Политическая и правовая мысль периода борьбы демоса и



Аристократии в Древней Греции.

В этот период наиболее известным был поэт Гесиод из Беотии (кон.VIII – нач. VII вв. до н.э.). В своей поэме «Труды и дни» он рисует тяжелое положение крестьянства, теснимого и разоряемого знатными людьми, сконцентрировавшими в своих руках земельные богатства.

До века, когда жил Гесиод, по его мнению, существовало еще три века: золотой, серебряный и медный. Теперь – век железный, когда люди обременены непосильным трудом и непрестанными заботами, охвачены взаимной враждой, повсюду господствуют обман инасилие. В стихах Гесиода, осуждающих насилие и неправду, выражен протест против захватов и притеснения со стороны аристократов – представителей родовой знати.

Память о равенстве и всеобщей свободе, царивших при первобытнообщинном строе (золотой век), сохранялась в народных преданиях и отразилась в религиозных верованиях. Богатая знать вынуждена была считаться с народным культом Кроноса – бога золотого века и допускать празднества в его честь – кронгои (римские сатурналии), на время которых рабам предоставлялась свобода. Обычай требовал даже, чтобы господа обслуживали рабов во время праздничных трапез.

Борьба против старой родовой знати – эвпатридов, начатая в VIIв. до н.э., почти повсеместно закончилась победой демоса. Родовая аристократия потеряла свои привилегии и была оттеснена от монопольного руководства государством.

Политическая и правовая мысль аристократии нашла выражение в учении Пифагора и его школы. Пифагор(571–497 гг. до н.э.), идеолог аристократии, жил долгое время на острове Самосе, но с установлением там тирании Поликрата Самосского покинул остров и поселился в городе Кротоне (Южная Италия). Здесь он объединил местные аристократические круги и создал особый союз, имевший политический характер.

Политическое и правовое учение Пифагора построено на аристократических началах. Человек нуждается в господине и должен подчиниться государственному порядку и закону, учит Пифагор. Худшее зло для всякого общества – безначалие. Поэтому необходимо повиноваться правящим чинам, почитать законы, родителей, правителей. Правящие же чины, составляя обособленную от масс верхушку общества, изображаются Пифагором как лучшие люди по своим нравственным и интеллектуальным качествам, по доблести, силе, уму. Он проповедовали особый образ жизни, отличавшийся строгостью нравов. Политическим идеалом Пифагора и его последователей была аристократия – господство знати над широкими массами людей.

 

Сторонником родовой знати, аристократии был также другой греческий мыслитель –Гераклит(кон. VI – нач. V вв. до н.э.). Он утверждал, что мир состоит из вечно меняющейся материи.

Гераклит был защитником рабства. Он пытался оправдать социальное неравенство ссылками на законы вселенной и заявлял, что борьба есть закон вселенной и что одним борьба определила быть богами, другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными. Раздоры, а вместе с тем и бедствия жизни неустранимы. Попытка истребить бедствия и изгнать раздор из мира богов и людей могла бы лишь способствовать гибели мира.

Гераклит выступал в области государственного строительства как приверженец аристократии. Господство немногих он пытался оправдать присущим им превосходством перед массами.

Гераклит отрицал демократию, которая существовала в то время в его родном городе Эфесе.

Однако, опасаясь выступлений против рабовладельческого строя, Гераклит подчеркивал значение соблюдения законов в государстве. Народ, говорил он, должен бороться за свой закон, как за свои стены. Законы государства Гераклит объявлял отражением вечных законов миропорядка. Но при это имеет в виду закон тиранов или олигархов. Именно этому закону неравенства, установленному одним или немногими, мыслитель призывает безоговорочно повиноваться.

Другим ярким ученым того времени был Демокрит(ок. 470 или 460 г. до н.э. – ум. в глубокой старости), являвшийся защитником демократии, сторонником торговых и промышленных кругов. Люди, по учению Демокрита, вели первоначально стадный образ жизни, не имея ни одежды, ни жилищ и не создавая запасов пищи.
У них не было ни царей, ни правителей, ни господ, ни войн, ни грабежей. Они вели мирную и чуждую излишеств жизнь. Позднее, научившись пользоваться огнем, они перешли к земледелию, изобрели ремесло и создали государственную власть.

Государство есть, по Демокриту, величайший оплот, отражающий все: пока оно цело – все цело, когда оно гибнет – все гибнет. Демокрит отмечает также большое значение закона и законности. Так как взаимные отношения людей преисполнены вражды, то законы необходимы и их следует охранять с беспощадной строгостью.

Демокрит был сторонником рабовладельческой демократии. Демокрит защищал умеренную демократию, относясь критически к крайней демократии, укрепившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э.

Вместе с тем развитие системы хозяйства и связанное с этим обострение противоречий внутри полисов подняли значение вопросов государства и права, в особенности вопросов о происхождении и сущности государства и права.

Новым потребностям жизни удовлетворяли тогда софисты (от греч. sophos – мудрый. Они обучали искусству спорить, доказывать в суде и на народном собрании – расцвет риторики. Софисты утверждали, что о любом явлении можно судить двояко, всегда могут быть 2 точки зрения, поэтому у каждого человека и обстоятельства имеется своя истина. Они провозглашали зависимость знания от конкретных условий.

Такой подход к пониманию истины софисты извлекли на основе анализа политических и гос. устройств различных греческих полисов, которые демонстрировали примеры существования в относительно сходных условиях различных гос. - правовых моделей (где-то демократия, где-то тирания, где-то олигархия).

У софистов право и закон изначально является творением рук человека и они отражают интересы отдельных политических групп и слоёв населения, а значит право, в отличие от законов природы, изменяется со временем и не является постоянным.

Различают обычно старших софистов и младших. К числу старших относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон, Продик; к числу младших – Ликофон, Тразимах, Калликл, Алкидам, Критий.

Старшие софисты придерживались прогрессивных взглядов и были сторонниками демократии. Среди младших наряду с представителями демократического направления встречались и защитники авторитарных взглядов и течений.

Надо отметить, что вопросы государства и права поставлены были, прежде всего, у прославленного представителя старшего поколения софистов – Протагора(ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.): «О государстве», «О борьбе» и т.д..

Протагор выдвинул учение об относительности знаний и наших представлений о добре и зле. По его мнению, все зависит от того, как человек воспринимает и оценивает постигаемую им действительность.

По мнению Протагора все должны быть участниками политической и правовой жизни, в равной мере принимать участие в решении государственных дел.

Чтобы подчеркнуть условность закона, Протагор противопоставляет закон человеческий закону естественному. Однако естественное состояние, по Протагору, не выше и не лучше гражданского состояния. Наоборот, Протагор рисует естественное состояние как войну всех против всех, при которой совершенно невозможна совместная жизнь людей. Практическим выводом из этой философии мог быть только призыв к неуклонному следованию существующим законам.

Весьма остро был поставлен младшими софистами, отражавшими интересы богатой знати, вопрос о сущности права. Так, Тразимах, пытаясь оправдать господство верхушки общества над массами простых людей, объявлял, право служит интересам властвующих, а не подвластных, и это естественно.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!