Русское почвенничество. А. Григорьев, Н. Страхов, Ф. Достоевский.



Прямым продолжен славянофил-ва в 60—80-е гг. 19 в. было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822—1864), Николая Николаевича Страхова (1828—1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822— 1885), Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881). Почвенничество, по определен Григорьева, Вера в народ, в разв-ие на собственной почве сочеть со взглядом на историю как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации. В западноевроп фил мысли это направл представлено в трудах Генриха Рюккерта, в русской — в трудах А.А. Григорьева. Г., называя свое мировоззр органическим, исход из того, что жизнь мира развертыва в совокупности типических «циклов», кот имеют, свой лик, свою форму, свой образ. Каждая эпоха есть своего рода «организм», целое во времени, как кажд народ есть целое или организм в пространстве. Учен о чел-ке, этика Ф.М. Достоевского внутренне связ с его историософскими размышл, то есть со взглядами на развит общ-ва. Почвенничество Д. нос очень своеобраз хар-ер. В своей фил истории он предпринял попытку синтеза взглядов славянофилов и западников. Подобно западникам, Д. признавал, что «Европа так же была отечеством нашим, как и Россия»3. Он положительно относ к реформам Петра I, котор по его мнен, сумел воплотить в жизнь общее желание, уже носившееся в-воздухе, — жажду перемен в историч жизни России. Счит, что в решит реформах Петра I отразились такие основн черты рус национального хар-ра, как, «всецелостностъ и всечеловечность». Вместе с тем Д. счит нелепостью утвержден западников об отсталости России и необходимости перенесения на рус почву европейского устройства общ-ной жизни. Прогрессивность Европы западники видели в развитии экон-ки и граждан устр-тве. Кроме эконом богатств, утверждал Д., есть еще и сокровища духа, а сила духа для него была всегда выше экономической силы. Подобно славянофилам Д. полагал, что у России есть особый историч путь, отличный от западноевропейского. Дух рус народа, счит Д., — это такая сила, котор никто в мире еще не осознал. Он счит, что спасение челов-ву придет из возрожденной России, т.к. в мире нет другого народа, «народа-богоносца», кроме русского, котор мог стать духов основой единен людей. Страхов – фил публицист, лит критик. Высшей формой знания считал религию, критиковал сворем материализм, в публицистике разделял почвенничество.

 

Философские идеи русского консерватизма. Н. Данилевский, К. Леонтьев, К. Победоносцев.

под консерватизмом поним социал-фило концепции, обосновыв необходимость сохранен и поддерж исторически сложив-ся форм госуд-ой и общ-ной жизни, ее морал, право, религиоз и семейных основ. Влияние на становление русского консерватизма оказали мыслит Томас Карлеш, Эдмунд Берк, Жозеф де Местра. На философском уровне —Леонтьев (1831 — 1891) и Победоносцев (1846—1907). Впервые идею многообразия типов культур изложил Данилевский, разработ сист осн типов культур и объяснив механизм их возникнов, развит и смены в ходе мировой истории. Дан. пришел к выв, что подобно тому, как в природе сущ-ют различ типы организ животных и растений, в чел-ской истории сущ-ют различ типы кул-тур. Под культурно-историч типом он поним историческое развитие. Содерж всемирн истории составл, по Дан. развитие 10 типов культур: египетской, китайской, индийской древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской. Славян тип кул-ры, кот принадл будущее, со­гласно Дани., находит в процессе становления. Дан. отмеч что каждая цивилизация вырабатыв преимуществ свой вид духовной деятельности.  Он различает 4 вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую. Исходя из анализа этих видов деят-сти он рассматривает основ типы цивилизаций. 1-ые цивилизации — египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую —подготовительными, т.к. они не проявили ни 1 из сторон общечел-ской деят-ти. В них все было «в смешении: религия, политика, кул-ра, обществ-экономичя организация». следующ цивилиз достигли более выс уровн во всех сферах деят-сти, но больше в какой-то определ области. Религия была «всепроникающим началом» в еврейской цивилиз; худож-культ-ная деят-сть получила развитие в греческой; политическая— в римской цивилизации. Т.к. в этих цивилиз была развита 1 определ деят-сть, он назыв их «одноосновными». Цикл развития культурно-исторического типа представлен след образ: 1)бессознат-ый период, в кот народы буд культурного типа находятся еще на уровне «этнографического материала» и когда формир психич облик народа; 2)период гос-ного становления, в ходе кот народы сост полит независимые образования; 2)период цивилизации, в кот народ становится культурноисторич типом и проявл свою деят-сть во всех направл. Первые 2 пер длятся тысячелетия, тогда как пер цивилизации сравнительно краток. После пер расцвета цивилиз наступ и период застоя. 1 из наиболее глубоких рус мыслит 19 в. К.Н. Леонтьев был антидемокр и антипрогрес. Он разработал оригинальную социал-философ концепцию консерватизма. Кон­цепция Л. носит глубоко системный хар-ер. Связ природу и чел-ка, мир его кул-ры, Л. сформул органическую теорию развития. Органич разви, по Л., явл сложным процессом, полный цикл кот включ в себя след этапы: первичной простоты; цветущей сложности; вторичного смесительного упрощения. Начал этапом развит выступ первичная простота, т.е. состояние системы, в кот не выявились еще все заложенные в ней возможн. Перех от первичной простоты к цветущей сложности представляет собой процесс самоорганизации системы. Цвет сложность - высшая точка развит. В кажд органич системе заложен механизм саморазруш и при достижен высшей точки развит начинается переход о цвет сложн к вторичному смесительному упрощения, кот процесс проявл в: ослаблении единства между частями; разрушении сложной иерархической струк-ры и уравнивании част др с др; отпадении частей от един целого. Итог распад, разложение, гибель системы. На основе этой схемы Л. обосновал идею цикличности развития госуд-тв, народов, кул-р. Достигнув расцвета, своей высшей точки, общ-во постепенно переходит к нисходящей линии развит, где разнообразие смен-тся однообраз, рез-те чего постепенно угасает способнь к кул-му творч-ву и данное общ-во перестает сущ-ть. Теор органич циклич разв-тия Л стала философ основ историософских построен русс консерваторов.В русском консерватизме идеи прогресса, демократии и либерализма подверг развернутой критике как с позиций органического подхода (Леонтьев), так и с религиозно-нравств позиций (Победоносцев). Выдвиг Л. идеи цикличности развития находились в прямом противореч с популярнв то время концепциями прогресса. Идеи прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу, рассматрив Л. как иллюзорные. В рус консерватизме дана не только критика идей либерализма и демократии с философских позиций, но и выявлены идейные основы либерально-демократических учений, предпосылки демократии и механизм ее функц-вания. К.П. Победоносцев наход такой образ для характеристики демократии, как «великая ложь нашего времени». Демократ безнравств, т.к. основ на лжи, а «что основано на лжи, то не может быть право». Он показыв, что идея народовл очень привлекат но в основе своей ложная, и весь опыт истории свидетел о том, что эта идея никогда не воплощ в жизнь, т.к. в действительности управлять будет не народ, а политическая элита. Перспективы будущего развития России проанализированы К.Н. Леонтьевым. 1-ый: тихое, медленное разложение византийских начал путем демократизации. Россия в таком случае пойдет подражател путем, потеряет свое «национальное лицо» и растворит в западноевроп кул-ре. Россия перестанет сущ-ть как великое госуд-во, превратив в заурядную демократ республику на задворках Европы.  «Социализм, т. е. глубокий и отчасти насильственный экономич и бытов переворот, теперь, видимо, неотвратим, по крайней мере для некотор части челов-ва». Социалистич идеи, по его мнен, ненаучны. Социоалист-ских пророков сменят социалист диктаторы, а сам социализм будет оформлен как гос-ная религия.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 791; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!