Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию.



Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы.

С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отверга­ет мысль о боге как верховной личности и нравственном прави­теле мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

«Брахман» для буддистов — это не член привилегированной варны, а всякий человек, который независимо от своей сослов­ной принадлежности достиг совершенства путем личных уси­лий. Так, в известном буддийском каноне IV—III вв. до н. э. «Лхаммапаяе» («Стезе закона»).

В «Дхаммападе» отчетливо проявляется в целом присущая буддизму (в противоположность брахманизму) тенденция к ограничению роли и масштабов наказания.

Но уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма, по существу, имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплени­ем их позиции это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма, (в том числе и концепция дхаммы) стали оказы­вать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268—232 гг. до н. э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией. Влия­ние буддизма постепенно распространилось и на многие другие страны юго-восточной Азии.

Представления о естественном характере законов, управляю­щих как мирозданием в целом, так и общественными отношени­ями, были наиболее последовательно развиты школой локаяты (чарвака), сторонники которой уже в VI в. до н. э. с атеистических позиций критиковали основные положения брахманизма.

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону свет­ских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактовке «Артхашастра» (IV—III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятель­ный советник и министр Чандрагупты.

Относя к наукам философию, учение о трех Ведах, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении, трактат подчеркивает, что философия при помощи логических доказа­тельств исследует «в учении о трех Ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государственном управлении — верную и неверную политику».

В «Артхашастре», наряду с традиционным пиететом к дхарме и признанием того, что «закон основан на истине», явное предпочтение все же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям и администра­тивно-властным установления. Хотя в «Артхашастре» царю и рекомендуется отдаться любви, «не нарушая закона и пользы», однако именно полезность выступает в трактате в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения системы варн.

Выделение полезности в качестве самостоятельного начала, наряду и в общем соответствии с дхармой и морально-религи­озно освященной законностью, означало заметный шаг в форми­ровании светской доктрины политики и законодательства.

Б) Древнего Китая

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных те­чений древнекитайской философской и общественно-полити­ческой мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность.

Все недостатки современной ему культуры, социально-поли­тическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недея­ния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты... Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао… Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Трудно управлять наро­дом оттого, что власти слишком деятельны».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!