Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.



Место и роль философии в системе духовной культуры.

«психия» от греч – душа.

Психика – душа интеллект

§ Интеллект

§ Чувства – эволюции, интуиция

§ Воля – осознанная и неосознанная, подсознательная, бессознательная

Философия – явление духовной жизни общества

Духов. кул-ра – проявление человеч духа и души народа. Кул-ра человеческой мысли, интуиция, человеческие чувства - развивает духовность.

Духовная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в повседневном духовном общении м\у людьми. Наука – гл. образом рациональное проявление строго-логического мышления + интуиции. Искусство- лог мышление, но больше чув-тв и интуиции. Часто это порыв человеч души, кот трудно выразить логически и вообще в словах. Мораль – как система нравственных чув-тв и убеждений, моральных ценностей. В кач-ве кот выступает представления людей о добре, справедливости, доме, совести, чести и т.д. Все это проявление духов кул-ры людей, их духовности, вкл религиозн духовность и религиоз культуру. Философия занимает особое место в системе ДК. Она воспроизводит мир в его единстве и условности и выступает как ядро мировоззрения личности. Разное филос мировоззрение в немалой степени направляет поиск ученого, лежит в основе творческой реализации художника, воздействует на формирование моральных ценностей большинства масс людей. Роль фил в развитии ДК явл. основополагающей. По сл. Нем философа Гегеля: «философия – это эпоха схваченная мыслью» Вся эпоха др.словами отражает всю эпоху и влияет на ее дух содержание. Философия – «фило»-любовь, «софия»-мудрость. Философы(на западе и на восток выступает в роли мудрецов) «Быть философом – значит быть мудрым» - Пифагор. Владимир Соловьев – рус философ – развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Челов-кая мудрость не только знания, но это способ глубоко видения суть проблем, ему это дано, и принимать соответ решения на основе знаний, опыта и интуиции. Фил – касается всех этих сторон дух деятельности человека, учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определ ее роль в духовном развитии человечества и в его дух культуре.

 

Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки.

Фил, как более высокий уровень мировоззрения, а именно, как выраженный в системе понятия взгляд на мир – миропонимание – возникло в др. обществах (в Индии, Китае, Греции) на рубеже 7-6- вв. до н.э. Основ ее кул-но исторические предпосылкой явилось общественное раздел труда и непосредственное разделение на умственное и физическое. Появл слой людей, которые могут занимат специальной проблемами ДК; в большем числе религией, искусством, наукой, философией. «-я предпосылка: достаточно высокий уровень развития рационального(логического) мышления. Осн формой первобытного мышления – миф (миф – философия параллельно в которой предст примитивное значение людей о мире с их фантазией и религией). Миф – знания, вымысел и вера. С разложением первобытной общины и рабовладельческого строя, что сопровождал отделением умственного труда от физического все более развивалось рационально-логическое мышление. Это выраз в матем-ке Пифагора (6 вв до н.э.), в философии Фалеса, Гераклита, Протагора. Они размышляли о проблемах мира, космоса и человека, о морали, регулярных отношений м/у людьми, об искусстве, религии. Их размышления все более опирались на научные знания и положили начало различным философским концепциям, направлениям и фил школам. Нечто подобное происходило и в др странах. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, полит отношений всей человеч кул-ры.

 

Предмет философии. Онтология, гносеология, логика.

Философия ставит и реш вопросы мировоззренческого хар-ра. Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, но всегда в основе ф. знания лежало выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Ф. - это не просто научн. дисциплина, а еще и специф. тип мышления, эмоциональн настрой, сист мировоз. чувств. Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом ориентированной на выявление отношений чел. с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структурой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтлогии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Ф. вопросы. Является ли сладость объективн свойством сахара или это лишь субъективное ощущение чел.? Вопрос о чел. свободе. Связан ли прогресс общества лишь с объективными показателями темпов эконом развития или же включает и субъективные, челов. аспекты? Все эти воросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Действительно ли сущ. законы прир., или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать выс. оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии”. Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф.

 

Функции философии.

Назнач филос лучше всего указ ее ф-ии. Осн из них: Мировоззренческая. Суть ее в том, что филос выступ как сист взглядов на мир, общ-во и чел-ка. Формир мировоззр людей, филос помог им ориентир в сложн природн, информац, технич и духовн мире. В завис от того, научн или не научн явл, филос (напр: религиозн) опред и хар-р мировоззр. Познават-ая. Философ решает пробл познават мира, раскрыв процесс его познан – то как соверш этот процесс, а так же решает вопрос о границе познания. Методологическая. Она заключ в том, что филос выступ в кач-ве метода познания мира, общ-ва и чел-ка. В кач-ве такого метода выступ, напр, Диалектика, как учение о развитии мира и его познание. Прогностическая. Созд целостную карт мира во взаимод всех его сторон, филос помог выяв источн и направл развит тех или иных фвлений прир и общ-ва. Этим она полаг предвид ход событий и сознат прогноз их. Логотерапия. (Логос-Смысл, терапия-лечение). Речь идет о лечении смыслом, «задача филос усматр в том, чтобы помочь чел-ку справ с теми страд, котор взваны его непоним того, что происх в его жизни и в общ-ве». Из-за тех или иных социальн причин у отдельн людей наступ духовн кризис, и человек мучается вопр о том, имеет ли смысл его дальн жизнь, о фундамент пробл его бытия, о религиозн исканиях и т. д. В данн случ встает вопрос выбора ценностей – религиозных … В этом ему должна помочь философия.

 

Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.

В такие периоды особ-но важно:

а) осмысл социальн процессы в их взаимосвязи и развит, сост целостн картину развит общ-ва. б) выявить противореч, лежащ в основе развит тех или иных явл и процессов и наметить пути их разрешения. в) опред тенденции развит тех или иных явл и процессов. Тенденция- устойчивая направленность. г) выявить то, что способств равнов и стабильн общ-ва, его выживанию и развит в интересах большинства людей, а что не способств этому. Чему надо содейств, а чему нет.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!