Особенности художественной культуры эпохи Возрождения.



Новое гуманистическое понимание сущности человека, природы, окружающего мира нашло отражение не только в философии гуманизма, но и в художественной культуре эпохи Возрождения. Происходит не просто обособление личности, выделение её из мира, а идёт процесс предельного обожествления и возвышения человека. Однако этот процесс имеет свою отрицательную сторону. Человеческая личность обожествляется вся целиком, со всеми её хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ отдельного индивидуума, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных её формах, вплоть до открытого оправдания аморальности. (Боккаччо “Декамерон”).

Утверждающийся ренессансный антропоцентризм меняет отношение к природе, превращая её в поле человеческой деятельности и одновременно – в источник творческого вдохновения.

Природа становится не только средой обитания человека, но и средой наслаждения. Художники стремятся отобразить красоту природы. Появляется особый жанр пейзажной живописи; пейзаж в тематической картине превращается из нейтрального фона в активное действующее начало. Красота передаётся через единство в многообразии природных форм, через цвет и световые контрасты.

Бурная секуляризация всей культуры приводит не столько к освобождению искусства из-под церковного диктата, сколько к взаимопроникновению, смешению фольклорного, светского и церковного начал.

Классическим выражением ренессансной культуры стало творчество итальян­ских мастеров. Искусство итальянского Возрождения проходит в своем развитии несколько этапов:

I Этап – Проторенессанс. XIII-XIVвв. Это начало одного из величайших культурных переворотов в истории человечества, затронувших все стороны жизни средневекового общества. Церковь постепенно утрачивает своё господство в духовной сфере, закладываются основы нового гуманистического мировоззрения. Начало новой эпохи связывают с именами Данте Алигьери (1265 – 1-321) и Джотто де Бондоне (1266 – 1337). Данте по праву называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». В своей «Божественной комедии», ставшей поэтической энциклопедией Средних веков и Возрождения, автор утвержда­ет идею ренессансного мышления, призывает своих современников к возвыше­нию мудрой, достойной жизни на земле, к истинной человечности.

Поэма написана в традиционном средневековом жанре “видении” – путешествии человека в загробный мир. Данте сумел поднять содержание поэмы до высокого философского обобщения. “Божественная комедия” имеет чёткую структуру: в ней 3 основных части – “Ад”, “Чистилище”, “Рай”. Каждая часть состоит из 33 песён, написанных терцинами – трёхстрочными строфами. Традиционный архетип жанра видений позволяет автору отобразить огромный мир, через который проходит грешный человек, впавший в литургический сон. Герой Данте проходит все девять кругов Ада, встречая разных грешников: Иуду, Брута, мифологических героев, среди которых попадаются и те, кому автор сочувствует (Франческо и Паоло) и кто сожалеет о том, что недостойно прожил свою жизнь. Данте стремится показать, что жизнь на земле это самое прекрасное, что даровал Господь и прожить её надо достойно.

Джотто – друг и соратник великого Данте – сумел в страдающем человеке увидеть и изобразить человека прекрасного и гордого («Распятие Христа», «Опла­кивание Христа»). Художник в своих произведениях стремился к правдивому ото­бражению движений человеческого тела, выраженных в них чувств («Поцелуй Иуды»). Джотто видел в искусстве то, что другим недоступно. Он принес естест­венное искусство, основанное на изображении окружающего нас мира таким, каким видит наш глаз», - так отзывался о живописце спустя сто лет прославленный флорентийский ваятель Гиберти[2]. Джотто настолько опередил свое время, что ещё долго после него флорентий­ские художники только подражали его манере письма.

II этап – Раннее Возрождение XVв. Намечается решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоление Средневековой традиции. Складываются различные территориальные школы: Флорентийская, Венецианская, Умбрийская, Падуанская. Формируется культ красоты, прежде всего красоты человека, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. Искусство становится универсальным средством познания мира.

Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела и механизма его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движение души – все это условия творчества.

Всех знаменитых мастеров Раннего Возрождения трудно перечислить. «Отцами» нового искусства считают скульптора Донателло, архитектора и скульптора Брунеллески, художника Мазаччо. Идею красоты и гармонии стремились они вопло­тить в своих произведениях. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку пре­красным, и он стремился видеть красоту во всем, что его окружало в этом мире. Зодчество становится «частью самой жизни». Филиппо Брунеллески (1377-1446) создал архитектуру вполне светскую по духу, изящную, простую, где как бы совсем исчезнет ощущение тяжести камня. Элементы классического ордера у него превращаются в прекрасную декорацию. На смену грозных, мрачных фео­дальных замков приходят удобные, красивые и открытые для внешнего мира дома – дворцы (например, Палаццо Питти), удивительные по красоте здания общест­венного назначения (Воспитательный дом во Флоренции), восхитительные часовни (капелла Паццы во Флоренции).

Художник Мазаччо (1401 – 1428) не только стал последователем Великого Джотто, но и намного превзошел его в умении распределять свет и тени, в созда­ор четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объем­ность. Мазаччо первый в живописи изображает обнаженное тело («Изгнание из рая») и придает человеку героические черты, прославляя его человеческое достоин­ство[3].

В литературе ближайшими преемниками Данте стали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. В Петрарке его современники видели не только писателя Нового времени, но и новый тип человека, в котором воплощались жиз­ненные стремления и идеалы передовой части общества.

Франческо Петрарка вошел в историю не только как первый гуманист, но и как «певец возвышенных страстей» - создатель сонетов посвященных Лауре. Книга песен (canzoniere) состоит из двух частей, разделенных биографическим событием «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры» . В них через выражения любви отражается полнота личности самого поэта. Любовь делает жизнь Петрарки наполненной страданием и в тоже время обостряет ощущение полноты самой жизни. Автор не стремиться излечиться от сердечной муки. Любовь Петрарки одновременно земная и небесная.

Другом Петрарки являлся блестящий писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор знаменитого «Декамерона», сборника 100 новелл, рассказанных во время чумы. Эта книга о н6овом любящем человеке, способном не только постоять за себя но изменить себя во имя любви (новелла о Чемоне). Любовь открывает путь к достоинству и благородству, дает надежду. Десять молодых людей, рассказчиков представляют собой прообраз гуманистического сообщества.

III Этап – Высокое Возрождение – конец XV – I половина XVIвв., золотой век Ренессанса. Несмотря на крат­кость этого периода, именно в это время были созданы замечательнейшие творе­ния титанов Возрождения, людей поистине титанического духа, мысли, талантов: Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Рафаэля Санти (14S3 – 1520), Микеланджело (1475 – 1564), Джорджоне (1476 – 1510), Тициана (1477 – 1576). Для этого периода характерны не только поиск, но и достижения гармонии: человека и мира, души и тела, чувства и разума в самом человеке, правды и красоты, реального и идеального.

Наибольшая выразительность социально-нравственных идеалов эпохи была достигнута именно средствами изобретательного искусства. Мир чудесной гармонии был создан в произведениях Леонардо («Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Мадонна оре», «Дама с горностаем»), Рафаэля («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна»), Тициана («Любовь зем­ная и любовь небесная», «Венера Урбинская»).

Самым ярким представителем эпохи Возрождения безусловно является Леонардо да Винчи. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг совершенства. Леонардо был живописцем, ваятелем, зодчим, певцом, музыкантом, теоретиком искусства, философом, математиком, инженером, механиком, изобретателем, биологом. Но и этот список далеко не полный. О нем говорили, что он знал и умел все что знало и умело его время, кроме того он мог предугадывать много о чем еще не помышляли. Но выше всего он ценил живопись, считая ее «царицей всех наук». «Если живописец, - писал Леонардо, - пожелает увидеть прекрасные вещи внушающие ему любовь, - в его власти породить их, а если он пожелает увидеть вещи уродливые…, или смешные, то и над ними он властелин и бог»[4].

Рафаэль Санти воплотил в своем творчестве представления о самых светлых, возвышенных идеалах Возрождения. Он прожил короткую но необычайно яркую жизнь и создал свой идеал прекрасного, совершенного человека. Вершиной его творчества по праву считается «Сикстинская Мадонна».

Мир Микеланджело – противоречив, разнообразен, трагичен. В его творчест­ве соединены трагическое осознание несовершенства бытия и веры в гармонию мироздания, одиночества человек и радость его победы в борьбе со стихиями («Давид», «Моисей», «Фрески Сикстинской капеллы», «Изгнание из рая», «Страш­ный суд», «Всемирный потоп»). Микеланджело было суждено пережить начало заката большой культурной эпохи и крушение ренессансных идеалов.

Титаны Великой эпохи Возрождения далеко опередили свое время. Их искус­ство стало мерилом прекрасного и символом творческих дерзаний человечества, ориентиром для всех последующих поколений. Тем не менее , искусство Высокого Возрождения, в сущности, не достигло того, к чему стремилось ибо оно стремилось к абсолютному совершенству. В стремлении дать законченное и естественное изображение того, что расценивалось как бесконечное и божественное, заключается основной парадокс ренессансного искусства[5].

IV этап – Позднее Возрождение – 2 половина 16 в. В это время начинают проявляться первые признаки кризиса гар­моничного миросозерцания эпохи Возрождения. В искусстве все чаще и сильнее ощущается драматическая напряженность. Она присутствует, в частности, в про­изведениях позднего Тициана («Положение во гроб»).

Венеция, где во II половине XVI в. ещё сохранилась республиканская форма правления, оставалась в Италии последним очагом гуманизма и ее искусство – это. все ещё великое искусство золотого века. Позднее Возрождение представлено, именами Паоло Веронезе (1528 – 1588) и Якопо Тинторетто (1518 – 1591), послед­них из титанов великой эпохи. И если Веронезе, создатель красочных картин, еще не знал трагического разлада идеалов и действительности, то в творчестве Тинто­ретто усиливавшийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать. Его искусство полно драматизма, эмоциональной силы («Битва на заре», «Распятие»).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!