Вопрос 13. Перечислите и поясните каждое из известных вам апофатических свойств Божиих.



Апофатические свойства – это свойства, получаемые путём отрицания по отношению к Богу недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию.

1) Самобытность.Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине бытия. Бог не происходит ни от чего другого и не зависит ни от какого другого бытия, но причину и необходимые условия Своего бытия имеет только в Самом Себе. Свидетельства Священного Писания о самобытности Бога весьма многочисленны: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис.43:10); «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26).

2) Неизменяемость.Этим свойством за Богом отрицаются любые видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства. Неизменяемость – следствие самобытности: Бог есть Один и Тот же и в сущности Своей, и в Своих свойствах. В Священном Писании можно найти много свидетельств неизменяемости Бога: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Чис.23:19); «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6). Свят. Григорий Нисский пишет: «Истинно Сущее... всегда остается точно таким же, не возрастает и не умаляется…». Согласно свят. Иоанну Златоусту, «Бог Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная».

Рассуждая о неизменяемости Божией, невозможно представить себе, что это такое. Через этот термин выражается та мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел. Он не умаляется и не возрастает в Своем бытии. Изменяться могут лишь отношения между Богом и тварным миром, Богом и человеком.

Рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца не противоречит учению о неизменяемости сущности Божией, поскольку и рождение, и исхождение являются предвечными, т. е. совершаются в вечности. Ни рождение, ни исхождение не являются ни единократным актом, ни временным процессом. Творение мира и промышление о нём также не противоречит неизменяемости Божией. Священное Писание говорит, что мир сотворен по предвечному замыслу Божию: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18). Тварное бытие сотворено не из Божественной сущности, а из ничего, по воле Божией. Поэтому возникновение тварного бытия и изменения внутри творения никак не влияют на Божественную жизнь как таковую. Воплощение Сына Божия также не противоречит Божественной, потому что, согласно определению IV Вселенского собора, соединение природ во Христе является неизменным, в воплощении Божественная природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе. Переменчивые чувства, которые приписывает Богу Священное Писание (например, «воспламенился гнев Его» и др.) тоже не противоречат неизменяемости Бога, так как христианская экзегеза с древнейших времён считает подобные места Священного Писания повествующими о промыслительной деятельности Бога применительно к способностям человеческого восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно.

3) Вечность.Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные, к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. Бог «не растекается» во времени, Он есть во всей Своей полноте в любой момент нашего времени.В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества:Бог называется «от века Живущим» (Пс.54:20), «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс.89:3).Как учит свят. Григорий Богослов, «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть». Бог сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится».

Хотя в учебниках по догматическому богословию вечность традиционно рассматривается как апофатическое свойство, его, тем не менее, можно понимать и как свойство положительное, если понимать под вечностью не только свободу от временных условий, но обладание вечностью как полнотой бытия.

4) Неизмеримость и вездеприсутствие.Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. Об этих свойствах много говорит Священное Писание: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня» (Пс.138:7–10); «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Ис.66:1).

В силу того, что Бог не зависит от пространства, Он для Своего бытия не нуждается в месте. Этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу в духе и истине, в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве (в Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где могут приноситься законные жертвы, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм).Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает во все существующее, ни с чем не смешиваясь, а в Него не проникает ничто.Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях.Сам способ этого присутствия не может быть понят силами человеческого ума. Свят. Иоанн Златоуст: «Я знаю, что Бог существует везде, и то знаю, что Он везде существует всецело; но каким образом, этого не знаю...».

В Священном Писании и в Предании Церкви говорится о существовании мест, в которых Бог присутствует неким особенным образом. Это, конечно, не значит, что Бог находится именно в этом месте, просто в некоторых местах человеку легче ощутить присутствие Божие. Такими местами особенного присутствия Божия являются:небеса;храм. Книга Царств говорит о храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства, прежде всего таинство Евхаристии; кроме того, человек, который может стать, по выражению апостола Павла, «храмом Божиим» (2Кор.6:16).Могут быть и другие места особенного Божественного присутствия, так называемые святые места. По разъяснению преп. Иоанна Дамаскина, «Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте; Он место для Себя, как все наполняющий, выше всего сущий и Сам все содержащий. Однако говорится, что и Он находится в месте, и где Его действие бывает явно, то и называется местом Божиим».


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!