Политическая и правовая мысль Геосида.



В этот период наиболее известным был поэт Гесиод из Беотии (кон.VIII – нач. VII вв. до н.э.). В своей поэме «Труды и дни» он рисует тяжелое положение крестьянства, теснимого и разоряемого знатными людьми, сконцентрировавшими в своих руках земельные богатства.

До века, когда жил Гесиод, по его мнению, существовало еще три века: золотой, серебряный и медный. Теперь – век железный, когда люди обременены непосильным трудом и непрестанными заботами, охвачены взаимной враждой, повсюду господствуют обман инасилие. В стихах Гесиода, осуждающих насилие и неправду, выражен протест против захватов и притеснения со стороны аристократов – представителей родовой знати.

Память о равенстве и всеобщей свободе, царивших при первобытнообщинном строе (золотой век), сохранялась в народных преданиях и отразилась в религиозных верованиях. Богатая знать вынуждена была считаться с народным культом Кроноса – бога золотого века и допускать празднества в его честь – кронгои (римские сатурналии), на время которых рабам предоставлялась свобода. Обычай требовал даже, чтобы господа обслуживали рабов во время праздничных трапез.

Борьба против старой родовой знати – эвпатридов, начатая в VIIв. до н.э., почти повсеместно закончилась победой демоса. Родовая аристократия потеряла свои привилегии и была оттеснена от монопольного руководства государством.

 

 

Предмет и метод истории политических и правовых учений Пифагора и Гераклита.

Политическая и правовая мысль аристократии нашла выражение в учении Пифагора и его школы. Пифагор(571–497 гг. до н.э.), идеолог аристократии, жил долгое время на острове Самосе, но с установлением там тирании Поликрата Самосского покинул остров и поселился в городе Кротоне (Южная Италия). Здесь он объединил местные аристократические круги и создал особый союз, имевший политический характер.

Политическое и правовое учение Пифагора построено на аристократических началах. Человек нуждается в господине и должен подчиниться государственному порядку и закону, учит Пифагор. Худшее зло для всякого общества – безначалие. Поэтому необходимо повиноваться правящим чинам, почитать законы, родителей, правителей. Правящие же чины, составляя обособленную от масс верхушку общества, изображаются Пифагором как лучшие люди по своим нравственным и интеллектуальным качествам, по доблести, силе, уму. Он проповедовали особый образ жизни, отличавшийся строгостью нравов. Политическим идеалом Пифагора и его последователей была аристократия – господство знати над широкими массами людей.

Сторонником родовой знати, аристократии был также другой греческий мыслитель –Гераклит(кон. VI – нач. V вв. до н.э.). Он утверждал, что мир состоит из вечно меняющейся материи.

Гераклит был защитником рабства. Он пытался оправдать социальное неравенство ссылками на законы вселенной и заявлял, что борьба есть закон вселенной и что одним борьба определила быть богами, другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными. Раздоры, а вместе с тем и бедствия жизни неустранимы. Попытка истребить бедствия и изгнать раздор из мира богов и людей могла бы лишь способствовать гибели мира.

Гераклит выступал в области государственного строительства как приверженец аристократии. Господство немногих он пытался оправдать присущим им превосходством перед массами.

Гераклит отрицал демократию, которая существовала в то время в его родном городе Эфесе.

Однако, опасаясь выступлений против рабовладельческого строя, Гераклит подчеркивал значение соблюдения законов в государстве. Народ, говорил он, должен бороться за свой закон, как за свои стены. Законы государства Гераклит объявлял отражением вечных законов миропорядка. Но при это имеет в виду закон тиранов или олигархов. Именно этому закону неравенства, установленному одним или немногими, мыслитель призывает безоговорочно повиноваться.

 

 

Политические и правовые идеи Демокрита.

Другим ярким ученым того времени был Демокрит(ок. 470 или 460 г. до н.э. – ум. в глубокой старости), являвшийся защитником демократии, сторонником торговых и промышленных кругов. Люди, по учению Демокрита, вели первоначально стадный образ жизни, не имея ни одежды, ни жилищ и не создавая запасов пищи.
У них не было ни царей, ни правителей, ни господ, ни войн, ни грабежей. Они вели мирную и чуждую излишеств жизнь. Позднее, научившись пользоваться огнем, они перешли к земледелию, изобрели ремесло и создали государственную власть.

Государство есть, по Демокриту, величайший оплот, отражающий все: пока оно цело – все цело, когда оно гибнет – все гибнет. Демокрит отмечает также большое значение закона и законности. Причиной их появления он считает взаимную вражду людей. Законы были бы излишни, если бы люди не завидовали и не вредили друг другу. Так как взаимные отношения людей преисполнены вражды, то законы необходимы и их следует охранять с беспощадной строгостью.

Демокрит был сторонником рабовладельческой демократии. Лучше бедности в демокртии, чем благополучие пр царях. Он защищал умеренную демократию, относясь критически к крайней демократии, укрепившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!