Лиро-эпическая поэма эпохи романтизма: «Дон Жуан» Байрона.



«Эпическая поэма» — по отзыву автора, а по сути — роман в стихах, «Дон Жуан» (1818 – 1823) — важнейшее и самое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышлений поэта и ожесточенной полемики критики. «Дон Жуан» - последнее произведение Байрона, самая сильная из его сатир. Его писали 6 лет и так и не дописали. 17 песня поэмы обрывается на 14 строфе (значит есть на небе Бог!) По мере работы, характер поэмы менялся. Задуманная изначально как шуточная фенька, она постепенно приобретает все более острую общ.-полит. сатиру. В первых 7 песнях – приключения Жуана в Испании: детство, первый секс с Юлией, побег из Испании, жизнь Жуана на греческом острове, куда он попадает после кораблекрушения, секс с гречанкой Гайде, оканчивающийся продажей Ж. в рабство и приключения в серале турецкого султана – одна фигня да секс. Вся сатира идет дальше, когда Ж. служит в рус. войсках, берет Измаил, ездит в Англию с дипломатическими целями.Назвав так своего героя, Б. бросает вызов пуританской Англии, повернутой на приличиях и целомудрии. Изначально Б. планировал отправить Ж. путешествовать по Европе, а потом - участвовать во фр. революции. Это доказывает, что цель поэмы не передать все позы, в кот. Ж. трахался, а сатирически показать соврем. общ-во различ. стран Европы. Всего, что задумал, Б. впихнуть не успел, но отразил таки деятельность Священного Союза и общеевропейской реакции, военную агрессию и милитаризм монархов Европы, несправедливые войны со всеми вытекающими. Вот в 7 и 8 песнях – русско-турецкая война и взятие Измаила. Его вообще прикалывал рус. народ и Суворов в частности. Очень красочно описан как сам полководец, так и штурм. Не преминул поэт обосрать с ног до головы петербургский двор времен Екатерины 2 и саму императрицу. Есть наезды на власть денег и призывы к освобождению угнетенных народов – 9 песня. Но круче всего Б. изобразил, естественно, Англию, тюремщика свободной Европы, страны купцов, банкиров и торгашей. Это поздние песни, поэтому сатиры в них – хоть отбавляй, как и печали пополам с пессимизмом. О себе уже говорит, как о реалисте: «Я вещи покажу такими, как есть они, а не какими должно быть им».

В одноимённой сатирической поэме Байрона (1818-23) дон Жуан совершенно пассивен. Действие происходит в XVIII веке. Развёртывается длинная цепь любовных похождений героя «с замужней доньей Юлией в Испании, с очаровательной Гаидэ на уединенном острове после кораблекрушения, с наложницей турецкого султана в его гареме, с Екатериной II в России… наконец, в светском обществе Лондона… Нигде и никогда он не является в любви агрессивным началом, не он преследует женщину и не он насилует женщину, а его — пассивного, не противодействующего, женщина берет, если к тому представится случай» (Фриче). Байроновский «Дон Жуан» ничего общего с севильской легендой не имеет, хотя в характерах обоих героев есть некоторые родственные черты.

Билет 18

Национальная специфика американского романтизма

Американский романтизм развивался в первой половине 19 века. Он явился откликом на события, связанные с американской революцией 70-ых годов 18века и французской революцией 1789-1794г. В американской литературе первой половины 19в. отразились существенные явления жизни страны. Значительных успехов ам.романтизм достиг в период с 20-30 ых.г. 19века. Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их творчество отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Ирвинг и Купер на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам. революции и борьбы за независимость. Вместе с тем в тв-ве ранних романтиков уже вполне определенно звучат настроения недовольства широких народных масс, вызванные жестокостью капиталистических порядков. Тв-во ранних ром-ков перекликается с демократической литературой 18века. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым буржуазным дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией. В тв-ве писателей –романтиков более позднего периода 30-50г. преобладающими становятся настроения разочарования и неверия в будущее (Э.По).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 842; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!