Этика Киников, Киренаиков, Стоиков (идеи, представители и т.д.)
Чертой воззрений киников являлась пессимистичная идея о том, что «мир рушится», ставя человека перед необходимостью выживания. «Крушение мира» может происходить по разным причинам (личного или общественного характера), но в любых ситуациях перед человеком возникает проблема: как правильно жить в этих условиях? или, точнее, – как выжить, сохранив человеческое достоинство?
Основателем школы киников являлся Антисфен (444 гг. до н.э.). Однако ученик Антисфена, Диоген Синопский (ум. 330–320 гг. до н. э.), в своей собственной жизни реализовывал эти идеи. Поэтому часто идеи школы киников связывают с именем Диогена.
Основателем Киренской школы был Аристипп из города Кирены. Кирена – греческий полис на Североафриканском побережье в Ливии (сейчас там Киренаика). Аристипп был немного моложе основателя школы киников Антисфена. Он родился около 435 г. до Р. Х. и умер около 360 г. до Р. Х. Аристипп учился философии у знаменитого софиста Протагора и Сократа. При казни Сократа Аристипп не присутствовал. Вернувшись в Кирену, он основал там свою философскую школу. Сочинения Аристиппа не сохранились. Их теория познания служила прежде всего для обоснования этики киренаиков. Раз мы не ошибаемся лишь относительно ощущений, а о самих предметах, их вызывающих, мы знать ничего не можем – то цель жизни должна состоять в достижении того, что нам наиболее ценно по ощущению. Единственный же критерий ценности ощущения – доставляемое им удовольствие. Следовательно, добро – есть наслаждение.
|
|
Средневековая философия: хронология, периодизация, проблематика, школы, представители и т.д.
Средневековье – это почти тысячелетний период времени в истории Европы. Берёт своё начало он с распада в пятом веке нашей эры Римской империи, захватывает феодализм и заканчивается в начале пятнадцатого, когда наступает эпоха Возрождения. В 5 в. христианство уже государственная религия в Греции и Риме, но ещё было сильно влияние философии неоплатонизма, враждебного христианству (за счет антидогматизма в т.ч.). Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.
Примерные временные рамки средневековой философии составляют с 2-6 века по 14 век. Средневековая мысль отличается от античной своей нравственно мировоззренческой парадигмой. У человека появляется идеал - Бог, который подобен ему, но выше его и вынесен во вне. В христианстве человек не гражданин космоса, но царский сын , терпящий позор, вспомнить о своем царственном достоинстве значит воссочувствовать свою униженность. Он стремится к своим божественным возможностям, но поддается земным соблазнам и падает вниз.
|
|
Основной задачей средневековой философии было богоискательство и подтверждение существования бога. Атомизм древнегреческих философов был отринут, так же как и единосущность бога по Аристотелю, а вот платонизм был взят за основу в аспекте триединства божественной сущности.
Главные принципы средневековой христианской философии:
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
Выделяют три этапа средневековой философии.Разделение этих этапов по времени и личностям самих философов возможно только очень условно, так как разные источники предоставляют на этот счёт несогласованную информацию.
|
|
1 этап: Апологетика (2-3 в.) - "защита". Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений (установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви).
Представитель - Ориген.
Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. В отличие от других творений, которые одномоменты, Бог - отец, творит сына, постоянно. Христос имеет 2 природы: Бог и человек, его душа - посредник между душами людей и Бога. Бог - отец включает в себя весь мир, сын постигает только разумных созданий. Святой дух - только святых.
Концепция творения. Сначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Душа предшествует творению тела, она створяется из ничего. Тело следствие греха. И телесное в человеке служит для искупления греха. Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой.
2 этап: Патристика (3-9 в.) - от слова "отец". Творчество "отцов церкви" Представитель - Августин Блаженный. Формируются основные положения религии и философии христианства (решение задачи установления господства христианской церкви).
|
|
3 этап: Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем (период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов).
1. Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.
2. Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.
3. Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель – Уильям Оккам.
Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плод человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на:
Ø реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания).Представитель - Фома Аквинский.
Ø крайний реализм (общее существует вне единичного).
Ø умеренный реализм (общее существует, но только в отдельных предметах).
Ø номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека).Представитель - Оккам.
Ø крайний номинализм (общие понятия - просто колебания человеческого голоса).
Ø концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма. Представитель - Пьер Абеляр
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 814; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!