ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА.



ПОНЯТИЕ О ТИПАХ ТЕКСТОВ.

ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ.

Важный параметр любоготекста– принадлежность к определенному стилю и жанровая оформленность. В современном русском языке выделяются официально-деловой, научный, публицистический, разговорный, художественный стили. Тексты одного стиля могут различаться жанровойоформленностью. Например, в официально-деловом стиле прежде всего дифференцируются жанры устного и письменного общения. На уровне устного общения рассматривают такие жанры, как деловая беседа, переговоры, презентации, телефонный разговор, деловое совещание, пресс-конференция, дебаты и др. В письменном общении возможно выделить тексты – юридические, дипломатические, канцелярские, организационные, распорядительные, справочно-информационные и др. Внутри каждой из этих разновидностей делового стиля выделяется по особенностям составления, оформления, содержания и предназначения огромное количество жанровых разновидностей текстов: судебные документы, меморандумы,   инструкции, приказы, протоколы, акты, уставы, договоры и т.д. И так в каждом стилевом пласте. В том числе выделяют как самостоятельный пласт жанры журналистики (внутри публицистического стиля). Подробнее о стилях можно прочитать в учебниках по стилистике и Стилистическом словаре.

С функционально-прагматической точки зрения целесообразно выделять тексты-предписания, тексты-описания, тексты-оценки.

Со времен античности тексты принято делить на тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения.

Повествование – «есть изображение событий и явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга» (Солганик 1987); его признак – динамичность.

Образец повествовательного текста:

В.М.Шукшин «Срезал»

Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся…Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо.

Закурили. Малость поговорили о том, о сем – нарочно не о Журавлеве. Потом Глеб раза два посмотрел в сторону избы бабки Агафьи Журавлевой…

Описание – это перечисление упорядоченных признаков, свойств, пространственной ориентации физического объекта, лица, места, события и т.п., названного именем или именным словосочетанием.

Образец описательного типа текста:

З.Гиппиус «Мгновения»

Сквозь окно светится небо высокое,

                   Вечернее небо, тихое, ясное.

                   Плачет от счастия сердце мое одинокое,

                   Радо оно, что небо такое прекрасное.

                   Горит тихий, предночный свет,

                   От света исходит радость моя.

                   И в мире теперь никого нет.

                   В мире только Бог, небо и я.

Универсальные признаки описания: статичность, явления существования (экзистенция + характеризация). Глаголы делексикализовались и приобрели бытийную семантику. «Бессюжетные тексты», по Лотману. 

Рассуждение – это цепь умозаключений о логических связях и отношениях, оно характеризуется отрывом от сюжета. Состоит из тезиса, доказательств и вывода.

Образец рассуждения: афоризмы П.Я.Чаадаева:

Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает еще третьей стороной.

 Эти три типа текстов отличаются и рядом формальных характеристик. В повествовании основную нагрузку несет видо-временная система глагола, определяющая таксис. В описании реализуются в первую очередь лексические связи имен, глагол представлен в основном несовершенным видом. Рассуждение обеспечивается модально-оценочными характеристиками глагола. Для повествования и рассуждения, в отличие от описания, характернасубъективизация речи: модальные слова, вводные и оценочные категории. Для описания и рассуждения – постоянный временной план. Для рассуждения обязательны дейктические средства.

Г.А.Золотова учла также различные способы отражения действительности в тексте, которые она назвала регистрами речи. В ее классификации 5 регистров:

1) изобразительный, или репродуктивный – способ представления событий (события описываются по ходу действия и связаны с пережитым или увиденным).

2) информативный – способ хранения и представления знаний (очерк, корреспонденция, учебный материал);

3) генеритивный – способ хранения и представления общечеловеческих истин (сообщение о мыслях по поводу фактов);

4) волюнтивный (волитивный) – просьба, приказ, инструкция («смело, товарищи, в ногу!»);

5) реактивный – реакция на высказывание собеседника; контакто-устанавливающая функция.

Эта регистровая классификация текстов выросла из идеи Н.С.Поспелова об информативных и коммуникативных текстах (Поспелов 1952), получивших в работах Падучевой и Формановской классификацию как монологическая (нарративный режим) и диалогическая (коммуникативный режим) речь.

По каким признакам противопоставляются названные регистры? 1 и 2+3 регистры – по характеру хронотопа, т.е. по наличию / отсутствию конкретной временной локализованности предикативного признака. В (1) действие разворачивается как бы на глазах у адресата речи – это рассказ о событиях, текст репродуктивный.

В статье, корреспонденции, коммюнике представление действия отстранено, отделено от действительности. Текст дан как информативный. В генеритивном есть мысли по поводу фактов, но нет временной экспозиции.

Если соотнести семантический тип текста с регистрами речи Золотовой, получим «сетку», позволяющую в общих чертах представить типологию текстов:

 

Семантический тип текста

Способ отражения действительности (регистр)

Изобразит.(репрод.) Информативн. Генеритивн.
Повествование Изобразительно-повествовательный Информативно-повествовательный

оценивающе-квалифициру-ющий

Описание Изобразительно-описательный Информативно-описательный
рассуждение   Информативно-логический Обобщенно-логический

 

Примеры изобразительно-повествовательных текстов: рассказ А.И.Куприна «Куст сирени», Л.Н.Толстого «Прыжок», новелла из «Сказок об Италии» М.Горького, где старик вспоминает о своей свадьбе. В рамках такого типа текстов существенным является соотнесенность текста с координатами «лицо» и «время» (я – тексты и он – тексты; «этот» - анафора; «тот» - катафора.

Информативно-повествовательный тип представлен широко в мемуарной литературе, в учебниках по истории, в биографической литературе. Но он возможен и в поэзии: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…»

Изобразительно-описательный тип текста можно проиллюстрировать знаменитым описанием дуба в романе «Война и мир» или Плюшкина в момент, когда его впервые видит Чичиков, описаниями природы в «Записках охотника» Тургенева.

Информативно-описательный тип типичен для учебников различных профилей, а также других специальных изданий, но встречается часто и в художественной литературе: А была ты и звонкой и быстрой. Как шаги твои были легки! (Марш.).

Информативно-логическийтип текста системен в научной литературе, но возможен и в художественной:Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти (Ахм.)

Оценивающе-квалифицирующий тип текста:

Активность творческой мысли Ломоносова очевидна, ибо каждый параграф несет новую информацию как в содержании идей, так и в стиле выражения.

Обобщенно-логический тип: Из сказанного следует… В результате сказанного… В соответствии с вышеизложенным… В худ.: Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, И нам сочувствие дается, как нам дается благодать (Тютч.)

В тексте различные его типы могут сосуществовать, сменяясь одно другим.

Итак, тексты – повествования динамичны, их глаголы передают цепь событий, последовательно разворачивающихся, их динамику. Для них характерны такие зачины, как: «В прошлом году Глеб срезал полковника (Шукшин «Срезал»); «Уже смеркалось, когда мы приехали домой» (Толстой, «Детство» гл. ХІ); «Возвращался с войны солдат» (сказка «Огниво»). Соответственно, композиционно повествовательные тексты оформлены четче всех остальных: в них выявляются зачин, развитие темы, кульминация, концовка.

Тексты – описания статичны, бессюжетны. Они фиксируют внимание на важных мгновениях бытия, «утверждают некоторый мир и его устройство» (Лотман, 1970). Структурные элементы композиции такого текста могут быть размытыми, например, в них часто отсутствует концовка.

Рассуждение отличается отрывом от сюжета. Оно замедляет ход текстового события. В формальной логике это – цепь размышлений, умозаключений на определенную тему. В структуре рассуждения выделяются тезис и доказательство (аргументация), а также вывод в виде обобщения или заключения. Рассуждения – это рупор авторских идей, выражающих его мировосприятие, воплощенных в объяснительной форме авторской речи.

 

Практическое задание.

1. Какие типы текста можно отметить вследствие анализа приведенного ниже стихотворения? Какова их логическая связь?

                Луна восходит на ночное небо

                И, светлая, покоится влюбленно.

                По озеру вечерний ветер бродит,

                Целуя осчастливленную воду.

                О, как божественно соединенье

                Извечно созданного друг для друга!

                Но люди, созданные друг для друга,

                Соединяются, увы, так редко.

                                                      Н.Гумилев. Соединение

2. Подобрать и проанализировать с точки зрения стилевой принадлежности и типа текста отрывок из произведения или стихотворение целиком.

 

ЛЕКЦИЯ 4.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3990; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!