Литературные манифесты немецких романтиков (братья Шлегели, Новалис, Гейне).



Ф.Шлегель сосредотачивается на разработке ром.теории. В своих «Фрагментах» он отмечает, что ром.лит-ра находиться в постоянном развитии, и потому называет ее прогрессивной. Считает ее универсальной, говорит о неком синкретическом жанре, кот.включал бы в себя все имеющиеся жанры, включая фил-ию и риторику. Ш. Разрабатывает теорию ром. иронии, в кот. наиболее ярко выражается ром.трактовка личности и мироздания. произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону. Поэзия и философия должны объединиться. Благодаря худ-кам чел-во возникает как цельная индивидуальность».

Очень известный фрагмент Новалиса, где он описывает технику перации, которая позволяет романтикам что-то делать с тем, что они видят, слышат, осязают и т.д. Это все способы работы с текстом. «Мы разучили язык природы, и теперь нужна дополнительная операция, чтобы переводить язык природы на свой язык», дешифровка – любимое романтическое слово. Все это – попытки категории сознательного соединить с очень широкой категорией природного. На практике основная проблема не в ушах и не в глазах, а в голове – проблема в переработке информации, а не ее восприятии.А именно: Новалис и все романтики говорят, что прежде боги являлись нам во плоти. Как сделать, чтобы они снова являлись?

 

Модернизация античного мифа в трагедии П.Б.Шелли «Освобожденный Прометей».


Прометей - бунтарь, бросающий вызов и тирании Зевса, и слабодушию всего человеческого рода, которое оказывается опорой деспотизма. В отличие от трагедии Эсхила, послужившей образцом для Шелли, гнет осмыслен не как проклятие, а как расплата людей за собственный страх перед бытием, который повелевает им отдать предпочтение несвободе, заглушив в себе творческий порыв. П., не принявший насилия над своей свободой, по характеристике поэта, "представляет собой образ высочайшего нравственного и духовного совершенства". Отвергая всевластие Зевса, П. у Шелли ополчается и против человечества. Охваченный жаждой возмездия за его слабости и грехи, герой должен сам пережить духовный катарсис, исцелившись от ненависти. Лишь тогда исполнится его мечта о сообществе людей, которые более не знают эгоцентричности, покорности угнетению и жажды компромисса.Человеческому роду уготована вечная весна, однако для этого необходимо, чтобы своим верховным божеством люди признали любовь, покончив с духовным рабством, вызывающим горечь и презрение у титана, похитившего огонь. Бунт П., наделенного истинной мощью духа, которая позволила ему выдержать все испытания, ниспосланные Зевсом (орел, терзающий прикованного к
скале героя, фурии с железными крыльями, испепеляющая молния), носит, однако, трагический и обреченный характер. Им движет лишь мысль о противоборстве, оправдывающем и насилие, и зло, так как нет иного способа воздействовать на косную и трусливую человеческую природу. Низвергая тирана, П. отчасти уподобляется ему в своих усилиях радикально переменить порядок вещей. Лишь после того как титан начинает сознавать собственную причастность к человеческой семье и готов взвалить на свои могучие плечи страдания всех, П. обретает черты истинного героя. Терпевший одну неудачу за другой в своих попытках созидания утопии, П. лишь в заключительных актах драмы постигает, что насилие неспособно преобразовать мир, сотворенный деспотией, в прекрасное царство справедливости и свободы. Обретение этого царства, в котором исчезнут сословия и нации и каждый человек станет полноправной личностью, наделенной творческими устремлениями, требует нравственного подвига. П. явил пример, который останется притягательным навеки.

Перси Биши Шелли (1792- 1822) был представителем английского романтизма и замечательным поэтом-лириком. Даже в самых мрачных стихотворениях Шелли всегда приходит к жизнеутверждающим выводам. «День завтрашний придет» - эта фраза поэта является лучшим эпиграфом к его произведениям. Шелли считал, что современные греки унаследовали всю доблесть, ум и талант своих предков. Когда Шелли узнал о подготовке в Греции восстания против ига турок, то радости и ликованию его не было предела. Под впечатлением этого известия Шелли создает свою лирическую драму «Освобожденный Прометей». Несомненно, оптимистические идеи Шелли были тесно связаны с романтическими устремлениями поэта. В лирической драме «Освобожденный Прометей» вновь была разрешена важная для демократии 20-х годов XIX в. проблема восстания и свержения реакционных властей с помощью физической силы: Геркулес, олицетворение мощи революционного народа, освобождает узника Юпитера - Прометея, разбивая его цепи. Шелли вводил в поэзию новые слова и обороты, порожденные той бурной, переломной эпохой; героический тон, маршеобразные ритмы сочетаются у него с задушевной лирикой. Красочные сравнения и яркие образы как нельзя лучше соответствуют сочной красочности поэзии Шелли, рельефно отражают его миросозерцание, мечты о справедливом обществе и равноправии для всех

Билет 15

21) Теория романтической иронии у Ф.Шлегеля.

Создателем и теоретиком романтической иронии являлся немецкий романтик Фридрих Шлегель. Он изначально подчёркивает, что генезис иронии следует искать в философии. Шлегель утверждает, что иронию надо требовать. Он полагал, что ирония может реализовывать себя только в двух видах мыслительной деятельности человека: в философии и в литературе, других мест для неё не существует. Ирония для романтиков – явление диалогического характера. Ирония – абсолютный синтез абсолютных антитез, постоянный взаимный обмен двух мыслей, спорящих друг с другом. романтическая ирония не знает запретов, она смеётся надо всеми: над героем, над автором, - нет запретов. Доведение до абсурда пошлых фактов повседневности и дальнейшее их вытеснение фантастическим – это и есть суть романтической иронии. Мир какой он есть, в его догматическом и общедоступном образе, во всем его прозаизме и некрасивости, романтическая ирония трактует из своего «прекрасного далёка» - мира возможностей, где скрывается поэзия, свобода и всё, что ценят люди. Эта ирония – производная идеального мира, который существует только в воображении романтического писателя. Шлегель пишет, что ирония – это искательница истины, которая по своей природе интеллектуалистична. Романтики хотят видеть в явлениях повседневного мира проявления всеобщего мироздания. Через конкретные явления они хотят понять всё мироздание. Через моё конкретное «я» я пойму устройство мира, и Бога, и соотношения человека с Богом. Эта философская концепция романтической иронии сыграла очень серьёзную роль в переведении литературы в ранг философского произведения. Именно в эпоху романтизма литература становится абсолютно философичной. Если в литературе нет философии - это для романтиков уже не литература, а беллетристика, чтиво.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!