Антропоцентризм в фил и искусстве Э Возрождения



В данной эпохе светские интер и полнокровн земная жизнь, были противопоставлены религия аскетизму. Это проявл в фил, искусству, лит-ре. Бокачч в «де камерон» для кот хар-ен свободомысл и жизнерад юмор. Высмеив разврат католич духовенство и тунеядство дворянства, просл пытливый разум, стремление и кипуч энергию горожан. Петрарка собир древние рукописи в своих советах воспев красоту и благород чел-ка, особен женщин. Ранее Данте «Бож комед» в кот поставил пролему чел-кого достоинства. И ответств за свои дела. На 1-ый план – живой и разностор развитый чел-к, с его потребностями, интрес + способ реш своих проблем. Теоцентризм уступил Антропоцентризму т.е. в центре фил, лит-ры, иск, оказался чел-к полный жизненных сил и благород побуждений. Их воспели выд художн среди кот итальян Леонард Да Винчи, Микеладжело, Рафаэль, Рубенс, Птицеан и др. Рубенс, Вандейк, Ренбрант, испанцы: Веласкес, Сурбаран. Они утвержд физическую и духовн красоту чел-ка, его безгранич твор-кие возможности. Это взлет худож философии, выражен ср-вами искусства. Раньше чем в др. странах нов фил и кул-ра появилась в Италии.Больш роль играла антич к-ра Греции и Рима, с его ориентиром на чел-ка. Возрожден этой кул-ры в новое время как ЭВ или Ренессанса.

 

Реализм и номинализм в западноевропейской средневековой философии.

Речь идет о 2-х основ направл средневековой схоластики. Реалисты счит, что подлин реальностью обладают только общие понятия универсальн заключ в себе сущ-ть вещей. Др. словами сачала идет доброта, красота, форма, а затем вещь – чисто по Платону. Номиналисты(от лат имя) исход из того, что сначала сущ-ют вещи, а затем идеи. Т.е.из учен Аристотеля. Общие понятия (универсали) истолковывались лишь как … вещей. Не облдающ самостоятел сущ-нием. Они образуются нашим умом путем отражения отдел вещей, выделение в неск общих, в т.ч. наиболее сущ-ных св-тв. Т.образом номинализм близок к материализму (к явл. Природа, общ-во и чел-к)

Материализм и идеализм в античной филсофии.

Билет 6 + Ф. Шлегелем (1772—1829). «Материализм. — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это ) первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.) Подобно материализму, идеализмтакже неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

Социально-исторические предпосылки философии эпохи Возрождения.

С 1-15 в. начин прелом в истории З.Европы ЭВ (ренессанс) сущ-вала до 16-17 вв – поздний ренессанс. Эпоха ознаменовалась быстрым распадом феодал отношений и развитием капиталист произ-ва. Развивались богатейшие гос-респуб: Венеция, Флоренция. Зн развитие получ ремесло, мануфакт, миров торговля. Круп открытие и изобретение –печатн станки, огнестрельн оружия и т.п. Колумб открыл Америку, Васко Дегама – нашел морской путь в Индию, Магилан – доказ шарообразность земли в кругосвет путешествии. Люди покаряли природу, развивали проз-во и дух ул-ру. Создавали шедевры в искусстве. Появил новая фил, отраж хар-ер Новой эпохи и решав свои специальные задачи. Эв – переворот в системе ценностей в оценке всего сущего и отнош к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и перевод как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Наконец, если фил Средневековья теоцентрична, то характерная особенность фил мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

Гегель о законах даилектики.

Гл. достиж его фил – диалектика (т.е. учение о развитие природы, общ-ва, их познания и чел-кого мышления) кот составила содержание диалект метода Г. Итак, анализируя понятия кол-ва и кач-ва. Г. показал, что количеств изменения ведут к изменению качественного и наоборот. 1. Переход воды в пар есть перех к новому кач-ву, кот в свою очередь имеет новое колич-ные хар-ки. 2. Кол-ное накопление знаний ведет к новым качеств состояниям и к научн рев-циям. 3. кол-ное накопление социал противоречий можно привести к изменениям качествен состоян общ-ва путем соц рев-ции. (путем социал реформ). Большое зн. Г. придавал значению – понят «мере» как того кол-ного диапазона в предел кот сохран определенное кач-во (мера воды, демократии). Все это выражено в законах переход кол-ного изменения в кач-ное и наоборот. Данный закон указ на хар-ер развития различн вещей и явлений. Г. развил положение о потивореч, как внутр источнике развития. Он пис: «противоречие – вот что на самом деле движет миром». В раскрытие роли противореч, как источника развит явлений заключ суть сформулирован Г. закона «единства и борьбы противоположностей». Г. сформировал также «Закон отрицания отрицания» выраж противореч нового и старого в развитии разл явлен: «всякое новое отрицает старое, сохран однако то, что остается жизнеспособн и имеет значение для настоящего» В этом заключ суть диалектического отрицания. На опред этапе развития это новое утрачивает мн свои каяч-ва и отрицается др явлением послед ыступает как отрицание отрицаниЯ. Т.к. 1-ое отр 2-е, а 2-е отр 1-е. Оно к тому же повтор некотор черты исходного явления. Происходит якобы возрат к старому на новой основе. Этим опред спиралевидный хар-ер развития явлений. Закон отрицание отрицаниЯ указ на направленность раз-тия и на преемствен в ней. Диалектика как учение о развитие мира, его познания и чел-кого мышлен вскрыло несостоятельность МФ-кого способа мышления, рассматрив вещи вне их всеобщ связи др с другом, вне их развития и противоречий. Колос(3)-отрицание отрицаниЯ; стебель (2); исходное явление (пшеница зерно)(1). (1)→(2)→(3)→(1) и т.д.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 554; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!