Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры — правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.



Содержание

I.Древний мир. 3

Истоки политико-правовой мысли. 3

Политические и правовые учения: 4

А) Древней Индии. 4

Б) Древнего Китая. 6

В) Древней Греции. 8

Г) Древнего Рима. 11

II. Средние века. Политические и правовые учения: 12

Западной Европы.. 12

Арабского Востока. 15

Русского государства. 16

Эпохи Возрождения и Реформации. 18

Использованная литература. 21

I.Древний мир

Истоки политико-правовой мысли

Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе — у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. — восходит к мифологическим истокам и оперирует ми­фологическими представлениями о месте человека в мире.

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологичес­ким представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей).

Оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. импе­ратора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воз­зрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом — лишь помощники личностной власти правителя.

Восхваление божественной справедливости как основы зем­ных социально-политических порядков, законов и правил чело­веческих взаимоотношений содержится в целом ряде древне­египетских источников.

В Древней Персии мы не встречаем еще более или менее разработанного политико-правового учения. Здесь, по свиде­тельству Геродота, в спорах о различных видах правления в целом доминируют представления о преимуществах единолич­ной власти, что, по существу, означало оправдание сложившейся практики восточного деспотизма.

Процесс постепенной десакрализации и рационализации ис­ходных мифических представлений об общественной жизни, политике, государстве и праве и возникновения зачатков теоре­тических воззрений в разных областях социально-политическо­го знания у разных народов протекал с различной интенсивностью, принимал различные формы и имел несхожие послед­ствия.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

2.Политические и правовые учения:

А) Древней Индии

Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-право­вая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тыся­челетия до н. э., именуемых в целом Ведами (санскритское слово «веды» означает «ведение», «знание»). В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа).

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкрети­зацию в другом памятнике древнеиндийской мысли — в Упанишадам, возникновение которых относится к IX—VI вв. до н. э.

Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) — закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры — правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

Смотреть далее...

Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правово­го памятника — «Законов Ману».

В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответ­ствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключи­тельному характеру их прав в вопросах установления, толкова­ния и защиты дхармы.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!