И в хадисе: «Если у кого-то просишь помощи, то проси у Аллаха». 6 страница



«И довод – слова Аллаха: «Из знамений Аллаха – ночь и день, и солнце и луна»». Т.е. из тех вещей, которые указывают явным, конкретным указанием, это – ночь, день, солнце и луна. Поистине, если размышляющий размыслит над ночью и днем, замечает, как ночь входит в день, и тот входит в другой. Иногда бывает день длинная, иногда бывает ночь длинная, или наоборот. Узнает, что ночь и день сами по себе не могут прийти, кто-то должен двигать этим. Кто-то этим управляет. Чем является ночь? Уходом света. День чем является? Приходом света. Пришло солнце своим светом и становится днем. И когда уходит солнце, приходит луна, наступает ночь. Это указывает без сомнения на то, что этими вещами кто-то управляет. Если кто-то управляет, то кто он? Это – вопрос, ответом которого является легкий, простой для большинства из тех, кто смотрит, даже любому, кто задумается над этим. Указывает на то, что они созданы, и кто-то им управляет. Должен быть кто-то, который создает, и тот Создатель является создателем его, управляет этим день и ночь[126]. Он является Господом миров, поэтому в другом аяте говорится:

 «Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует…» (7:54).

«يغشي الليل» - т.е. делает ночь покрытием для дня. «يطلبه» - т.е. один за другим следует. Приходит один раз ночью, берет что-то из дня, следует очень высокой скоростью, один за другим, между ними перерыва нет. А иногда день за ночью идет очень быстро. Аллах сказал в Коране то, что Он покрывает. Кто покрывает ночью день? Всевышний Аллах.

 «… Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54).

Указал на Свое господство в мирах после того, как перечислил эти знамения и создания.

И затем привел шейх то, что рубубия – это и есть ульухия, приведя в довод слова Всевышнего Аллаха:

«О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу…» (2:21).

В этом аяте пришел приказ[127]. Самый первый приказ в Коране – приказ поклоняться Аллаху. Сказал: «Поклоняйтесь вашему Господу!» - т.е. «رَبٌّ», на него падает поклонение. «Поклоняйтесь Господу!», поклоняющиеся – это люди. Тот, кому поклоняются, это – Господь. Не так ли? Из этого вывод берем, что Господь, это – тот, кому поклоняются или объект поклонения. Потому что Он сказал: «Поклоняйтесь вашему Господу!». «رَبٌّ» является объектом поклонения, что же делается, какое действие падает на него? Поклонение. И поэтому «رَبٌّ» становится объектом поклонения. Поэтому ибну Кясир сказал: «Тот, кто создал эти вещи, является достойным поклонения». Аллах говорит:

«О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо кровлей…» (2:21-22) и до конца аята.

Ибну Кясир сказал: «Тот, кто создал эти вещи, Он достоин поклонения». Поэтому после этого пришел приказ Всевышнего Аллаха: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу!». Почему? Потому что Он нас создал. Т.е. это причина того, что до него. Потому что Он достоин этого поклонения. «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу!», как будто спрашивающий спросил: «Почему Он достоин поклонения? Почему нам приказано поклоняться?». Сказал: «Который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо кровлей…» и до конца. Все это является смыслом господства. Мы до этого говорили, что рубубия содержит в себе ульухия (достоинство Аллаха в поклонении). Поэтому отсюда мы понимаем, что здесь под предложением «Поклоняйтесь вашему Господу!» подразумевается ульухия. Аллах является объектом поклонения. Тот, кто сделал все эти вещи, Он достоин поклонения, никто кроме Него не достоин поклонения. Потому что Он Один, кто создал. Он Один, кто дает пропитание. Он Один расстелил землю. Он Один, кто поднял небо. Он Один, кто ниспослал с неба воду. И все Его создания ничего не сделали из этого. И достойный поклонения Тот, который сделал, создал, дал форму и что-то новое сделал.

Шейху задали два вопроса.

Первый вопрос насчет «الله لا يوصف بالمعرفة». Он сказал, пришло в одном хадисе от ибну Аббаса: «Познай Аллаха в благополучии, Он тебя познает в неблагополучии». В этом хадисе Аллах описывается как обладатель «مَعْرِفَةٌ». Он сказал, что это подобно следующему аяту:

 «… Они хитрили, и Аллах хитрил…» (8:30).

Т.е. у нас есть четыре вещи:

1) «الأسماء الله» -Иимена Аллах.

2) «الصفات الله» -Атрибуты Аллаха.

3) «الأفعال الله» -Дела Аллаха.

4) «الأخبارعن الله» -Сообщения об Аллахе.

И говорят, что «الأخبارعن الله» (сообщения об Аллахе), это – самый большой раздел. Действия Аллаха немного меньше, чем рассказ. Т.е. рассказ об Аллахе намного шире, больше возможностей, чем рассказ о действиях Аллаха. Что касается действия Аллаха, то это больше, чем атрибуты Аллаха. Что касается атрибутов, то это шире, чем имена Аллаха. Значит, имена это – первое. Шире, чем имена, это – атрибуты. Шире, чем атрибуты – действия Аллаха. Шире, чем действия, это – сообщения об Аллахе. И здесь, когда мы говорим «الأخبارعن الله», оно связано, нельзя говорить просто Один. Например, мы не имеем права говорить, что Аллах «يَمْكُرُ», запрещено. Однако можем говорить: «يَمْكُرُ بِمَنْ مَكَرَ بِهِاللَّهُ», т.е. Аллах проявляет хитрость тому, кто Его хитрит, против Него хитрит. Точно также здесь. Нельзя просто говорить: «اللَّهُ يَعْرِفُ». Можно говорить: «الله يعرف من؟», «من تعرَّف عليه». Т.е. чтобы это связано было.

Второй вопрос: разница между «الحمد» и «الشكر». Ученые говорят, еще проще, чем шейх сказал. То, что «الحمد» намного шире, чем «الشكر» со стороны того, на что он падает. У Аллаха есть два вида атрибута. Есть атрибут «لازِمَةٌ» – это, который только у Всевышнего Аллаха, и они не отражаются на Его созданиях, как «جَبَّار». И я могу сказать: «الْجَبَّارِلِلَّهِالْحَمْدُ». И также есть атрибуты «مُتَعَدِّيَّةٌ», которые переходят на Его рабов, например: «رزّاق». Я говорю: «الرَّزَّاقِلِلَّهِالْحَمْدُ». Т.е. этот атрибут отрицается на Его рабов, а «جَبَّار» не отрицается на Его рабов. И говорят, «الحمد» шире смотря на то, на что он падает. Он падает и на атрибуты и имена «لازِمَةٌ» и «مُتَعَدِّيَّةٌ». Что касается «الشكر», нельзя его делать кроме как на «مُتَعَدِّيَّةٌ». Т.е. нельзя говорить: «الْجَبَّاراللَّهَأَشْكُرُ», так не говорят. Лучше говори: «الرَّزَّاقاللَّهَأَشْكُرُ»! Только на «مُتَعَدِّيَّةٌ» «الشكر» делаешь. И «الشكر» шире, чем «الحمد» со стороны того, чем он делается. Что касается «الحمد», то он только языком делается. А «الشكر» делается языком, делами и намерениями.

(матн)

И виды поклонения, которыми нас обязал Аллах, как Ислам, иман и ихсан. И из них: мольба, боязнь, надежда, упование, желание, страх, смиренность, страх, покаяние, прощение помощи, прибегание к Всевышнему Аллаху, прощение помощи в тяжелый момент, жертвоприношение, обет и другие виды поклонения, которыми обязал нас Всевышний Аллах.

И довод слова Всевышнего Аллаха:«И все мечети или места поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не поклоняйся никаким видом поклонения никому кроме Аллаха».

И тот, кто какое-либо из этих поклонений будет делать, посвящать не Всевышнему Аллаху, этот человек является многобожником и неверующим.

Довод – слова Всевышнего Аллаха:«И тот, кто поклоняется (или просит) другому божеству с Аллахом (или какому-либо божеству кроме Аллаха), нет у него никакого довода на то, что он делает. Аллах его рассчитает, поистине не могут иметь успех неверующие».

Как пришло в хадисе: «Мольба – центр (или мозг) поклонения»[128].

Аллах Субханаху уа Таъала сказал:«И сказал ваш Господь: «Просите Меня! Я вам отвечу. Поистине, те, кто проявляют высокомерие в поклонении Мне, зайдут в ад униженными»[129].

После того, когда мы разобрали, что Господь – это объект поклонения, здесь было бы подходящим напомнить или рассказать о некоторых видах поклонения, которыми надо поклоняться Всевышнему Аллаху, и объяснить также, что эти виды поклонения надо посвящать только Одному Всевышнему Аллаху[130].

Ученые, посмотрев понимания слова «поклонение», дали некоторые правила понимания слова «поклонение». Одно из правил, которые вывели ученые по «الْفِقْهِأُصُولُ». Поклонение – все, что приказано рабу Аллахом, даже если твой разум не примет это и даже если это не соответствует твоим обычаям[131]. Как мы сказали, это – вещь, которая человеку приказано, соответствует его разуму или нет, соответствует ли это его обычаям или нет, это и есть поклонение. Более конкретно объясняет шейх Ислама ибну Таймия в своей великой книге, которая называется «العبودية»: «Поклонение – это имя, охватывающее все, что любит Аллах и чем Он доволен. Будь это речи, или же дела, будь они скрытые, будь они явные»[132]. Это – соответствующее определение. Потому что намного проще его понять. Второе, что очень близко или соответствует тому, на что указывают контексты Корана и сунны. Он сказал, что поклонение – это имя, охватывающее в себе много вещей. Какие вещи охватывает? Охватывает все, что любит Аллах и чем Он доволен. А как нам узнать, что некое дело или слово, будь это явным или скрытным, что Аллах любит его и доволен им?

Это должно быть приказано, или же сообщено в Коране и сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что Аллах любит это дело и доволен им[133]. Виды[134] – дела и речи. Значит, у нас есть речь, есть дело. Отсюда мы берем, что поклонение у нас делится на два вида:

1. «عبادات قولية», т.е. поклонения, связанные с речью.

2. «عبادات عملية», т.е. поклонения, связанные с делами.

Что касается поклонения связанные с речью, то они бывают двух видов:

1. «اللِّسَانِقَوْلُ», т.е. речь языка.

2. «الْقَلْبِقَوْلُ», т.е. речь сердца.

Что касается поклонения связанные с делами, то они тоже бывают двух видов:

1. «الْقَلْبِعَمَلُ», т.е. дело сердца.

2. «الْجَوَارِحعَمَلُ», т.е. дела органов.

Третьего ничего нет: либо речь, либо дело. Значит, поклонение либо связано с речью, либо связано с делами. Речь у тебя может быть либо явная, либо скрытая. Дело может быть либо явным, либо скрытым. Результат: виды поклонения, это – речи и дела, которых Аллах любит и которыми Он доволен. Речь у тебя может быть либо языком, либо сердцем.

Что касается речи связанное с языком, то много разных дел бывает, из тех, которые приказал Всевышний Аллах. Например, поминание Всевышнего Аллаха языком, или же чтение Корана, приказывать одобряемое и т.п. Все это является видами поклонения связанное с языком. Что касается речи связанное с сердцем, то это – намерение, цель человека. Некоторые люди запутались в деле, в намерениях, и начали произносить его[135]. Да, мы согласны с тем, что намерение – речь. Однако это – речь сердца, но не речь языка. Потому что если сердце берет себе какую-то цель и направляется к этой цели[136], этим самым он как бы произносит его. Но не речью языка. Потому что речь – одно из описаний языка[137]. И «كَلامٌ», т.е. речь – это явная вещь[138]. А «قَوْلٌ» бывает либо скрытым, либо явным.

Дела – либо дела сердец, либо дела органов. И эти виды поклонения, которых упомянул шейх чуть выше, некоторые из них из речей, некоторые из них из дел. Некоторые явные, некоторые скрытые. Некоторые связаны с языком, некоторые связаны с сердцем. Некоторые связаны с делами сердец, некоторые связаны с делами органов. Например: искренность. Искренность является делом сердца. Упование является делом сердца[139]. Что касается искренности, то это из дел сердец. И упование – дело сердца. И поэтому нельзя искренность посвящать никому кроме Всевышнего Аллаха, т.к. это – поклонение. Искренность посвящается только Всевышнему Аллаху, как сказал Аллах:

 «Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Мудрого. Мы ниспослали тебе Писание в истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху…» (39:1-3).

«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру»» (39:14).

Также упование из дела сердец, которое посвящается только Всевышнему Аллаху. Страх тоже из дел сердец. Подразумевается «الْعِبَادَةِخَوْفُ», или как его еще называют «السِّرَّخَوْفُ». Мы подробно объясним, что такое «الْعِبَادَةِخَوْفُ», когда дойдем до этой темы. Желание, страх, покаяние, покорность, смиренность, смиренность в поклонениях, обо всех этих видах поклонения мы поговорим в будущем, иншаАллах. Все эти дела являются из дел сердец, и они входят в виды поклонения.

Что касается явных дел, например «استغاثة» (просить помощи в трудные моменты). И «استغاثة» – требование помощи. Когда ты требуешь помощи, это – явное дело[140]. Или «استعانة» (просто просить помощи), требование простой помощи, это – явное дело. А «ذبح» (жертвоприношение) понятно, что это из дел органов. Точно также «نذر» (давать обет), это – речь языка и дело органов и т.д. Отсюда исходит, что, приведя эти виды поклонения, шейх хотел тебе привести примеры на поклонения связанные с речью и с делами, явные и скрытые. И все они являются поклонениями.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!