Вопрос 14. Перечислите и поясните каждое из известных вам катафатических свойств Божиих.



Катафатические (положительные) свойства обусловлены тем, что Бог есть духовно-разумное Существо, Которое благоволит открыть Себя людям и сообщить им знание о Себе. По причине непознаваемости Божественной сущности наше знание о Боге ограничено знанием Божественных свойств.

1) Разум, премудрость и всеведение.В Священном Писании эти два имени являются взаимозаменяемыми: «Я, премудрость [Божия], обитаю с разумом» (Притч.8:12). Премудрость и разум – свойства, теснейшим образом связанные друг с другом. Божественный разум, в силу нашей ограниченности, мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим, и, естественно, такие аналогии несовершенны. Пророк Исаия прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным существует огромное различие: «Как небо выше земли, так... и мысли Мои выше мыслей ваших». Чем именно Божественный разум отличается от человеческого и в чём заключено превосходство Божественных мыслей над нашими, во всей полноте мы сказать не можем, но одно важнейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным назвать можно. В человеке существует определённая дистанция между собственно разумом, т. е. способностью познания и разумения, и самим разумением, или знанием. Иметь способность познавать и иметь знание – для нас вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение (ведение) совпадают. Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Оно означает, что Бог знает все. Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Самого Себя: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф.11:27). Бог имеет совершенное ведение о Своих делах: «Бог больше сердца нашего и знает все (1Ин.3:20); «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр.4:13). Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нём, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования.

Одним из аспектов Божественного всеведения является предведение, т. е. знание Богом того, что для нас является будущим, поскольку Бог вечен и для Него не существует ни прошлого, ни будущего, но всё есть настоящее. При этом Бог, пребывающий в вечности, не является причиной наших поступков, совершаемых во времени, поэтому Божественное предведение не упраздняет человеческой свободы. «Бог предвидит не одни действия наши, но вместе и их причину – нашу свободу, – предвидит то, что мы совершим наши действия по своей воле, что, если захотим, мы совершим, вместо их, другие действия, которые также Он предвидит, и, следовательно, если решимся предпочесть одни действия другим, – наш выбор будет зависеть от нашего произвола», – разъясняет митр. Макарий (Булгаков). Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством, оно означает совершенное знание целей и средств их достижения.  В Священном Писании понятие премудрости Божией часто имеет энергийный характер. В Книге Премудрости Соломоновойо премудрости говорится как об одном из высших даров Святого Духа. В учительных книгах Ветхого Завета Премудрость предстает как некая личность, содействующая Богу, соучаствующая в Божественных делах. Например, отмечается, что Премудрость во время творения мира была при Богехудожницей, что она веселилась пред лицем Божиим во время творения. Премудрость есть и источник жизни. В Новом Завете имя Премудрость прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, ап. Павел говорит о Христе как Премудрости Божией. Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3), в Нём откровение Божественной Премудрости достигает своей полноты, потому православное богословие говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости.

Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству.И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называется в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием.

2) Святостькак свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло.Слово «Святый» как имя Бога в Священном Писании встречается неоднократно. Пророк Исаия в Иерусалимском храме в видении созерцал серафимов, непрестанно славословящих Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…». Будучи Сам свят, Бог требует святости от Своего творения: «...будьте святы, потому что Я свят». Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла: «Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути» (Притч.11:20).

Само слово «святой» по-еврейски буквально означает «отделённый». Применительно к Богу этот термин понимается как указание на Его несоизмеримость ни с чем тварным. Но для библейского образа мысли характерно приписывать свойство святости и всему, что так или иначе причастно Богу, – тому, что соприкасается с Ним. Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, закон, храм Божий, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю. Святыми в Священном Писании именуются также и избранные Богом. Так, ап. Пётр говорит, что христиане суть род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел...

Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет, или, по-другому, Божественная слава. Ап. Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Усвят. Григория Паламы одной из часто встречающихся аналогий является уподобление Божественной сущности солнечному диску, а исходящих от неё энергий – солнечному свету.О том, что Бог открывает Себя в мире как Божественный свет, свидетельствует опыт православных подвижников. Например, преп. Симеон Новый Богослов так говорит о своем опыте видения Бога: «Бог свет есть, и те, которые сподобляются узреть Его, все видят Его как свет…». Это видение подвижниками нетварного Божественного света является залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по слову Христа Спасителя, «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).В то же время и в Священном Писании и в творениях свв. отцов встречается и образ Божественного мрака. На горе Синай «Моисей вступил во мрак, где Бог», в Книге Псалмов сказано, что Бог «мрак сделал покровом Своим». В действительности наличие в христианской традиции этих двух образов не заключает никакого противоречия. Если под Божественным светом понимается явленность Бога в Его энергиях, в Его промыслительной деятельности, то под Божественным мраком следует понимать сокрытость Бога в Его неприступной сущности.

Когда говорят, что Бог свят, то также имеют в виду, что Он не желает никому зла. Некоторые высказывания Священного Писания, где говорится, например, что Бог «ожесточил сердце фараона» и др., православная экзегеза объясняет таким состоянием человеческой души, которое является следствием богооставленности. Бог не склоняет человека ко злу Своим действием, но отнимает у человека, по его грехам, Свою спасительную благодать, и тем самым человек приходит в состояние ожесточения.

3) Всемогущество каксвойство Бога означает, что Бог приводит в исполнение всё угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия, не существует ничего внешнего, что могло бы препятствовать воле Божией.Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1); «Бог творит все, что хочет» (Пс.134:6).В Евангелии от Луки говорится, что у Бога «не останется бессильным никакое слово», т. е. никакое желание Божие не останется неисполненным.

Всемогущество Божие проявляется, в частности, в творении мира и в промышлении о нём. При этом нужно иметь в виду, что в Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возникает некое желание, потом он прикладывает некоторые усилия, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет.Преп. Иоанн Дамаскинговорит, что Бог«творит мыслью», т. е. в Боге разум и воля едины, в Нём нет «промежутка» между желанием и его исполнением.

Всемогущество Божие нельзя рассматривать изолированно от других свойств Божиих, таких как благость, премудрость и т. п..Всемогущество Бога не есть произвол: оно состоит не в том, чтобы делать всё, что ни вздумается, а в том, чтобы приводить в исполнение то, что Ему угодно. «Он делает, чего хочет душа Его» (Иов.23:13). Таким образом, Бог не только не может совершить никакого греховного или бессмысленного деяния, но и само такое желание не может иметь в Нём места.Бог всё может, чего только хочет и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по Своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!