Вопрос 6.  Что такое Божественное Откровение?



Под Божественным Откровением понимается всё христианское вероучение в его целостности и полноте.

Божественное Откровение является принципом единства Священного Предания,им обусловлено как внешнее формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и прочих истин. Главная цель Откровения в том, чтобы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин.20:31).

Можно ли доказать с помощью логических аргументов, что Бог действительно существует?

С помощью логики невозможно доказать существование Бога, так как Бог выше логики. Для верующего человека доказательства есть, для неверующего это невозможно (так как он всё поставит под сомнение). Вера – это дар Божий.

 

Вопрос 8. Что такое Божественная сущность и как следует её различать от Божественной энергии?

Согласно православному учению, Бог является одновременно и трансцендентным и имманентным миру, т. е., находясь «вне» его по сущности, присутствует в мире Своими энергиями.

Учение свят. Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии:

В полемике с Варлаамом свят. Григорий Палама утверждал, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием «сущность»: Бог, открывая Себя Моисею, говорит: «Я есмь Сущий», а Сущий – это Тот, Кто больше сущности. Сущий есть Тот, Кому сущность принадлежит, но Он ею не исчерпывается. Свят.Григорий был убеждён в непознаваемости Божественной сущности, полагая, что «даже непозволительно назвать Его сущностью или природой употребляющему эти понятия в собственном смысле». Признавая в Боге также и отличные от сущности силы и энергии, свят. Григорий считал их совечными Богу. Во-первых, никакая сущность не может существовать без соответствующей ей энергии. Такова общая точка зрения восточных отцов: свят. Григория Нисского, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина. Во-вторых, Бог, очевидно, не мог приобрести Свои энергии со временем, например, после сотворения мира, поскольку тогда следовало бы заключить, что до того Бог был несовершенным. Преп. Максим Исповедник считал, что «и существование, и жизнь, и святость, и добродетель суть деяния Божии, не сделанные во времени». Поэтому, утверждает Палама, «един Бог от века, действующий и всесильный, как превечные имеющий силы и энергии». Главная цель, которую он ставил перед собой – обосновать возможность подлинного обожения, т. е. реального соединения человека с Богом.

Бог – это не только некая сущность, но и свободно-разумное Существо (т. е. Личность), Которое Само Себя открывает человеку в Своих действиях, или энергиях. В Священном Писании нам открыты соответствующие этим действиям Божественные имена, которыми мы и пользуемся, когда рассуждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Но и эти имена – ни каждое в отдельности, ни все вместе – не исчерпывают Божественную сущность, они говорят лишь о том, что относится к сущности, «поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной».


 

Вопрос 9. Что мы способны познать в Боге? Что мы в Нём познать не можем?

В Священном Писанииможно найти два вида высказываний о возможности для человека познать Бога. Первый – о недоступности Бога для нашего познания; наиболее яркий пример – это высказывание ап. Павла о том, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16), или такие его слова: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11). Второй – о возможности познания Бога, о возможности непосредственного видения, созерцания Божества. Например, слова пророка Исаии: «глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит, что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Православное учение, сформулированное Великими Каппадокийцами и свят. Григорием Паламой, позволяет разрешить это видимое противоречие: все тексты Священного Писания, которые говорят о непознаваемости Божества, нужно относить к непознаваемой Божественной сущности; а те, которые говорят о возможности познания Бога, о возможности непосредственного Его видения, следует относить к Божественным энергиям.

Бог – это не только некая сущность, но и свободно-разумное Существо (т. е. Личность), Которое Само Себя открывает человеку в Своих действиях, или энергиях. Отсюда открывается возможность катафатического (от греч. κατάφασις – утверждение, согласие) знания о Боге.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!