Особенности художественной культуры Северного Возрождения



Идеалы гуманизма распространяются в странах Западной Европы в период Реформации. Северный Ренессанс имеет свои специфические черты. Его искусство более условно, архаично, в нём больше религиозного чувства, символики, оно тесно связано с готикой, знакомство с античностью носит опосредованный характер. Северный ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Итальянский Ренессанс переживает период своего расцвета. Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями. Утверждение великого предназначения человека, его таланта, творческой активности становится определяющей чертой этого времени.

Художники Северного Возрождения первыми применили масляные краски, благодаря чему достигли небывалого цветового богатства. В своих портретах они выявили более глубокие, таинственные сферы человеческой души. Истина их волновала больше красоты. Поэтому они не боялись акцентировать черты человеческого характера так сильно, что иногда искажали лица почти до карикатур. Героями их картин становились крестьяне, бродяги, нищие.

В противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, поискам прекрасного, возвышенного, мастера северного Возрождения исследовали действительность и показывали её, даже если она была уродливой. По праву искусство Северного Возрождения можно назвать предвестником современного реализма.

Крупнейшими представителями Северного Возрождения были братья ор Эйки, И. Босх, П. Брейгель (Нидерланды), А. Дюрер, Г. Гольбейн (Германия), Ж. Фуке, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир (Англия).

Обратная сторона Возрождения

Великий расцвет в истории человечества сопровождался и великой трагедией. Человек, каким его мыслили гуманисты, нашел свое воплощение в основном в искусстве, но не смог прочно утвердится в реальной жизни. Возрождение «про­славилось» своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийствами из-за угла, невероятной мстительностью и жестокостью, разгулом страстей.

Противоречие эпохи заключалось в том. что возможности человека, возмож­ности культуры, обнаруженные гуманистами, не смогли реализовать в реальной жизни. Бесчисленные войны, эпидемии, «светские привычки» духовенства, рас­правы с неугодными – псе это давало возможность усомниться в Божественной природе человека.

Да и сама инквизиция, ославленная на все века, стала детищем исключительно эпохи Возрождения. Теряя свое влияние в духовной жизни, церковь таким обра­зом пыталась упрочить своё положение. Официально инквизиция была учрежде­на в Испании в 1470 г., в Италии в 1542 г.

Можно сказать, что весь этот безграничный разгул страстей, пороков и пре­ступлений являлся следствием стихийного индивидуализма эпохи Ренессанса, когда критерием поведения была «сама же изолированно чувствовавшая себя личность»[6].

Человек в эту эпоху, будь он гуманистом или таким же кровавым преступни­ком вроде Цезаря Борджия, мечтал быть освобожденным от всего объективно значащего и признавал только свои внутренние нужды и потребности. В этом заключаюсь обратная сторона титанизма.

Иными словами, можно усомниться в осмысленности культурного выбора, сделанного гуманистами Возрождения, ибо практически все их достижения и от­крытия были забыты – реальная жизнь показала невозможность их осуществления[7]. Процесс первоначального накопления был связан с обеднением широких народных масс: усиление государства вело к росту налогов, что способствовало обострению социальной и классовой борьбы, тем не менее, эпоха Ренессанса спо­собствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарожде­нию мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жиз­ни.

При всей своей противоречивости, жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественно новый уровень.

Значение культуры Возрождения:

Эпоха Ренессанса способствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарождению мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жизни.

Человечество смогло понять и переосмыслить свое прошлое, возродить его былую славу.

Возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. Только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности.

Гуманизм породил стремление к бунту, разрыв со старым миром и утверждение новых форм.

Духовные доминанты ренессансной культуры оказались столь устойчивыми, что на протяжении всех последующих веков оказывали и продолжают оказывать значительно влияние на формирование этических и эстетических идеалов человечества.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!