Учение Платона о государстве и праве.



Платон (Аристокл) (428-348 до н.э.) происходил из знатного рода и был учеником Сократа. Побывал в Египте, Италии. Возвратился в 387 г., приобрел рощу вблизи Афин, где основал школу под названием «Академия», просуществовавшую до 529 г. н.э., когда она была закрыта византийским императором Юстинианом.

«Апология Сократа», «Государство», «Полития», «Законы».

Согласно Платону государство возникает по предначертанию богов как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, сотрудничая друг с другом, на основе разделения труда.

В диалоге «Государство» Платон излагает знаменитый проект идеального государства. Подобно тому, как в душе человека есть три начала: разумное, защитное и деловое (разум, воля, эмоции), так и в государстве должно быть три сословия. Первое сословие (правители, философы) выполняют функцию заботы об интересах целого, как такового; второе (воины-стражи) – защиты общественного союза от внешних врагов и обеспечения порядка в обществе; третье (производители, земледельцы и ремесленники) - заботится об удовлетворении частных потребностей отдельного человека. Правители и воины не должны иметь частной собственности, так как их жизнь д.б. посвящена служению общему благу. Платон предлагал регламентировать все стороны человеческой жизни: политический строй, материальные условия, духовную и интимную жизнь каждого для того, чтобы внедрить единомыслие граждан и предотвратить возможные изменения политического строя. За попытки внести изменения в законы предусмотрена смертная казнь.

Воззрения Платона со временем изменяются. В более позднем диалоге «Законы» он разрабатывает проект «второго по достоинству» государства, где также изобразил «идеальный» строй, более приближенный к реальности. В этом государстве:

- всем гражданам, в том числе философам и воинам, разрешается иметь семью, землю, дома в частной собственности. Земля – собственность государства; и ею пользуются на правах владения;

- деление граждан на сословия заменяется их градацией согласно размеру имеющегося в собственности имущества. Политические права приобретаются в зависимости от размера имущества;

- производственные потребности земледелия полностью обеспечиваются на счет рабского труда; политически рабы полностью бесправны;

- подробно описывая организацию государственной власти, Платон проводит идею смешанной формы правления: демократии и монархии.

Платон разработал подробную типологию форм государства, положив в основу классификации количество правящих лиц и степень соблюдения законов. Их три: монархия, власть немногих и власть большинства. Но каждый вид представлен в двух вариантах - правильном и неправильном, т.е. основанном на законе или нет:

· монархия, построенная на законах и тирания (при несоблюдении законов);

· аристократия (законная власть немногих) и олигархия (незаконная власть);

· демократия (среди законных форм она наихудшая) и демократия, основанная на беззаконии и насилии – наилучшая форма правления. Объясняется это тем, что при демократии власть «поделена между многими, каждый из которых имеет ее ничтожную толику», а значит, не может причинить слишком большое зло.

Закон - это та основная несущая опора, на которой держится государство. Высшая его цель - благо государство. Наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они ни исходили - справедливые законы. Платон различает правильные (установленные для общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах какого-либо лица или группы лиц, захватившей власть). Согласно Платону, закон – это установленный мудрецами писаный акт, совокупность религиозно-нравственных норм для ориентации граждан.

 

 

Учение Аристотеля о праве и государстве.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) - самый прославленный ученик Платона. Но он не следовал механически его учению, и даже критиковал Платона, это был равный ему по масштабу философ.

 «Политика», «Афинская полития» и «Этика»

Государство: для человека свойственна потребность в общении, и поэтому государство – естественный продукт развития человеческого общества. Гос-во – объединение подобных друг с другом людей в целях достижения для них наилучшей жизни. При этом люди – это только свободные граждане греческих полисов, но только не рабы и не варвары. Цель государства – благо людей.

Отвергал идею Платона об идеальном государстве, т.к. считал, что частная собственность – присуща человеку, и без нее невозможно построить общество, отсюда и «идеальное гос-во» Платона является утопией.

Но и собственность д.б. умеренной, она должна носить умеренный характер (много – плохо; мало – плохо). Аристотель и осуждал «неправельно добытую» собственность (кража, спекуляция), поэтому защищает лишь ту, которая создана своим трудом.

Выделял три правильные формы:

1) Монархия

2) Аристократия

3) Полития (демократия + олигархия – как усредненный вариант: не богатые, не бедные)

Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия.

Право для Аристотеля - прежде всего – воплощение справедливости. Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей. В случае неисполнения поддерживается принудительной силой.

Цель гос-ва и права одна – справедливость и общее благо.

Само право философ разделяет на естественное и условное.

Естественное право то, которое не нуждается в законодательном закреплении, оно всеми признано. К нему относятся общественные явления, существующие от «природы»: семья, рабство, частная собственность и др.

Условное право, т.е. нормы, установленные людьми, в форме законов и соглашений. При этом он различает писаные и неписаные законы, а также обычаи.

Законы могут быть справедливые и несправедливые, но в любом случае надо исполнять для поддержания общественной стабильности.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!