Билет 60. Письмо в его отношение к языку. Графема и ее варианты. Идеография и фонография.



Письмо является вторым по важности – после звукового языка – средством общения. Оно возникло значительно позже языка в связи с потребностью фиксировать информацию для сохранения ее во времени и передачи на расстоянии. Предшественниками письма были знаки, не связанные с языком и выполнявшие чисто мнемонические функции совершенно независимо от языковой формы воплощения этой информации. Постепенно «предписьмо» теснее связывалось с языком и начинало полнее передавать языковое сообщение, его содержание и звуковую форму. Письмо оказывает влияние на язык, что ощутимо с распространением грамотности. Письмо в широком смысле – все виды общения людей при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом. Письмо в узком смысле – начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков (цифры, значки, буквы). Важно различать систему письма (инвентарь знаков и правила) и конкретные акты использования этих знаков.

Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма, - буквы, цифры, знаки преп и проч. Каждый знак рассматривается как опред элемент в системе письма: Графема – абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица. Конкретный экземпляр в тексте – граф. Графема может быть составной (Ch).

Аллографемы – варианты графемы, бывают: 1) стилистические (печатные и рукописные буквы) 2) факультативные (индивидуальные вар-ты написания) 3) позиционные (различное начертание в зависимости от положения в слове, греч сигма) 4) комбинаторные (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения относительно др. букв) (4 вар-та в арабском).

Различают два типа систем письма: 1) фонографическое – «запись звуков»: графема соотносится с фонемой или слогом (частн случай – силлабография) 2) идеографическое - «запись идей»: графема соотносится со смыслом, иероглифы. Различают два вида графем: 1) фонограмма – такой письм знак, кот обозначает звуковые единицы или звуковые особенности языка, связываются со смыслом только косвенно. 2) идеограмма – письм знак, передающий значащ единицы непросредственно (не через звук). Знаки «+» или «=» «%».

Выделяют виды фонограмм: 1) Фонемограмы (соответствуют фонемам); 2) Силлабограммы (соответствуют слогам) 3) Знаки для сочетаний фонем, не соотносимых с делением на слоги (лат. х) 4) Знаки удвоения (в индонез письме цифра 2 orang orang = «люди») 5) Знаки для ДП фонем (ь и ъ) 6) Просодемограммы (знаки словесн ударения или тонов: в исп языке, если слово читается не по правилам, для разведения омонимов).

Выделяют виды идеограмм: 1) Логограммы (лексемограммы) (соотносятся с целыми словам); 2) Морфемограммы – соотносятся с морфемой (в нем точка после цифры указывает на суффикс порядк числ); 3) Идеограммы-разделители (пробел, знаки препинания); 4) Идеограммы-классификаторы (выделяют какой-либо класс значащих единиц; прописн буква в Орел и орел); 5) Фразограммы (соответствуют целым сообщениям, стоят вне собственно письма; знаки дорож движ). Возможно также деление по иконичности/не – возможно ли догадаться о значении по внеш виду (римск I - палец; V – кисть).

 

Билет 61. Типы письменных знаков: пиктограммы, иероглифы, силлабограммы, буквы, лигатуры.

Предшественниками письма были мнемонические знаки (бирки, зарубки) и пиктография – наскальные и иные рисунки, служившие, помимо магической, уже эстетической функции, средством напоминания о содержании информации безотносительно к языковой форме передачи содержания. Пиктограмма(от лат. — рисовать и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты предмета, на который указывает, чаще всего в схематическом виде. Поэтому надписи могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках. Пиктография использовалась на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др. Обозначаемым в пиктографии служит жизненная ситуация,реальный предмет, переданный с помощью рисунка; словесное оформление для пиктографии несущественно (т. е. пиктограмму можно «читать» по-разному).

Пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и др. правил естественного языка и поэтому не может образовать текст в его лингвистическом понимании; располагает ограниченным числом функций. Родственно системе невербальной коммуникации, но не тождественно. Сложность и ограниченность системы, потребность в убыстрении письма для передачи более сложных текстов объясняют движение в сторону идеографических письменностей. При этом происходит расширение смысла знаков, упрощение и канонизация начертаний знака (переход к символу).

 Иероглиф — название письменного знака в логографических и типологически сходных системах письма, изначально термин для древнеегипт письма. Знаки, представляющие собой схематизированные рисунки, обозначающие целые понятия, слова и морфемы (идеограммы), иногда отдельные звуки и слоги (элементы алфавитн и силлабич письма).

Термин применяется также для характеристики знаков китайского письма, а также знаков в японском языке и знаков тангутской письменности. Особенностью китайской иероглифики является использование составных иероглифов, представляющих комбинацию идеограмм.

 

Тк логография требовала бы колоссального кол-ва знаков и при этом бы осталась неточным средством передачи всех грамматич отношений между словами, люди не стали придумывать для каждой лексемы логограмму, а стали использовать уже имевшиеся знаки для обозначения новых слов, производных от одного корня, близких по смыслу или звучанию.

Переносы знаков на ряды связанных смысловыми ассоциациями слов привели к полисемии. Стремление к более точному прочтению многозначных логограмм привело к выработке семантических классификаторов или ключей, указывающих на ту или иную смысловую сферу. Постепенно, этот процесс привел к фонетизации логограммы, к превращению из знака слова в знак комплекса звуков.

Это был первый этап в развитии фонографии силлабический или слоговой. Силлабограмма – графема, передающая на письме целый слог. Выделяют 1) силлабическое письмо – знаки обозначают отдельные слоги. Обычно символ представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним основным гласным; 2) консонантное письмо –знаки обозначают преимущественно согласные.Гласные не имели отдельных букв и примысливались при чтении, что затрудняло понимание. Одним из древнейших типов консонантного письма является финикийское письмо (II в. до н.э.), где графемы обозначали «определенный согл + любой гл или нуль гл».

В дальнейшем выработались различные способы обозначения гласных в консонантных системах письма:1) Диакритикой (сильно упрощенными значками, несоединенными с главной буквой). (арабск) 2) Приписными знаками (огласовками), которые отличаются от главных более простой формой и от диакритики тем, что присоединяются к знаку для согласного. (в индийских письм) 3) Трансформация знака для согласного ( в эфиопском письме) 4) позиционное варьирование знака для согласного (поворотами знака на плоскости) (в эскимосск письме) 5)Регистровостью (введением двух регистров знаков) и т.д. В Р письме силлабограммами можно считать буквы ё, е, ю, я.

Буква – графическое отображение фонемы. Графический знак, имеющий фонетическое звучание. Понятие буквы обычно связано с алфавитом. Буква — отдельный символ какого-либо алфавита. Количество букв в алфавите обычно не превышает 50. Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи, но это необязательно. У буквы может существовать несколько равнозначных вариантов написания, не меняющих её произношения и смысла.

 Буквенное письмо (алфавитное) – система письма, при которой каждой фонеме языка соответствует определенная буква алфавита.

Классическими буквенными системами письма являются греческое и латинское. Греческое письмо впервые ввело самостоятельные буквы для гласных, оно завершило логическую цепь развития письменности вообще (рисуночное > слоговое > консонантное > буквенное). Латинское письмо, основанное на этом простом принципе, завоевало полмира.

Лигатура (вязь, вензель, монограмма) – знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем или их хар элементов в одну. Применялось в латинском, кириллическом, армянском и арабском письменах. Широко применяются в скорописи и каллиграфии. Лигатуры могут передавать целое слово: & – et, NB – nota bene. Широко использовались в СВ, в книгопечатании, для украшения и орнаментализации текстов.

По неслившимся частям обычно можно видеть, какие буквы входят в состав лигатуры. В некоторых системах письма лигатуры многих буквенных сочетаний вошли во всеобщее употребление, приобрели статус самост букв (фр, нидерл, норвежс).

Лигатуры могут быть:

а. Гомогенными типа: 1. гласный+гласный (распространены в латинском письме: æ, œ) 2. согласный +согласный (распространены в индийских письм)

б. Гетерогенными типа: согласныи+гласный (в монгольском, некоторых семитских и индийских алфавитах).

Лигатурное письмо – декоративное письмо, построенное путем изменения порядка букв в строке (обычно с горизонтального на вертикальное). Буквы такого письма сбиваются в непрерывный орнамент, заполняя собой максимально возможное пространство. Так построена древнерусская вязь, арабская вязь, ранджа, корейское письмо.

Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, указания на грамматич и логич отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, а также некоторые иные функции.

ЗП, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление.

Функции: 1) выделение предложений — с указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие); 2) указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире); 3) выделение прямой речи, цитат (кавычки); 4) указание на эмоциональное отношение к отдельным элементам (кавычки, вопр и воскл знаки, скобки); 5) указание на пропуски текста (многоточие); 6) знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта ).

ЗП бывают одиночными и парными (две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки). Особо выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2976; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!