Иррационализм как направление в философии. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд.



В XX в. револ-ные сдвиги в научн познан, технич прогресс и ряд др социокульт-х измен несколько ослабили жесткое противост классов, каким оно было в 19 в. фил представла, такими противополож направл, как сциентизм и антисциентизм.Сциентизм (лат.—наука) ориентирован на развитие естествозн и явл продолж позитивизма 19 в. Образцом научности прежде всего рассматр соврем физика. Стир резкое противор м\у рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и иррационализмом, Иррационализм представлен концепциями «Философии жизни» таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон. Он стрем показать особен гуманитар знания и неисчерпаемость объектов исследов чел-ка и общ-ва, его кул-ры. Фил 20 в. отлич также многопредметность. Представители ир реш знач придают подсозн и бессозн началу в повед чел-ка и в его подсозн деят-ти. Ир сост глав содержание так назыв «фил-фии жизни» объявившей что дух мир чел-ка не сводит к его логич мышлению, а включ в себя всю совокуп чел-ких чув-тв, переживаний. А. Шопенгауэр 1780-1860. счит, что повед чел-ка управл бессознат «миров воля», кот проявл в его личной воле. Он обоснов преимущ-ва бессознательной воли над разумом. По его мнению разум дает представл лишь о внешних сторонах явл., воля же проявл как неопредел желание, кот постепенно приобрет конкретный смысл. Воля чел-ка определ его отношение к миру, и его представл о мире. Гл фил труд Ш. «Мир как воля и представление». Ницще (1844-1900) наход под сил влиянием Ш. обоснов значен воли к власти. Волей к власти он считает основн побуждение деят людей. По Н воля власти присущ всему жив – растениям, живот, людям. Она м.быть осозн и инстинктивн. «люди не равны» это полож проход через все его произвед. В своей раб Заратустра он пишет что неравенство людей след из нерав расс, к кот они принадлеж. Основ рассовой чертой явл воля к власти, кот присущ сил расам, «они вправе повелев другими» Этот принцин лежит в основе теор морали Н. Он обоснов культ «здоровья жизни» и культ «сверхчел-ка» - т.е. чел-ка бога с его уродлив превышающ все разумные пределы воли к власти. Власть по Н может основ на лжи и «ложь непреемлив спутник и усл жизни». Н широко испол рассистами и фашистами. А.Бергсон(1859-1941) вступ как теоретик интуиции и интуиции подсозн. Интуиция – подсозн мышление и внутр подсознат чув-во, она играт гл.роль в воспряти и познании чел-ком мира, др. людей, морали, искусства, всего мира. В фил Б. призыв к изуч многомерности чел-кого духа. Фил и худ сре-ми (лит-ра, живопись, театр, муз) Гл вжится в ту или иную сторону жизн людей, в их кул-ру, ощутить ееизнутри. Бессознат начало чел-кой психики и повед и обращ к так назыв «психоанал» З.Фрейд и его последов (Юнга, Фромм, Маркузе идр.) Ф. представ структуру созн лич-ти:id, ego, super-ego. В его психоанал в кач-ве гл побудит сил деятел чел-ка выступ его инстнкты (id), прежде всего полов, психосекс энергия – либодо, а также инстинкт самосохранения. При этом чел-к удовл инстинкты действ с учетом соц норм – нравствен, религиозн, и др. (super-ego) В рез-те формир его самосознание (ego). Соверм последоват Ф. бол вним удел социал факторам повед людей. В т.ч. такие как власть, свобода, гуманист кул-ра. Это относит к работам Адлера, Фромм, Маркузе.

 

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (лат.—существован), или философия существования, играла и прод играть знач роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, свя­зан с человеком, смыслом его бытия в совр мире. Представители: Ж.- Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Симона де Бувуар и др. Экзистенциальные мотивы можно встре­тить и у таких выд писателей наш века, как  Г. Гессе, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ф.М. Достоевский. О проблем сущ-ния чел-ка, смысле его жизни, свободе и ответст-ти. Дат фил С Къергеорф вкл термин «экз-м мышление». Фил экз-ма получил быстрое развитие в 20 вв, особ на кан 2-ой мир войны и после нее. Наиболее верные ее запад представители нем фил: К.Ястерс и М.Хайденер, фран фил: Г.Марсель, Жан Поль Сатр. Гл вним удел внутр миру чел-ку, его истинным пережив. Стремление выразить их в целостном виде с пом искусства, нежели с пом науки. Экз-м оперир понятиями «сущность» и «существование». сущ-ть чел-ка – его внутрен свобода. Достое писал, что «подлинная суть чел-ка в свободе и тол в ней». Сущ-ние – реальн жизнь чел-ка в общ-ве, в мире. М\у сущ-тью чел-ка и его существо-нием есть постоян и глубокое противореч. Т.к. реаль жизнь чел-ка в общ-ве его сущ-вание не позвол реализвать его свободу (его сущ-ть) Чел-ку все труднее проявл свою творч индивидуал из-за многих ограничен (полит,мораль,религиозн). Хар-ны и др категории, кот оперируют экз-м это «забота», «страх» «ужас» и т.п. они выраж эмоц состоян чел-ка. Забота перех в страх, страх - постоян настроен чел-кое бытия. Если есть забота, зн есть и страх. Страх перех в ужас:1) когда открыв подлин смысл его бытия – вечное пережив, заботы, страх и 2) ког он оказыв в погранич ситуации м/у жизнью и смертью. Через все фил экз-ма проходит идеи свободы и ответственности чел-ка.Чел-к свободен в выборе поступков, но за каждый пост несет ответсвенн перед собой, др.людьми и перед богом. Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859—1938). Гл в его методе — непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе пережив этой вещи. Этот метод наз еще мет интенционального анализа.Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я пережив радость или печаль, то эти рад и печ будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредмет пережив не сущ. Учен и послед Гуссерля Мартин Хайдеггер(1889—1976) средств опис итолков бытия берет не категории объект науки, а субъект категории — экзистенциалыэмоционально окрашен понят, наприм, бытие-к-смерти. Бытие вообще раскрыв для него через человеч бытие — тут-бытие, кот всегда эмоц-но. Даже равнодушие-определ душев настроен. Хайдеггер: «Всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием».бытие чел-ка и мир неотдел др от др. Чел-к всегда в мире и мир — это мир чел-ка. Кажд из философов-экзистенциалистов концентр вниман на какой-то реальной стороне чел-ких отнош и дает их убедит-ный социально-психологический анализ» Но, обращая вниман на какую-то 1 из хар-тик этих отношений, он оставляет в стор др, счит их производ от нее и созд при этом довольно сложн филос конструкции.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 606; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!