Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, это отклонение от дао и ложный путь.



Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию «Где побывали войска, — говорил он, — там растут тер­новник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечать похоронной процессией».

Однако восхваляемое даосизмом недеяние означало вместе с тем и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной уто­пий; Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-цзы призывал к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в малень­ких, разобщенных поселениях, к отказу от письменности, ору­дий труда и всего нового.

Эти аспекты даосизма существенно притупляли его крити­цизм по отношению к реально существовавшим социально-политическим порядкам.

Фундаментальную роль во всей истории этической и полити­ческой мысли Китая сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания») составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Го­сударство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это уче­ние как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель «исправления имен» — привести «имена» (т.е. обозначения социальных, политических и правовых стату­сов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозна­чить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолю­дин — простолюдином, подданный — подданным.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Основатель моизма Мо-цзы (479—400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обосно­ванием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трак­тате IV в до н. э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан Ян»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390— 338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян.

Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развива­ли многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Яс­ные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV—III вв. до н. э.), в книге «Хань Фэй-цзы» — работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н. э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н. э.) и др.

Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.

Ко II в. до н. э. официаль­ная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлека­тельного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

В) Древней Греции

Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независи­мых полисов — отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения.

В процессе развития древнегреческой политической и право­вой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постелено уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Де­мокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логи­ко-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточ­ным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!