РЕТРОСПЕКЦИЯ, ПРОСПЕКЦИЯ И МОДУСНЫЕ СМЫСЛЫ ТЕКСТА



Понятия ретроспекции и проспекции тесно связаны с временными и пространственными ориентирами текста. В линейном развертывании континуума они выступают формами дисконтинуума, т.е. сбоя, отступления, «передышки» (по словам Гальперина) в беге развертывания текста.

Ретроспекция – тематическая категория текста, объединяющая формы языкового выражения, относящие читателя к предшествующей содержательно-фактуальной информации. Ретроспекция – элемент когезии (межфразовой связи). Она реализуется разными способами: повтор, возврат к уже сказанному или акцент на детали, относящейся к прошлому. Словесно ретроспекция оформляется по-разному: указательными местоимениями (тот, то, это, там), наречиями (вчера, несколько лет назад), клишированными выражениями (как было сказано выше; ранее мы уже говорили…; необходимо напомнить; ему вспомнилось…) На уровне макротекста формой ретроспекции является послесловие (заключение, эпилог).

Проспекция – грамматическая категория текста, объединяющая различные языковые формы отнесения содержательно-фактуальной информации к тому, о чем речь будет идти в последующем контексте. Словесно она оформляется по-разному: забегая вперед, как будет сказано далее, он и не подозревал, что через несколько дней окажется…, дальнейшее изложение покажет… и др.

И проспекция и ретроспекция помогают установить связь событий в тексте, их обусловленность. Различия между ними в том, что ретроспекция всегда имеет место в поступательном развитии сюжета, а проспекция редко вызвана самим ходом повествования. В читательском сознании нередко возникает эффект обманутого ожидания, когда он ждет одной развязки, а случается совсем иначе.

Особую форму проспекции представляют собой предисловие, введение, пролог, «от автора».

 

МОДУС ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА

 

Содержательная сторона текста состоит как бы из двух частей – диктумной, т.е. собственно содержательной, рисующей положение дел в действительности в категориях реальности / ирреальности происходящего. Это относится к плану объективной модальности предложения (Это событие происходило несколько лет тому назад – реальн.; Это могло бы произойти и с вами – ирреальн., сослаг., возможности; Произойди это со мной позже, то… - ирреальн., условное).

Но в каждой фразе, высказанной говорящим, и в тексте в целом обязательно содержатся (эксплицитно или имплицитно) собъектные смыслы, идущие от говорящего. Вслед за Ш.Бамли их принято называть модусом или субъективной модальностью. При этом модус может быть принадлежностью как высказывания-предложения, так и текста.

К модусу предложения, как правило, относят:

1) особые метаслова, передающие мотив речевых действий, коммуникативные намерения говорящего, цель высказывания и др.: приказываю, повторяю, советую, настаиваю, убедительно прошу. Они могут быть и не названы, но подразумеваться: «сгоняй за мелом» (‘прошу по дружески’), «не могли бы вы закрыть форточку» (вежливая просьба). К ним относятся: кстати, к слову сказать, впрочем, однако и др.

2) актуализационные категории: особые слова, фиксирующие координаты места, времени, условия протекания речевого акта и события (Вечером за ужином все молчали и думали о случившимся).

3) квалификативные категории, включающие персуазивность (достоверность / недостоверность), авторизацию (обоснование авторской / неавторской принадлежности речи), оценочность (отношение говорящего к тому, о чем говорит).

Наиболее интересным материалом здесь, по Всеволодовой, следует назвать так называемый модусотрицания, выражаемый не в отрицательной конструкции, а интонационно: Так и дала она тебе книгу! (= не дала); Нужна мне твоя книга! (= не нужна); Буду я с тобой возиться! (= не буду); Разбежалась вам помогать (= не собираюсь) и наоборот: модусподтверждения в отрицательном контексте: Не скажете, который час? А не пойти ли нам… И не говорить; Не скажите).

Субъективная оценка сообщения, или оценочный модус одной стороной входит в модальность предложения, другой – в модус текста. Оценка по линии <хорошо ↔ плохо> + оценочная интонация высказывания обычно относятся к модусу предложения: Какая она красавица! Ну и урод он! Вот так силач! Оценка может быть по разным основаниям:

- количественная: у нее всего 8 классов образования (=мало)

- временная: они только еще начинают заниматься (=поздно)

- как минимально достаточная: сделай хотя бы так сначала и др.

Текстовая модальность, или модус текста включает составной частью модальность или модус предложения, но он шире и глубже.

Если фразовая модальность выражается в основном грамматически и лексически, то текстовая включает и структурно-синтаксические, и семантико-логические, метатекстовые и др. средства.

Рассмотрим их:

1. Стилистические приемы организации модуса теста:

а) лексические повторы, междометия, частицы (разбросанные по тексту, выражающие отношения либо говорящего к ситуации речи, либо персонажа)

б) изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, эмоциональный фон текста (радость, гнев, испуг, досада и др.

в) особые предикаты с оценочной семантикой (зануда, попер, выпендрился, выступает будто пава).

 

ЛЕКЦИЯ 6.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 928; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!