ТЕКСТ КАК СТРУКТУРИРОВАННОЕ ЦЕЛОЕ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.



Один из важнейших параметров текста – это обусловленность его содержания самой действительностью и отраженность в тексте этой действительности, времени, национально-культурного компонента, психологического фактора и др. экстралингвистических компонентов. Это заставляет актуализировать такие свойства текста, как референтность, ситуативность и предполагает наличие фоновых знаний (вертикального контекста), важных для целостного адекватного восприятия текста.

Текст в зависимости от его типа и намерений говорящего может развертываться по-разному. В описательных текстах и рассуждениях доминирует имя предмета описания, поэтому текст обычно приобретает характер 1) либо последовательного (цепного) развертывания темы, когда рема первого предложения становится темой второго и т.д., например: Война – это зло. Зло нужно искоренять;

2) либо параллельного соподчинения, когда каждое новое предложение раскрывает одну из сторон заданной в зачине общей темы, т.е. соотношение, выявляющее родо-видовые связи, например: Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью. Около стен стояли шкафы с книгами. Над мраморным камином было широкое зеркало. Пол был обит зеленым сукном и устлан коврами.

Для текстов повествовательных характерно динамическое развертывание темы с опорой на акциональные глаголы. Они часто имеют один субъект (S), включенный в сквозную тему: С наступлением ночи лисица(S)вышла из овражка. Выждала, вслушиваясь, и потрусила к железнодорожной насыпи, бесшумно перебегая то на одну, то на другую сторону путей. Здесь она выискивала объедки.

Нередки тексты со смешанными цепными и параллельными связями: Мальчик залез на верхушку мачты. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты.

Текст как структурированное целое характеризуется критериями: 1) смыслового (тематического) единства (когерентности); 2) коммуникативного единства (коммуникативное или эстетическое воздействие); 3) структурного единства (когезия, параллелизм на уровне синтаксических конструкций).

1. Смысловое единство (смысловое пространство, по Бабенко / Казарину) определяется 1) связностью, 2) целостностью, 3) членимостью.

Связность текста обеспечивает его содержательным аспектом, т.е. единством основной темы (обычно вынесенной в заголовке), последовательным нарастанием или развертыванием темы от высказывания к высказыванию и наличием специальных средств, выражающих связность (лексический повтор, синонимизация, антонимия, лексические мотиваты: однокоренные слова, тематические группы).

Целостность текста – категория психолингвистическая. Проявляется в тесном взаимодействии средств разных уровней и разных аспектов текста с его содержанием. Попробуйте изменить порядок следования фраз в таком тексте: Ночь. Луна. Он. Она.

Членимость текста есть следствие и условие его структурированности. Текст любого размера членим на композиционные фрагменты введение, описание, рассуждение, резюме или зачин, развитие темы, концовка (вывод).

И.Р.Гальперин содержательную сторону текста именует информацией и выделяет в тексте следующие виды информации:

1) содержательно-фактуальная (СФИ), она эксплицитна по природе, всегда лежит на поверхности;

2) содержательно-концептуальная (СКИ) информация, передающая индивидуально-авторское понимание фактов, излагаемых в тексте, она не всегда ясно представлена, иногда требует разъяснений, т.к. в ней замысел автора + содержательная интерпретация факта;

3) содержательно-подтекстовая информация, т.е. факультативная информация, спрятанная в свойствах слов иметь коннотативное значение, порождать ассоциации, наращивать смысл и т.д.

С наибольшей силой подтекст выявляется в художественных, особенно в поэтических произведениях, в которых больше сказано несказанным, умолчанным.

Вспомним строки известного стихотворения А.А. Ахматовой:

                Я научилась просто мудро жить,

                         Смотреть на небо и молиться богу,

                         И долго перед вечером бродить,

                         Чтоб утомить ненужную тревогу.

                                   Когда шуршат в овраге лопухи

                                   И никнет гроздь рябины желто-красной,

                                   Слагаю я веселые стихи

                                   О жизни тленной, тленной и прекрасной.

                         Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

                         Пушистый кот, мурлыкает умильней,

                         И яркий загорается огонь

                         На башенке озерной лесопильни.

                                   Лишь изредка прорезывает тишь

                                   Крик аиста, слетевшего на крышу,

                                   И если в дверь мою ты постучишь,

                                   Мне кажется, я даже не услышу.

Без проникновения в содержательно-концептуальную информацию невозможно выявить подтекст.

1 строка – зачин. В изоляции от других она не имеет подтекста, т.к. подтекст – категория текста, а не предложения. Пережитая любовная драма и преодоления душевных тревог через общение с природой. В зачине присутствует пресуппозиция: жизнь лирической героини была тревожной, исполненной волнений, мучительных переживаний, которые закалили ее волю, умерили эмоции, стабилизировали психику, т.е. научили подчинять эмоции разуму.

2-я строфа (ее семантический анализ) приводят нас к такой интерпретации содержания ее: когда проносится ураган страстей, когда наступает зрелость, мы обретаем способность смотреть на жизнь просто, ясно, наслаждаясь каждой мелочью.

3-я строфа: особенно четок подтекст. «Я возвращаюсь» – можно понимать и буквально, и подтекстово: возвращаюсь к спокойной, философски-содержательной жизни, теперь я все окружающее воспринимаю реально.

4-я строфа: нагнетание звука ш как образное выражение тишины, покоя, умиротворения. Жизнеутверждение в стихотворении достигается контрастным криком аиста.

Таким образом, анализ всех составляющих содержательной стороны текста приводит к выводу о смысловом единстве текста, микротекста, ССЦ.

 

ЛЕКЦИЯ 5.

СТРУКТУРА ТЕКСТА.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 975; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!