Рассмотрим подробнее каждое из вышеназванных течений.



В поэмах Гомера (VIII в до н.э.) справедливость выступает в качестве основы и принципа сложившегося обычая, обычного права; обычное же право есть известная конкретизация вечной справедливости, присутствие, проявление и соблюде­ние в отношениях между людьми, да и во взаимоотношениях самих богов.

Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н. э.) «Теогония» и «Труды и дни». Боги в его толковании выступают как олицетворение различных нравственно-право­вых принципов и cил.

Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рациона­лизации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции VII-VI в до н.э. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.

У Демокрита (ок. 460—370 г. до н. э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естествен­ного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и живот­ным и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469— 399 гг. до н. э.) — одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Уже при жизни он был признан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

Отвергая нравственный и гносеологический релятивизм и субъективизм софистов, их апелляции к освобожденной от этических начал силе, Сократ занимался поисками рациональ­ного, логически-понятийного обоснования объективного харак­тера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Со­крат поднял на уровень понятий и дефиниций. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в названной области.

Платон (427—347 гг. до н. э.) — один из величайших мысли­телей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений.

Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного фило­софа покинул Афины. Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.).

Воззрение Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах; называе­мых «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа — рационализму поиски общих понятий, обнимающих собой многообразие эмпирических явлений; углубленный инте­рес к моральной проблематике и т.п. Собственно платоновское учение об идеях Появляется в более поздних диалогах («Госу­дарство», «Политик»,«Софист», «Парменид» и др.). Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отмечен последний труд Платона — «Законы».

Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явле­ния — не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.

Мир явлений для Платона не абсолютно отделен и изолирован от мира идей, поскольку первый при всей своей мнимости и несамостоятельности все же представляет собой некую иска­женную копию и слабую тень второго. Мир идей — вечно не­изменный божественный проект изменчивого человеческого мира.

Истинное познание — это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» — философам. Толпе же, счи­тал Платон, не присуще быть философом. Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Го­сударство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-пра­вовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), которому принадле­жат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина». Аристотель — один из самых универсальных мысли­телей в истории.

Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Полити­ка», «Афинская политая» и «Этика».

Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

Кризис древнегреческой государственности отчетливо про­явился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского (в 336—323 гг. до н. э.) положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. В середине II в. до н. э. сама Македония превращается в провинцию Рима.

Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выраже­ние в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Для учения Эпикура характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. «Надо, — считал он, — высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности».

Главная цель государственной власти и основание политичес­кого общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непри­чинении ими друг другу вреда. Настоящая безопасность дости­гается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы.

В политическом плане эпикуровской этике более всего соот­ветствует такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.

Основателем стоицизма был Зенон (336—264 гг. до н. э.). В истории стоицизма различают три периода: древнюю, среднюю и новую (римскую) Стою. Главными деятелями древней Стой (III—II вв. до н. э.) являются, кроме Зенона, Клеанф и Хрисипп. Ведущими представителями средней Стой (II—I вв. до н. э.) были Панетий и Посидоний, а новой (римской) Стой (I—II вв. н. э.) — Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.

Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую раз­работку проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений.

Г) Древнего Рима

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и полити­ко-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царс­кий (754—510 1Т..ДО н. э.), республиканский (509—28 гг. до н. э.), императорский (27 г. до н. э. — 476 г. н. э.). Причем единая Римская империя в 395 г. н. э. была окончательно разделена на Западную (столица — Рим) и Восточную (столица — Констан­тинополь) империи, и последняя (Восточная Римская, Визан­тийская империя) просуществовала до 1453 г.

Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения — патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.

'Видными идеологами плебеев были братья Тиберий и Гай Гракхи, которые, будучи избраны народными трибунами (соот­ветственно в 133 и 123 гг. до н. э.), решительно выступили за ограничение крупного землевладения, конфискацию излишков земли и их раздачу безземельным гражданам.

В политическом плане движение братьев Гракхов было на­правлено на ослабление и подрыв сената и консервативно настроенного сенаторского сословия и решающее усиление роли народа (и прежде всего городского и сельского плебса, а также сословия всадников) в делах государства.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!