Всеблаженство (высшее блаженство).
Жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. В этом и состоит верховное благо. Богу не нужно стремиться к чему-то лучшему, более совершенному, чем Он Сам, любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а, следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство.
Благость, любовь и милость.
Будучи блаженным, Бог открывает Себя и вовне Существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по своей природе и состоянию. Благость побудила Бога создать мир, и все промыслительные действия Бога суть проявления Его благости. О том, что тварь может стать причастницей Божественного блаженства, говорит пятая глава Евангелия от Матфея (Заповеди блаженства). Благость Божия распространяется на все существующее без изъятия: «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:9).
Три свойства – благость, любовь и милость – тесно связаны между собой и, по сути, являются различными аспектами одного и того же свойства.Любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам. Когда речь идёт об отношении Бога к миру вообще и к безличным вещам, то говорят о благости, когда же – об отношении к существам, обладающим личным бытием (Лицам Пресвятой Троицы, людям и ангелам), тогда говорят не о благости, а о любви.Любовь – одно из самых возвышенных имен Божиих.Не случайно евангелист Иоанн в своем Первом соборном послании дважды повторяет, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8, 16). Но любовь – не сущность, а одно из имён, свойств Божиих, хотя, возможно, для человека оно является наиболее значимым.
|
|
Свв. отцы нередко говорят о любви как о Божественном свойстве по преимуществу(например, свят.Григорий Нисский). Иногда отцы Церкви говорят о любви как о содержании жизни Пресвятой Троицы и пытаются с помощью этого пояснить характер отношений Божественных Лиц. Так, блаж. Августин говорит о Лицах Троицы: «Три суть: Любящий, Любимый, Любовь».Что такое любовь Божия, человек во всей полноте уразуметь не может. Свят. Филарет Московский говорит, что «само Слово Божие, дабы совершенно изобразить её (любовь), умолкло на Кресте».В Новом Завете о любви говорится как о даре Божием.
Еще одна грань всеблаженства и благости Божией – это милость. Уже в Ветхом Завете было сказано: «Все пути Господни – милость». Милость есть проявление благости и любви Божией к падшему человечеству. Как правило, под милостью понимается любовь по снисхождению, по отношению к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством Бога, как долготерпение. По учению свв. отцов, милость Божия превосходит всякое человеческое беззаконие, и нет такого греха, который не мог бы быть прощён, естественно, при условии покаяния.
|
|
Правда Божия.
Правда, или справедливость, Божия тесно связана со свойством святости. Поскольку Бог свят, Он требует совершенства от Своего творения. Для достижения совершенства Им даётся нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение – наказывается.
В правде Божией можно различать два действия – правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой ап. Иаков: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак.4:12). Законодательное действие правды Божией выражается, в первую очередь, в том, что Бог даровал человеку естественный закон. Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно. Поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного – сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, преподанного Господом Иисусом Христом.
|
|
При этом Бог не только даёт человеку нравственный закон, Он ещё и производит над человеком суд в зависимости от того, как человек этот закон исполняет. Ап. Павел говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6).
В Священном Писании правда Божия может пониматься и как Божественная энергия, которая помогает человеку достичь совершенства. В Новом Завете, прежде всего у ап. Павла, под правдой Божией понимается Божественная милость, благодать, подаваемая всем, уверовавшим во Христа.
При этом не следует забывать следующее:
- Во-первых, нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни человека.
- Во-вторых, нельзя игнорировать тот факт, что человек есть существо, обладающее свободой, и поэтому счастье и бедствия людей зависят, в определённой степени, и от их свободной воли.
- В-третьих, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей. Ведь праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство. И наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, не может быть по-настоящему счастлив. Сам грех уже заключает в себе наказание. Кроме того, необходимо отметить, что страдания, с христианской точки зрения, не являются безусловным злом; хотя они переживаются человеком как зло, тем не менее могут иметь и силу добра. Согласно христианскому аскетическому учению, страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение, могут приводить грешников к покаянию.
|
|
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!