Эмпирическое направление в философии. Индуктивный метод познания Ф. Бекона.



В 17-18 в фил развивалась под прям влияние естеств наук. Анг. фил. Ф. Бекон (1561-1626) соедение в своем тв-ве науку и философию. Свои взгляды он изложил в работе «Новый органон»

В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля. Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей. В истории науки четко выступают 2 пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину. (выводит истины из разума, что ведет к пренебреж фактами). Ученый, следующий эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. (умение собирать факты, но не умение их обобщать). Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, кот доставляет опыт.( пчела) До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении — поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Главное затруднение в познании природы, по мысли Ф. Бэкона, находится в уме человека в его употреблении и применении Суть в том, чтобы идти совершенно иным путем, иным методом. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой. индукция(термин «индукция» означает наведение), т. е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Б, — компас корабля науки. Особенность индуктивного метода Б — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Б на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

Рационалистическое направление в философии Р. Декарт о едином универсальном научном методе.

Рене Декарт развил иные взгляды в отл от Бекона (1596-1650) Обосновал Рационалистический подход к познанию явлений, положив в основу познаний не пыт, а логичес (рационалистич) мышление. По его мнению в фил наибол глубок процессы в природе и в душе чел-ка можно познать только с помощью логического анализа. Опыт бессилен и не везде предоставлен. Наприм при исследовании Вселенной и чел.души. Идея созд универсал научного метода с пом которого он считал возможным построить систему наук и обеспечить чел-ку гоподства над природой. Это метод универсал математики. Д. выступил как дуалистон признавал и материал и духовное начало (субстанции, сущности). Истина, то что очевидно: глаза или внутр взор (интеллект интуиция), что не дает повода для сомнения. «мыслью знач сущствую», «я могу сомнев в чем угодно, но не сомнев в том что сомневаюсь, т.е. мыслью, а это верный знак моего существован» т.е. мышление первичная жизнь чел-ка. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометри, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало сист алгебраических обозначений. В механ. Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а также з-н сохранения полного кол-ва движ. при сооударении двух неупругих тел.                 В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!