Философия И. Канта: докритический и критический периоды.



НКФ представлена : Кант, Фихте, Гегель, Фейербаха. Кажд создал свое оригин фил учение. Многие полож в фил актуальны сегодня. Иммануил Кант (1724-1804) Его фил тв-во делится на периоды: докритический(1) и критический(2). В (1) пер (до нач 80х гг. 18 столетия) Кант направ свое внимание на изучение природы чел-кой морали, религии, ис-ва, т.е. на окр чел-ка мир и бытие самого чел-ка. В раб (1) периода К. находился под сил влиянием рационалист фил Декарта (Лейбница, Вольтера) согл кот знания развивали гл образом путем лог рассуждений. Он пришел к выводу, что логич рассужден могут объяснить далеко не все явления. И не могут ответ на многие вопросы. Не может ответ и опытное естествознание. Он обрат к критике разума (исследов сам разум), т.е.е к критич анализу возможностей познавательн деятельности чел-ка. В этом суть его критич фил – в критич анализе чистого разума. В 80-е гг. 18столетия- назыв (2) период фил тв-ва Канта. Работы: «Критика чистого разума» (1781) «критика практического разума» (88) «критика способности суждения». Он берет область искусства. 1-я Кант изложил свое учение о познании, 2-я Этику как науку о регулировании практич поведения людей, 3-я эстетика. Созданную им «теорию познания» К. рассматривал как основную часть своей философии. Он указываал на 3 ступени познания мира чел-ка: 1) чувственное созерцание явления 2)рассудочное мышление 3) разум. 1) Это представление людей о явл природы и общ-ва складыв на основе их ощущения. Знания об этих явл формир в процессе повседнев жизни людей (крестьянин, ремесленник, учитель и т.п.). У них есть предст о многих явл-х, как внешняя сторона явлений. Сущ-ть же скрыты от людей – это «вещи в себе» 2) расудоч мышление присуще, как обыденному житейскому сознанию, так и науке. К. исследовал познават способность в мат-ке и естествознан. Он пришел в выводу , что эти науки могут осмысл те или иные явл и законы их развития, гораздо глубже, чемобычн сознание людей, но и они не могут скрыть сущ-ть этих явлений. Она по прежнему остается «вещь в себе». 3) По мнению К. сущ-ть явлен пыт постигнуть разум предст собой высшую познават способность чел-ка. Разум направлен на познание мира в целом. Но решая эти задачи разум наталкив на неразрешенные противореч – антиномии. К. формир след антиномии на кот не возможно дать однознач утвердит ответ: 1. Мир не имеет начало во времени и пространстве и в то же время имеет такие начала (о них гов в религиозн учениях) 2. Мир бесконечно делил и неделим. 3. В мире господствует необходимость , только то, что необходимо и сущ-ет. 4. Бог существует и не сущ-ет. Невозмож доказать с точностью не одно из этих утверждений. Все это «вещи в себе». Их мож лишь восприним на веру. Тем сам мир в целом по К. непознаваем, непознваем и сущ-ти отдел вещей. Чел-к имеет дело лишь с их внешней стороны – явление. В этом суть Кант-ого агностетизма – уч о непознаваемости мира.

Этика И. Канта, его понятие «нравственного закона».

Важн зн имеет этика К. Он выступил как противник гедонизма (Эпикур и др). согл кот счастье чел-ка заключ в его чувств-х удоволствиях. Это по К. противоречит исполнению нравственного долга. 1 чел-ка перед другими и всем общ-вом К. невыступ против наслаждения. Осн формул нравственного закона – категорич императив. Смысл кот – поступай так, чтобы правило твоего личн-го повед могло стать правилом для всех. Это соответ заповеди Христа «поступай так, как ты хотел бы, что бы др поступили по отношен к тебе». Из этого исходит практический разум людей, кот формир принципы и нормы морали, того или иного общ-ва. К. писал, что всю фил можно подвести под след вопросы: 1)что я могу знать? – Мф. 2)Что я должен знать? – мораль. 3)На что я могу надеяться? – религия. 4)Что такое чел-к? – антропология. Но в сущ-ти все это можно свести к антропологии, т.к. три первых ? можно отнести к 4-ому. Сфера деятельности практического разума — сфера морали. Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История чел-тва демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими сред-ми обосновыв абсолютный хар-ер морали. Мораль, по Канту, — сама бытийственная основа чел-кого сущ-ния, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль, по Канту, носит характер императивности., означает всеобщность и обязательность требований морали: «категорический императив, — пишет он, — есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы» Он утверждал, что подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе. Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический хар-ер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности. Учение И. Канта как раз и было направлено на выявление внеисторических и вневременных хар-тик морали, и было адресовано всему человечеству, а не какому-то классу или народу. Казалось бы на первый взгляд абстрактные и формальные рассуждения Канта пережили свое время. Кант не просто современен, он всегда современен, как современны и Платон, и Декарт, и Шеллинг, и Вл. Соловьев — все великие мыслители, защищавшие непреходящие ценности чел-ской жизни.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 509; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!