развития человеческого разума необоснованна и недоказуема.

- Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Они полагают, будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Приверженцы теории внезапного появления языка утверждают, что люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

Согласно этой теории, язык и все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система.

- Теория языка жестов. Выдвигали эту теорию ЭтьенКондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно.
Согласно данной теории, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу.

- Теория междометий. Данную гипотезу выдвинул в 1880 годуМакс Мииллер (Miiller), но даже он сам считал ее не слишком правдоподобной. Согласно одной из гипотез, изначально слова имели звуковое сходство с понятиями, которые выражали (ономатопея). Например, понятие «собака» поначалу выражалось междометием «гав-гав» или «тяв-тяв», а звуки, напоминающие птичье чириканье или карканье, ассоциировались с издающими их пернатыми. Действия обозначались звуками, которые люди производили при выполнении этих действий; к примеру, принятие пищи передавалось с помощью чавканья, а поднятие тяжелого камня — с помощью натужного уханья.

- Религиозная теория. Предания, аналогичные истории о вавилонской башне, были отмечены среди самых изолированных народностей всех материков. Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы.

 

Соотношение языка и мышления. Язык как синтез звука и мысли.

 Мысль человеческая всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные по­буждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.Речь - это обще­ние между людьми посредством языка.

Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь до­статочна сложна.

Язык и мышление образуютединство, которое включает два основных аспекта:

а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их совре­менном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспе­чивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного воспри­ятия мысль недоступна для других. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя противопоставлять «чистое», внеязыковое мышление и его «вербализацию», последующее выражение в языке.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает сво­ими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и об­щения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышле­нием существуют определенныеразличия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выра­жении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.

Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основ­ными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предло­жение (в речи), аллофон (звук) и другие.

В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результа­те чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характери­стик предметной действительности.

В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.

 

Основные функции языка.

- Коммуникативная функция позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому человеку их воспринимать и реагировать (соглашаться, возражать). С помощью познавательной функции язык формирует мышление и служит средством сознания. Язык помогает сохранять (аккумулировать) и передавать информацию, что важно всего общества. Так письменные памятники (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), и устное народное творчество фиксирует жизнь нации, историю.

В ситуации общения язык представляет отношение высказывания : к отправителю, к получателю, предмету речи, контакту между людьми, языку общения и к самому себе. Выделяют следующие функции языка:

1.Функция представления (репрезентативная). Темой может быть любое явление: настоящее, прошлое и будущее, реально существующее и вымышленное, отвлеченные понятия, природа и люди.

2.Функция выражения (экспрессивная). О чем бы ни говорил или писал автор, он выражает самого себя, выбирая способы построения речи, демонстрирует уровень владения языком, социальную принадлежность, психические свойства.

3.Функция воздействия (апелятивная). Она проявляется при помощи разнообразных лексических средств и грамматических форм (синтаксическая конструкция, наклонение глаголов и др.), при помощи интонации и порядка слов.

4.Фатическая функция (лат. fatus -пустой) (контактоустанавливающая). Человеку всегда нужно определенным образом вступить в разговор ( окликнуть, поприветствовать, напомнить о себе) и выйти из разговора (попрощаться, поблагодарить).

5.Поэтическая функция. Эта функция присуща художественной речи, однако и в обычном общении мы иногда говорим витиевато и оригинально.

6. Номинативная. Называет предметы, явления, действия.

Язык существует в нескольких формах. В национальном языке выделяют диалекты, просторечие, жаргоны и литературный язык. Территориальные диалекты представляют интерес с исторической точки зрения и с точки зрения формирования литературного языка. Литературный язык имеет две формы – устную и письменную.

7.Общественная (социальная) функция языка проявляется в различных обществах и коллективах в конкретные исторические моменты. Так, в различных сферах (бытовой сфере, сфере производства, образования, общественно-политической деятельности, сфере художественного общения) рассматривают разновидности литературного языка с его стилями и разговорной речью, диалектами, просторечием, социальными и профессиональными жаргонами. Язык-это общественное явление: он возникает и развивается в человеческом обществе и прекращает свое существование, если престает существовать народ, который на нем говорит. Хотя, впоследствии они могут оставаться в нашей жизни (латынь).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!