Натурфилософия и пантеизм. Н. Кузанский, Дж. Бруно.



Натурфил или фил природы ЭВ часто носило пантеистич хар-ер («пантеизм» - бог всего, - прямоотриц божественного начала, бога) Натурфил отношение его с природой, как бы возвращ его из потусторон мира.Природа вновь выступает в кач-ве активного начала, причина всех вещей и явлений. Кузанский Николай (1401-1464) – кардинал, уч, философ, советник Папы 2 – высказал положение «единое есть все». Он высказал ряд лиалектич идей и идею о том что источником движения и развития явл внутреннее противоречие, присуще тем или иным явлен. Он обосновал понятие научного метода, проблемы творчесва, безгранич познават возможностей чел-ка. Джордано Бруно (1548 – 1600)он отбросил чернов догматы о сотворен мира, но якобы имевшим месте начало мира и грядущ его конце Гелеоцентричность идеи Коперника – развил его идеи Бруно, согласно кот планеты солн системы вращ вокруг Солнца. Он утвержд, что во вселенной ущ-ет бесконечное множество миров. Эту идею он развил в работе «о бесконечности», «о вселенной и мирах»Он признавал всеобщ одущевл материи. Она есть живое и активное начало. Его бог – вселенная, кот «творит и творящая» в последствии натурфил активно опирал на механику Галера, Ньютона, Кеплера.

Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.

Философ вопрос отражает познаваем мира и различные процессы (физические и биологич). Научные философы всегда отвеч на этот вопрос полож. Открывается сущ-ть многих явлений и законы их развития, кот затем используются в интер людей. Но сущ-ет и др подход, согласно кот чел-ская возможность познания либо ограничена, либо = 0. Нем фил 18 в. Иммануил Кант: «чел-к в состоянии познать лишь окруж его мир явлений» Т.е. познают в ходе своих опытов. На мир явлений лишь внешняя сторона действительна. Сущность явлен, т.е. их внутр сторона по Канту впринципе непознаваема. Она – некая «вещь в себе». И она никогда не откроет, т.е.не станет вещью для нас. Мы можем придержив лишь опред веры. Кант писал: «мне пришлось ограничить знания, чтобы освобод место вере» Этот его подход – агностицизм. Это учение о непознаваемости мира. Вопросы о познаваем мира мучает людей до сих пор. Он звучит приблез так: Опираться ли людям в своей деятельности на науку или на веру?

Человек и космос в античной философии. Проблема первоначала.

1-им из гл. черт античной Греческой фил было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – хар-ная черта греч философии. Чел-к рассматрив в его отношении к космосу, как эелемент космоса. Космос как бесконечная и упорядочная природа, при этом рассуждение о космосе носит чисто умозрител хар-ер. Т.е. не были основаны на научных данных. Гр мыслители искали материал начало мира или космоса- его первоначало (праматерию). Фалес считал такой праматерией воду, Гераклит – огонь и т.д. назва 4-е стихии:вода, земля, воздух, огонь. Из сочетания кот якобы состоят все тела. Материалистический подход – обращение к данным стихиям, оно ориентирует на сознание реальной действительности – природы, космоса, вселенной.

Элементы диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона, Аристотеля.

Для античных фил хар-ны зачатки диалектики в объяснении развития мира его познания и чел-кого мышления. Так Гераклит указыв на развитие всего сущного от ? до космоса. «все течет все изменяется» «в одну реку нельзя войти дважды» Гераклий считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия + внеш противоречия м/у ними. «все происходит через борьбу и по необходимости» Зенон Элейский пыт осмыслить противореч хар-ер движения, прежде всего движенья и покоя он указывал на прерывность движен, ноне смог объяснить его, как единство непрерывного и непрерывного. Проблемы диалектики разраб Платон, кот писал свои труды в форме диалога, споров, дискуссии. В споре истина. Он рассматривал развитие самого мыщления, а также противоречий взаимодейст мира вещей и мира идей. Он развил многие идеи Сократа, кот. впервые ввел в фил понятие диалектика. Аристотель развил диал дальше. Это прояв в его учении о материи, форме, причинах и движении. Он считал, что возникнов вещей и их совершенство зависит от форм, кот по своей сущ-ти активно. Материя пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определ ее развитие. Форма вещей определ многообразие мира.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!