Английская готическая проза и ее роль в истории романтической поэтики



Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века и особенно характерный для раннего романтизма(предромантизма).

Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе.

Готический роман сложился на фоне интереса предромантиков XVIII в. к рыцарской культуре с ориентацией на собственно рыцарский роман.

Вместе с готическим искусством возникает и новое литературное движение готического романа. Оно появляется только во второй половине XVIII века. Тип готического романа складывается очень жестко (примерно так же как складывается в средние века тип рыцарского романа византийского цикла). Изначально это вполне предсказуемая форма повествования. Готический роман характеризуют ужасные, пугающие, фантастические события, таинственные приключения, необъяснимые явления мистического ряда – в этом и есть основная зацепка готического романа. Причем, готический роман не случайно соотносится с английским прошлым, потому что у него есть вполне точно обрисованный топос. Место, где происходит действие. Это таинственный средневековый замок, находящийся далеко в лесу, в отдалении от дорог и людей. Этот замок обладает всем средневековым антуражем: высокими стенами, башнями, темными лесом вокруг, звоном старинного колокола, цоканьем козьих копыт по мощеной площади. Понятно, что в этом замке произошло что- то чудовищное, некое преступление, и вот теперь это за преступление должно быть некое возмездие, потому что преступник чаще всего обращен в призрака, который периодически он выходит и пугает барышень, или горничных. Готическая проза возникает в тот период, когда ещё очень важны идеи просветительского романа: в это время творил Филдинг, писал Стерн, Вольтер, Дидро, Руссо. Но при этом новая тенденция явно даёт о себе знать, и этот интерес к сверхъестественному, другому миру настолько велик, что английскому Парламенту приходится принимать закон о преследовании идеи и запретить готический роман. Но из этого запрета ничего не выходит, потому что это массовая литература, крайне интересующая читателя, причем именно массового читателя. Очень любопытно, что в эти романы приходит огромное количество женщин, поэтому готический роман - это женский роман. Дамы, сидящие дома и испытывающие всевозможные комплексы и страхи, выплескивают эти чувства на страницы своих произведений, которые, кстати, прекрасно издаются, приносят доходы и замечательно окупаются. Не случайно именно в период готического романа появляется целая плеяда английских романисток: Анна Радклиф, Клара Рив и другие. Именно они используют это стремление к познанию иррационального и запредельного. Так почему среди читателей эта литература пользуется спросом? Потому что каждый человек имеет какие- то страхи, особенно, детские, которые когда-то были испытаны, а они теперь реализуются через готический роман, и, что самое главное, что эта часть бессознательного, которая живет в человеке, никак не реализовалась в ни в классической, ни в просветительской литературе, находит себя здесь. Для того, чтобы представить модель мироздания в готическом романе, нужно обратиться к образу готического собора как архитектурного явления и как некого космоса, который создается человеческими руками. Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» говорит о том, что Собор был некой мистической книгой, которая венчала всё мироздание. Эта готическая модель определяет очень многие явления в литературе, связанной с готикой. С готики по-настоящему начинается психологический роман, потому что в ней передаётся не реальное восприятие, а восприятие индивида, который, например, может быть, поражен болезнью (новеллы Эдгара По). И фактически в этом свете рождается сам образ неизъяснимого, таинственного, пугающего, который создает новые миры. Первый готический роман, который известен в английской литературе, это роман Хораса Уолпола «Замок Отранто». Сам Уолпол говорил, что вот этим центральным образом в Отранто является огромная рыцарская перчатка, которая лежит на замковской лестнице, и что всё это вообще его сон. [Всё дело происходило в школе, когда он учился, но ощущения после сна были болезненные.] Однако за счет этого рождается история, история графа, отстраненного от своей власти, от своих титулов, затем появляется некий злодей, который это совершил. Популярными также становятся романы на восточные сюжеты, потому что Англия – это страна, связанная с колонизацией. Переводится Коран, появляются индийские тексты в английской культуре, и это влияние реализуется в готическом романе. Тема Востока превращается в рассказе о в роман о крови христианской. Готика - одна из наиболее распространенных европейских традиций, которая формирует следующие жанры: роман-ужас, роман-детектив и роман нравоописательный. Таким образом, готическая традиция становится важнейшей традицией западноевропейской массовой литературы, потому что она играет с психологизмом, и готика находится в затем самых разных произведениях: Уэллс «Человек-невидимка», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея», фильмы Хичкока

 В эпоху предромантизма наиболее ярко проявился интерес англичан к национальной истории, поддержанный открытиями в археологии, этнографии, антикварной деятельности. В готическом романе усилен драматизм повествования, даже в пейзаж внесены элементы сюжета, но самое главное то, что характер получил право на самостоятельность поведения и рассуждения, поскольку он тоже заключал в себе частицу драматизма исторического времени

Материальная культура в сооружении готических зданий. Готический роман воспитывал у читателя интерес к месту действия, а значит, учил его соотносить события с конкретной исторической и национальной почвой, на которой эти события развивались. В готическом романе усилен драматизм повествования, даже в пейзаж внесены элементы сюжета, но самое главное то, что характер получил право на самостоятельность поведения и рассуждения, поскольку он тоже заключал в себе частицу драматизма исторического времени

Возврат к средневековью. Тяга к старине приводит к открытию оригинальных англ. «штучек»: вампиры, привидения из замков и т.д.

Готика – возврат к средневековью, понятие народного, народности, почвы. Толчок, благодаря которому превратился в стиль – фр. рев-ция. Глобальнейший переворот. Отнеслись с восторгом. Французы продолжают их традицию. Самая полная модель – готический собор как модель мироздания. Ужасы (рогатые драконы, козы с крыльями), сюжеты, не связанные с церковной тематикой на стенах. Средневековая лит-ра создаёт прекрасные образы нечести. Это целая миф. система. Т.о. создаётся готический роман. Связано с экономическим устройством. В Англии принцип майората, формирует готическую сис-му. Место действия – замок, правит злодей, который сумел отобрать наследство у законного наследника. Обязательно победит добро. Дидактизм. У законного владельца есть помощник, призраки и таинственные силы. В замке таинственные комнаты.

Готическая литература становится модной: опера, балет, драма, баллада. Готика переносит акцент на личность. Новый тип красоты: почти чахоточные, бледные, тонкие, стиль Ампир, эфирные, лёгкие существа. Почти всегда готические тексты заканчивались победой добра над злом. Духи – помощь добру. Здесь появляются чародеи, такие как Калиостро.

характеризуется антибуржуазной направленностью.

Сентиментальная поэзия обратилась к теме маленького человека, которого жаль, кот. сочувствуешь + он помещён в сферу ужасных событий.

4. Романтическое двоемирие в романе Э.Т.А. Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра".

ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822. Литературой Гофман занялся поздно.Однако блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. 

Композиция романа, представляющая собой две неперекрещивающиеся сюжетные линии - биография кота Мурра и история жизни при дворе в карликовом немецком княжестве капельмейстераИоганнеса Крейслера, придаёт роману многомерность.

Как предупреждает сразу издатель (фиктивный), предлагаемая книга представляет исповедь ученого кота Мура (кота в сапогах), являющийся одновременно и автором и героем. Но при подготовке книги к печати, внезапно выясняется, что произошел конфуз: когда к издателю стали поступать корректурные листы, то обнаружилось, что записки кота Мурра постоянно перебиваются обрывками какого-то совершенно другого текста. Как выяснилось, автор (то есть кот), излагая свои житейские воззрения, по ходу дела рвал на части первую попавшуюся ему в лапы книгу из библиотеки хозяина, чтобы использовать выдранные страницы "частью для прокладки, частью для просушки". Разделанная столь варварским образом книга оказалась жизнеописанием Крейслера; по небрежности наборщиков эти страницы тоже напечатали.Таким образом, жизнеописание гениального композитора предствлено как макулатурные листы в кошачьей биографии. Здесь проявилась поистине гениальная фантазия Гофмана, которая оказалась способной придать горькой самоиронии такую форму.Программный герой романа, Иоганнес, олицетворяет высшую правду. Рядом с ним в романе существует ещё художник - Абрагим Лисков - органный мастер, иллюзионист, пиротехник, устроитель праздников.Крейслер - музыкант, а музыка, как считает Гофман и считали все иенцы, - "высший, самый романтический вид искусства". Особенность Крейслера по отношению к героям ранних произведений Гофмана в том, что он живет не в мире поэтических грёз, а в реальной филистерскойГермании. В поисках хлеба насущного он странствует от одного княжеского двора к другому, из одного города в другой. Ему "приходится чеканить из своего вдохновения золото, чтоб дольше протянуть нить своего существования". В своем повествовании Гофман искусно сочетает элементы трагедии и комедии, сатиры и высокой лирики, гротеска и шутка. Мир кота Мура- это по преимуществу мир комический и сатирический, мир людей изображен гротескно, иногда лирически взволнованно, иногда с подлинным трагизмом. Гротескно-сатирический характер приобретает само сопоставление этих двух миров.

Смешное и трагическое сосуществуют, живут рядом и в романе «Житейские воззрения кота Мурра» (т. 1 — 1819, т. 2 — 1821), который считают вершиной творческого пути Гофмана. Причудливая композиция книги, представляющая параллельно биографию кота и историю придворной жизни в карликовом немецком княжестве (в «макулатурных листах из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера») придает роману объемность, многомерность, тем более что в «макулатурные листы» вписывается несколько сюжетных линий.

Обширен сатирический план романа: критическому осмеянию подвергнуты придворные нравы — интриги, лицемерие, постоянное стремление скрыть за пышными условностями этикета и притворной вежливостью умственное убожество и моральную нечистоплотность, психология немецкого филистера, при этом филистера с претензиями. Одновременно это и своеобразная пародия на романтическое поветрие, когда романтизм становится модой или скорее позой, за которой прячется пошлость и духовная нищета. Можно сказать, что у Гофмана наряду с романтическим героем появляется и своего рода романтический «антигерой». Тем значительнее на этом фоне вырисовывается образ программного героя — Иоганнеса Крейслера. Именно Крейслер в этом мире олицетворяет совесть и высшую правду. Носитель идеи справедливости, он проницательнее других и видит то, чего другие не замечают. Болезнь и смерть помешали Гофману написать последний, третий том этого романа. Но и в незаконченном виде он является одним из самых значительных произведений писателя, представляющим в наиболее совершенном художественном воплощении почти все основные мотивы его творчества и художественную манеру. Своеобразна и необычна композиция романа, основанная на принципе двуплановости, противопоставлении двух антитетических начал, которые в своем развитии искусно совмещаются писателем в единую линию повествования. Чисто формальный прием становится основным идейно-художественным принципом воплощения авторской идеи, философского осмысления морально-этических и социальных категорий. Автобиографическое повествование некоего ученого кота Мурра перемежается отрывками из жизнеописания композитора Иоганнеса Крейслера. Уже в совмещении этих двух идейно-сюжетных планов не только механическим их соединением в одной книге, но и той сюжетной деталью, что хозяин кота Мурра мейстер Абрагам - одно из главных действующих лиц в жизнеописании Крейслера, заложен глубокий иронический пародийный смысл. Драматической судьбе подлинного художника, музыканта, терзающегося в атмосфере мелких интриг, в окружении высокорожденных ничтожеств химерического княжества Зигхартсвейлер, противопоставлено бытие «просвещенного» филистера Мурра. Причем такое противопоставление дается и в одновременном сопоставлении, ибо Мурр - это не только антипод Крейслера, но и его пародийный двойник, пародия на романтического героя.

Весь кошачье-собачий мир в романе – сатирическая пародия на сословное общество немецкий государств: на «просвещенное» филистерское бюргерство, на студенческие союзы, на высшую аристократию (пудель Скарамуш, салон левретки Бадины, на полицию (дворовый пес Ахиллес).

Мурр - это как бы квинтэссенция филистерства. Он мнит себя выдающейся личностью, ученым, поэтом, философом, а потому летопись своей жизни он ведет «в назидание подающей надежды кошачьей молодежи». Но в действительности Мурр являет собой образец того «гармонического пошляка» , который был так ненавистен романтикам.

Но еще более острой становится сатира Гофмана, когда объектом ее он избирает дворянство, посягая на высшие его слои и на те государственно-политические институты, которые связаны с этим классом. Покинув герцогскую резиденцию, где он был придворным капельмейстером, Крейслер попадает к князю Иринею, к его воображаемому двору. Дело в том, что когда-то князь «действительно правил живописным владеньицем близ Зигхартсвейлера. С бельведера своего дворца он мог при помощи подзорной трубы обозревать все свое государство от края до края... В любую минуту ему легко было проверить, уродилась ли пшеница у Петра в отдаленнейшем уголке страны, и с таким же успехом посмотреть, сколь заботливо обработали свои виноградники Ганс и Кунц». Наполеоновские войны лишили князя Иринея его владений: он «выронил свое игрушечное государство из кармана во время небольшого променада в соседнюю страну». Но князь Ириней решил сохранить свой маленький двор, «превратив жизнь в сладкий сон, в котором пребывал он сам и его свита», а добродушные бюргеры делали вид, что фальшивый блеск этого призрачного двора приносит им славу и почет.

Князь Ириней в своем духовном убожестве не является для Гофмана исключительным представителем; [80] своего класса. Весь княжеский дом, начиная с сиятельного папаши Иринея,- люди скудоумные, ущербные. И что особенно важно в глазах Гофмана, высокопоставленное дворянство в неменьшей степени, чем просвещенные филистеры из бюргерского сословия, безнадежно далеко от искусства: «Вполне может статься, что любовь великих мира сего к искусствам и наукам есть лишь неотъемлемая часть придворной жизни. Положение обязывает иметь картины и слушать музыку».

В расстановке персонажей сохраняется характерная для двуплановости Гофмана схема противопоставления мира поэтического и мира будничной прозы. Главный персонаж романа - Иоганнес Крейслер. В творчестве писателя он является наиболее полным воплощением образа художника, «странствующего энтузиаста». Не случайно Крейслеру в романе Гофман придает многие автобиографические черты. Крейслер, мейстер Абрагам и дочь советницы Бенцон Юлия составляют в произведении группу «истинных музыкантов», противостоящих двору князя Иринея.

В старом органном мастере Абрагаме Лискове, который некогда обучал музыке мальчика Крейслера, мы сталкиваемся с примечательной трансформацией образа доброго волшебника в творчестве Гофмана. Друг и покровитель своего бывшего ученика, он, как и Крейслер, причастен к миру подлинного искусства. В отличие от своих литературных прототипов архивариуса Линдхорста и Проспера Альпануса, мейстер Абрагам проделывает свои занимательные и таинственные фокусы на вполне реальной основе законов оптики и механики. Сам он не испытывает никаких волшебных превращений. Это мудрый и добрый человек, прошедший нелегкий жизненный путь.

Примечательна в этом романе и попытка Гофмана представить себе идеал гармонического общественного устройства, в основе которого лежит общее преклонение перед искусством. Это Канцгеймское аббатство, где ищет приюта Крейслер. Оно мало чем походит на настоящий монастырь и скорее напоминает Телемскую обитель Рабле. Однако и сам Гофман сознает нереальную утопичность этой идиллии.

Хотя роман не завершен, читателю становится ясной безвыходность и трагизм судьбы капельмейстера, в образе которого Гофман отразил непримиримый конфликт [81] подлинного художника с существующим общественным укладом.

Художественный талант Гофмана, его острая сатира, тонкая ирония, его милые чудаковатые герои, одухотворенные страстью к искусству энтузиасты снискали ему прочные симпатии современного читателя.

 

Билет 5

5.Йенские романтики (Йенская школа) — это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис. Они начинают выпускать журнал «Атеней», где формулируют собственную эстетическую программу. Деятельность йенской школы знаменовала собой первый этап в развитии немецкого романтизма. Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. «Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия», — пишет Фр. Шлегель. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства. Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма, на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.Одним из важных положений эстетики Фр. Шлегеля явилась теория романтической иронии. В противовес односторонней серьезности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз». "Она вызывает в нас чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания", — писал Фр. Шлегель. Вырастая из критического отношения к действительности, романтическая ирония на практике часто приводила к крайнему субъективизму, но утверждаемый ею принцип относительности существующих ценностей и понятий нёс в себе рациональное начало.В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу, что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте.Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения, создающего мир.

Но в новом художественном видении мира, которое утверждали иенские романтики, возникали и свои неизбежные потери по сравнению с классицизмом и Просвещением. Они заключались прежде всего в приверженности так называемому незаинтересованному искусству, не имеющему задач вне самого себя. Реализация этого принципа несла в себе не только отрицание плоского утилитаризма эпигонов Просвещения, но в конечном итоге и отказ от высокой гражданской воспитательной миссии искусства. Отрицая общественно-политическую практику развивающегося буржуазного общества, иенские романтики пришли к сознательному отрыву искусства от общественно-политической жизни вообще.

Эстетическая система венских романтиков, взятая в своем полном объеме, характеризуется прежде всего субъективным видением мира, стремлением уйти от изображения реальной конкретно-исторической действительности. Но если исследовать именно всю полноту содержания этой системы, принять во внимание все ее тенденции, то нельзя не заметить, что отмеченные только что ведущие моменты отнюдь не являются для нее исчерпывающими. Как показывает конкретный анализ эстетических позиций и братьев Шлегелей, и Ваккенродера, и Тика, и даже субъективнейшего из иенцев Новалиса, их теоретические искания содержат в себе определенные потенциальные перспективы к объективному отражению действительности. Не случайно именно иенские романтики первыми внесли весомый вклад в разработку теории романа и со своих субъективно-романтических [46] позиций предугадали его бурный расцвет в литературе XIX.

Но и сам субъективный психологизм иенских романтиков, их обращение к раскрытию богатств внутреннего мира человека в значительной степени подготовили последующую реалистическую разработку характеров.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!