Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.



Так, общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура, представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядо­ченной политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99—55 гг. до н. э.) в его известной поэме «О природе вещей».

В своих теоретических построениях римские авторы исполь­зовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о «смешанной» форме правления и т. д.

Значительным достижением древнеримской мысли было со­здание самостоятельной науки — юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин (граждан­ского права, государственного и административного права, уго­ловного права, международного права).

Процесс становления церковной иерархии, епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался ост­рой борьбой против разного рода сект и ересей, отклонявшихся от «истинного» вероучения. Приверженцы этих сект и ересей во II в. (в частности, «монтанисты» в Малой Азии, «агонистики» в Северной Африке) выступали за скорейшую реализацию иде­алов раннего христианства, за уничтожение рабства, частной собственности и неравенства людей.

В борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. Правда, во II—III вв. сама церковь была на полулегальном положении и христиане нередко подвергались гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римс­кой империи, а в 324 г. оно стало государственной религией. Видным выразителем официальной христианской доктрины и политической идеологии христианства в это время был Аврелий Августин.

II. Средние века. Политические и правовые учения:

Западной Европы

В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V— XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общес­тва являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневе­ковья.

Политические и правовые учения в Западной Европе рас­сматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходив­шие в них перемены, существенные сдвиги являлись в конечном счете закономерным следствием серьезных перемен, сопровож­давших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.

Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволю­ция. Первый — раннефеодальный (конец V — середина XI в.); феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политичес­ких образований. Второй этап — пора полного развития фео­дального строя, фаза его расцвета (середина XI — конец XV в.). Для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии. Третий — позднее средневековье (ко­нец XV — начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; го­сударственность на этом, последнем этапе феодальной форма­ции строится по преимуществу как абсолютная монархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой запад­ноевропейской политико-юриди­ческой мысли.

Своеобразие последней придавал факт исключительно сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. Средневековая христианская религия была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры. В руках священнослужителей полити­ка и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Известную библейскую формулу — «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» — богословы превратили в непререкае­мую догму феодального строя.

На протяжении всей политической истории западноевропей­ского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в общес­тве. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашне­го политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (цер­ковь) или светская (государство).

Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых истори­ческих условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей следует отнести, в частности, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естествен­ного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положе­ние о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.

В методе средневекового политико-юридического мышле­ния, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного догматизма. Но присутствовала в нем и ярко выраженная тенденция обеспе­чить строгость рассуждения, последовательность, непротиво­речивость и ясность получаемых выводов. Схоласты проявля­ли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргумен­тации и проч. При соответствующих обстоятельствах акценти­рование на собственно логических аспектах исследования открывало возможности перехода к рациональному изучению объектов, к обоснованию рационалистической методологии, блистательно проведенному в XVII в. ф. Бэконом, Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.

Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, об­щения и обмена, потребности политического и правового разви­тия не давали пребывать политико-юридическим учениям за­падноевропейского средневековья в состоянии покоя, стимули­ровали постепенное расширение и углубление знаний о полити­ке, государстве и праве. Медленно, отнюдь не прямолинейно и просто, но эти знания прогрессировали во многих направлениях. Они явились необходимым и важным звеном истории мировой политико-юридической мысли.

Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики — католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274), чьи сочинения яви­лись своего рода энциклопедией официальной церковной идео­логии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265—1266 гг.), в произведении «Сум­ма теологии» (1266—1274 гг.) и в иных работах.

В своих произведениях ученый-богослов пытается приспосо­бить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве — первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.).

От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в госу­дарстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребнос­ти не может. По этой естественной причине и возникает поли­тическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Цель государственности — «общее благо», обеспечение усло­вий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облечен­ных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики

Фома Аквинский — незаурядный и воинствующий защитник папства, феодально-монархического строя, непримиримый по отношению к их врагам. Особенно яростно обрушивался он на еретиков, призывая власти безжалостно расправляться с ними. «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злоде­ев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси...»

Усердие Фомы Аквинского было оценено римско-католичес­кой церковью, присвоивший ему титул «ангельского доктора». В 1323 г. его причисляют к лику святых, а в 1879 г. схоластическая система Фомы объявляется папой Львом XIII «единственно истинной философией католицизма». Это кладет начало неотомизму.

Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние века, вызывали протест угнетенных. При доминирующем положении религии в общественном сознании средневековья такой классовый протест не мог не облечься в религиозную оболочку. Он принял в Западной Европе форму различных отклонений доктрины и практики римско-католической церкви, папства.

Арабского Востока

Мусульманское право сформировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального об­щества в Арабском халифате в VII—Х вв.

Возникновение и развитие мусульманского права, его источ­ники, структура и механизм действия отражают взаимодейст­вие двух начал — религиозно-этического и собственно правово­го. Так, в составе мусульманского права выделяются две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридичес­кие предписания Корана и сунны — собрания юридически значимых преданий (хадисов) о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда. Вторую группу составляют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единоглас­ного мнения («иджма») наиболее авторитетных правоведов, умозаключения по аналогии («кияс»). В качестве основополага­ющих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положе­ния, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ори­ентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство из них возникли при решении пророком конкрет­ных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на задаваемые ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение.

После смерти Мухаммеда в 632 г. вплоть до начала VIII в. развитие мусульманского права продолжало идти главным образом казуальным путем. Считается, что четыре «праведных» халифа — Абу Бекр, Омар, Осман и Али, правившие в 632-661 гг., а также другие сподвижники пророка, решая конкретные споры, обращались к Корану и сунне. В случае «молчания» данных источников они формулировали новые правила поведения на основе расширительного толкования этих источников, а еще чаще — с помощью различных рациональных аргументов. Однако с течением времени все отчетливее ощущалась недоста­точность конкретных предписаний Корана и сунны, а также нормативных решений сподвижников пророка. Поэтому начи­ная с VIII в. главную роль в ликвидации пробелов и приспособ­лении положений указанных источников к потребностям общес­твенного развития постепенно взяли на себя правоведы — основатели правовых школ-толков и их последователи.

К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина только начинала складываться. Первым шагом на пути ее возникнове­ния явился «рай»— относительно свободное усмотрение, кото­рое применялось при толковании норм Корана и сунны и формулировании новых правил поведения в случае их молча­ния.

Мусульманские ученые-юристы часто приводят и иное пре­дание, свидетельствующее о том, что пророк всячески поощрял «иджтихад» — свободное усмотрение судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

Важно иметь в виду, что мусульманские юристы долгое время не решались формулировать обобщенные абстрактные правила поведения и предпочитали искать решения по конкретным случаям путем рационального осмысления общих предписаний-ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и сунне, или индивидуальных решений, вынесенных сподвижниками пророка.

Особенностью структуры мусульманского права является то, что все выводы каждой школы, содержащиеся в канонизирован­ных трудах юристов, признаются в равной степени действи­тельными, хотя и могут противоречить друг другу. Прямая отмена пережиточных норм, пусть даже не соответствующих новым общественным потребностям, теоретически не допуска­лась в рамках шариата как религиозно-правовой системы. В этих условиях со временем мусульманское право превратилось в собрание огромного множества возникших в различных исто­рических ситуациях разнообразных норм, в большинстве случа­ев формально неопределенных. Причем все положения данного толка были обязательны для судей и муфтиев, задача которых заключалась в выборе нужной нормы, исходя из «условий, места и времени». Поэтому даже официальное санкционирование государством выводов определенной правовой школы не озна­чало установления системы формально определенных, единооб­разных норм.

Русского государства

Генезис русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI—XII вв. Древнерусское государство переживало свой куль­турный расцвет. Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление разнообразных историчес­ких и правовых произведений самых разнообразных жанров (хроники, трактаты, правовые сборники и т. д.). Культурным подъемом отмечено княжение Ярослава Мудрого (1019-1054). Великий киевский князь любил и ценил книгу («к книгам прилежа и день и нощь») и способствовал распространению книжного образования в своей стране «насеял книжными сло­весами сердца верных (православных) людей».

Активная политико-правовая жизнь (вечевые собрания в городах, принятие правового сборника — Русской Правды, взаимоотношения с другими странами) способствовала разви­тию политико-правового мышления.

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины». Именно благодаря подзаконному состоя­нию человечество способно избежать взаимного истребления, так как сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой-законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Истина не противопоставляются друг дру­гу— напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравствен­ное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!