Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.



Место и роль философии в системе духовной культуры.

«психия» от греч – душа. Психика – душа интеллект 1)Интеллект 2)Чувства – эволюции, интуиция3)Воля – осознанная и неосознанная, подсознательная, бессознательная. Философия – явление духовной жизни общества. Духов. кул-ра – проявление человеч духа (или человеч души) и души народа. Кул-ра человеческой мысли, интуиция, человеческие чувства - развивает духовность. Духовная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в повседневном духовном общении м\у людьми. Наука – гл. образом рациональное проявление строго-логического мышления + интуиции. Искусство- лог мышление, но больше чув-тв и интуиции. Часто это порыв человеч души, кот трудно выразить логически и вообще в словах. Мораль – как система нравственных чув-тв и убеждений, моральных ценностей. В кач-ве кот выступает представления людей о добре, справедливости, доме, совести, чести, см. жизни и т.д. Все это проявление духов кул-ры людей, их духовности, вкл религиозн духовность и религиоз культуру. Философия занимает особое место в системе ДК. Она воспроизводит мир в его единстве и условности и выступает как ядро мировоззрения личности. Разное филос мировоззрение в немалой степени направляет поиск ученого, лежит в основе творческой реализации художника, воздействует на формирование моральных ценностей большинства масс людей. Формируя у людей определ фиософ направление их дух деятельности тем самым направляет развитие вех элементов духовной культуры. В том числе науке, искусстве, морали, религии и т.п. Роль фил в развитии ДК явл. основополагающей. По сл. Нем философа Гегеля: «философия – это эпоха схваченная мыслью» Вся эпоха др.словами отражает всю эпоху и влияет на ее дух содержание. Философия – «фило»-любовь, «софия»-мудрость. Философы(на западе и на восток выступает в роли мудрецов) «Быть философом – значит быть мудрым» - Пифагор. Владимир Соловьев – рус философ – развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Челов-кая мудрость не только знания, но это способ глубоко видения суть проблем, ему это дано, и принимать соответ решения на основе знаний, опыта и интуиции. Фил – касается всех этих сторон дух деятельности человека, учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определ ее роль в духовном развитии человечества и в его дух культуре.

Возникновение философии, ее культурно-исторической предпосылки.

Фил, как более высокий уровень мировоззрения, а именно, как выраженный в системе понятия взгляд на мир – миропонимание – возникло в др. обществах (в Индии, Китае, Греции) на рубеже 7-6- вв. до н.э. Основ ее кул-но исторические предпосылкой явилось общественное раздел труда и непосредственное разделение на умственное и физическое. Появл слой людей, которые могут занимат специальной проблемами ДК; в большем числе религией, искусством, наукой, философией. «-я предпосылка: достаточно высокий уровень развития рационального(логического) мышления. Осн формой первобытного мышления – миф (миф – философия параллельно в которой предст примитивное значение людей о мире с их фантазией и религией). Миф – знания, вымысел и вера. С разложением первобытной общины и рабовладельческого строя, что сопровождал отделением умственного труда от физического все более развивалось рационально-логическое мышление. Это выраз в матем-ке Пифагора (6 вв до н.э.), в философии Фалеса, Гераклита, Протагора. Они размышляли о проблемах мира, космоса и человека, о морали, регулярных отношений м/у людьми, об искусстве, религии. Их размышления все более опирались на научные знания и положили начало различным философским концепциям, направлениям и фил школам. Нечто подобное происходило и в др странах. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, полит отношений всей человеч кул-ры.

Функции философии.

Назнач филос лучше всего указ ее ф-ии. Осн из них: Мировоззренческая. Суть ее в том, что филос выступ как сист взглядов на мир, общ-во и чел-ка. Формир мировоззр людей, филос помог им ориентир в сложн природн, информац, технич и духовн мире. В завис от того, научн или не научн явл, филос (напр: религиозн) опред и хар-р мировоззр. Познават-ая. Философ решает пробл познават мира, раскрыв процесс его познан – то как соверш этот процесс, а так же решает вопрос о границе познания. Методологическая. Она заключ в том, что филос выступ в кач-ве метода познания мира, общ-ва и чел-ка. В кач-ве такого метода выступ, напр, Диалектика, как учение о развитии мира и его познание. Прогностическая. Созд целостную карт мира во взаимод всех его сторон, филос помог выяв источн и направл развит тех или иных фвлений прир и общ-ва. Этим она полаг предвид ход событий и сознат прогноз их. Логотерапия. (Логос-Смысл, терапия-лечение). Речь идет о лечении смыслом, «задача филос усматр в том, чтобы помочь чел-ку справ с теми страд, котор взваны его непоним того, что происх в его жизни и в общ-ве». Из-за тех или иных социальн причин у отдельн людей наступ духовн кризис, и человек мучается вопр о том, имеет ли смысл его дальн жизнь, о фундамент пробл его бытия, о религиозн исканиях и т. д. В данн случ встает вопрос выбора ценностей – религиозных … В этом ему должна помочь философия.

Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.

В такие периоды особ-но важно:

а) осмысл социальн процессы в их взаимосвязи и развит, сост целостн картину развит общ-ва. б) выявить противореч, лежащ в основе развит тех или иных явл и процессов и наметить пути их разрешения. в) опред тенденции развит тех или иных явл и процессов. Тенденция- устойчивая направленность. г) выявить то, что способств равнов и стабильн общ-ва, его выживанию и развит в интересах большинства людей, а что не способств этому. Чему надо содейств, а чему нет.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!