Софисты: проблемы государства и права.



Развитие системы хозяйства и связанное с этим обострение противоречий внутри полисов подняли значение вопросов государства и права, в особенности вопросов о происхождении и сущности государства и права. Традиционные воззрения и верования подвергались при этом смелой критике. Новым потребностям жизни удовлетворяли тогда софисты (от греч. sophos – мудрый. Они обучали искусству спорить, доказывать в суде и на народном собрании – расцвет риторики. Софисты утверждали, что о любом явлении можно судить двояко, всегда могут быть 2 точки зрения, поэтому у каждого человека и обстоятельства имеется своя истина. Они провозглашали зависимость знания от конкретных условий.

Такой подход к пониманию истины софисты извлекли на основе анализа политических и гос. устройств различных греческих полисов, которые демонстрировали примеры существования в относительно сходных условиях различных гос. - правовых моделей (где-то демократия, где-то тирания, где-то олигархия).

У софистов право и закон изначально является творением рук человека и они отражают интересы отдельных политических групп и слоёв населения, а значит право, в отличие от законов природы, изменяется со временем и не является постоянным.

Различают обычно старших софистов и младших. К числу старших относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон, Продик; к числу младших – Ликофон, Тразимах, Калликл, Алкидам, Критий.

Старшие софисты придерживались прогрессивных взглядов и были сторонниками демократии. Среди младших наряду с представителями демократического направления встречались и защитники авторитарных взглядов и течений.

Надо отметить, что вопросы государства и права поставлены были, прежде всего, у прославленного представителя старшего поколения софистов – Протагора(ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.): «О государстве», «О борьбе» и т.д..

Протагор выдвинул учение об относительности знаний и наших представлений о добре и зле. По его мнению, все зависит от того, как человек воспринимает и оценивает постигаемую им действительность.

По мнению Протагора все должны быть участниками политической и правовой жизни, в равной мере принимать участие в решении государственных дел.

Чтобы подчеркнуть условность закона, Протагор противопоставляет закон человеческий закону естественному. Однако естественное состояние, по Протагору, не выше и не лучше гражданского состояния. Наоборот, Протагор рисует естественное состояние как войну всех против всех, при которой совершенно невозможна совместная жизнь людей. Практическим выводом из этой философии мог быть только призыв к неуклонному следованию существующим законам.

Весьма остро был поставлен младшими софистами, отражавшими интересы богатой знати, вопрос о сущности права. Так, Тразимах, пытаясь оправдать господство верхушки общества над массами простых людей, объявлял, право служит интересам властвующих, а не подвластных, и это естественно.

Другой представитель младшего поколения софистов – Калликл, был также противником демократии, при которой, как он полагал, большинство «слабейших» диктует свои законы «сильным». Демократия, по его мнению, не соответствует естественному праву: сильные люди должны полностью удовлетворять все свои пожелания и ни в чем себя не ограничивать.

 

 

Политико-правовые взгляды Сократа.

«Я знаю, что я ничего не знаю»

Сократ (469-399 г. до н.э.) не был знатного рода. Умер: принял яд, т.к. его осудили за его философию.

С точки зрения философии изучал проблему познания, выбирая методы диалектики, развивая ее законы. Истинное знание, по Сократу, возможно лишь через посредство общих понятий.

Критиковал демократию, говоря, что раньше было лучше, выступал за аристократическое политическое устройство, но понимал его как управление немногих, подготовленных профессионалов к гос. управлению, имеющих надлежащие подлинные знания, т.е. те, кто умеет управлять. В Афинах же замещение должностей происходило путем жребия.

Право. Сократ развивал учение о естественном праве. Он писал о существовании божественных законов, которые должны составлять основу для действующего законодательства. Это, к примеру, необходимость уважать богов, уважать родителей. Но в любом случае, любые законы защищают людей от анархии. Справедливое и законное – одно и то же.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!