Вопрос 2. Что такое догматическое богословие?



Вопрос 1.Как вы понимаете значение термина «богословие»? И как понимали его древние Отцы Церкви?

Термины «богослов», «богословие», «богословствовать» не встречаются в Священном Писании.Термин «богословие» - это античный греческий термин, он был тесно связан с миром язычества: древние греки называли богословами тех, кто учил о богах. В христианском лексиконе это слово появилось не сразу. Ещё мужи апостольские (ближайшие ученики апостолов I – н. II вв.), а также апологеты II столетия относились к нему настороженно, поскольку оно напоминало им о языческой философии.

Впервые в христианском значении слово «богословие» стал употреблять апологет второй половины II в. Афинагор Афинский. Окончательно слово «богословие» закрепилось в христианском словаре благодаря Александрийской богословской школе, а именно Клименту Александрийскому и Оригену. Первоначально этим термином христианские авторы обозначали учение о Святой Троице. Остальные аспекты вероучения (о творении мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором пришествии и т. д.) в древней Церкви относились к области Божественного домостроительства, или Божественной икономии (греч. – «искусство управления домом»), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира.

В настоящее время термин «богословие» используется в трёх значениях:

1) бословие как слово Бога о Самом Себе и о сотворённом Им мире, т. е. как Божественное Откровение.

2) богословие как учение Церкви или конкретного богослова о Боге (такое учение является свидетельством об осмыслении Божественного Откровения соборным разумом Церкви или отдельным автором). Это более распространённое значение.

3) богословие как наука (дискурсивная практика усвоения и систематизации религиозных истин, опыта веры и богообщения).

В современной науке понятие «богословие» рассматривается в двух контекстах:

1) как собирательное наименование для ряда дисциплин, среди которых можно выделить догматическое, основное, сравнительное, литургическое, библейское, нравственное, пастырское богословие;

2) в более узком смысле – как наука, раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви, т. е. как догматическое богословие.

Однако свв. отцы часто использовали термин «богословие» в ином значении, нежели мы сегодня. Евагрий Понтийскийписал, что богословтот, кто истинно молится. Св. Диадох Фотикийский (V в.) говорил, что богословствование есть божественный дар, порождение благости Божией. Три угодника Божия удостоены высокого звания «Богослов». Это, во-первых, ап. Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия. Именно он заложил основы православного учения о Пресвятой Троице, о Боговоплощении и о Лице Господа Иисуса Христа, явившись звеном, связавшим Божественное Откровение со святоотеческим богословием. Во-вторых, это свят. Григорий Богослов, защищавший православное учение о Святой Троице во время ожесточённых тринитарных споров IV столетия, славивший Пресвятую Троицу в своих поэтических произведениях. Наконец, это преп. Симеон Новый Богослов, живший на рубеже X-XI вв., который воспел в своих «Божественных гимнах» чудо обожениячеловека через единение его с Богом, через общение человека с Триединым Божеством.Таким образом, для свв. отцов богословие – нечто большее, чем систематизированное изложение христианского вероучения. Для них богословие – прежде всего видение Бога Троицы, а это предполагает не только работу человеческого ума, но и всецелое участие человеческой личности, включает способность интуитивного духовного постижения. У свв. отцов термин «теология» по значению близок к слову «созерцание», что предполагает непосредственное общение с живым Богом, которое неразрывно связано с молитвой.
Богословие обязательно должно быть составной частью всецелого служения человека Богу.

Митр. Диоклийский Каллист (Уэр), известный современный богослов из Англии, выделяет четыре ключевых понятия, которые, с его точки зрения, позволяют хотя бы отчасти раскрыть сущность богословия: харизма – дар, дарование от Бога; мистирион – тайна или таинство; катарсис – очищение; исихия– покой, молчание, отрешённость.

1) Харизма. В VII в. преп. Фалассий Ливийский писал о «благодати богословия». Богословие не есть человеческое исследование Божественной жизни, но прежде всего наш ответ на Божественное Откровение. Источник богословия находится в Боге. Поэтому богословие – это не столько наши попытки познать Бога, сколько взыскание и испытание Богом нас. Подлинное богословие стало возможно только благодаря Боговоплощению, пришествию на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное ведение о Боге.И мы можем быть богословами только в силу полученного от Него дара (харизмы). Подлинный богослов всегда есть, по слову Отцов, «обученный Богом», а не только наученный от людей или даже от Писаний.
Богословие как дар Божий требует от человека доверия к Богу и веры в Него, вера – это «инструмент» богопознания и его необходимое условие. Хотя разум в деле богопознания и имеет существенное значение, правильно развиваться он может только в пределах веры.

2) Мистирион. У Великих Каппадокийцевмы можем встретить выражение «тайна богословия». Что здесь имеется в виду? Почему богословие называется тайной? Тайна –нечто такое, что всё-таки доступно нашему пониманию, хотя и не может быть открыто нам без остатка по той причине, что это нечто простирается в Божественную бесконечность. Богословие есть тайна потому, что оно есть нечто, «простирающееся за пределы всякого ума», превосходящее наши попытки выразить человеческим языком то, что далеко выходит за пределы человеческого понимания. Наше понимание немощно, а язык наш ещё более несовершенен. Если мы забываем об этой ограниченности нашего понимания и пытаемся подменить неизреченное Божественное слово человеческой логикой, тогда наше слово перестает быть теологией и, как говорили свв. отцы, понижается до уровня «технологии», т. е. буквально до «работы ремесленника». Поскольку областью богословия является Божественная тайна, то богословское мышление должно быть одновременно и отрицательным, и положительным. Именно это сочетание делает возможным некоторое представление о Боге, позволяет нам соприкоснуться с Божественной тайной.Преп. Максим Исповедник: «Бесконечность – это, несомненно, нечто, имеющее отношение к Богу, но не Сам Бог, Который бесконечно выше самой бесконечности».

3) Катарсис. С одной стороны, богословие есть дар, но с другой – оно требует от человека соработничества, синергии человеческой и Божественной воли. Подлинное богословие всегда богочеловечно. Человеческое соработничество выражается в обращённости, открытости человеческого сердца к Божественной любви, в преображении всей жизни человека через вселение Святого Духа. Поэтому богословие – это не просто «учёное занятие», которому можно предаваться несколько часов в неделю, а образ жизни. Не может быть подлинного богословия без стремления к совершенству. Поэтому, по единодушному мнению свв. отцов, подлинные богословы – это, несомненно, святые.Без теснейшего личного общения с Богом богословие неизбежно вырождается в псевдобогословие. Св. Диадохподчёркивает, что подлинного богословствования не может быть без напряжённой духовной жизни. Преп. Иоанн Лествичник высказывается ещё более строго: «Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть». Такая строгость свв. отцов объясняется тем, что ошибки в богословии могут иметь весьма серьёзные последствия. Свят. Григорий Богослов прямо называет ложное богословствование хулой на Бога «а хула – не богословствование, но отчуждение от Бога».По этой причине свят. Григорий так предостерегает тех, кто вступает на этот небезопасный путь: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому. Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили, по крайней мере, очищаюти душу, и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу».Каждый богослов призван вступить на этот путь самоочищения, путь катарсиса, ибо «совершенство чистоты есть начало богословия». Это путь включает в себя, прежде всего, покаяние, что означает не только «изменение ума» (греч.), но и суд человека над собой, приводящий к радикальному обновлению личности.Покаяние – это непрерывный процесс, это и исходный пункт нашего движения к Богу, и нечто такое, что должно присутствовать в человеке в течение всей земной жизни. Человек, желающий заниматься богословием, должен стремиться уподобиться авве Сисою, который, несмотря на свою очевидную для окружающих святость, умирая, сказал: «Поистине, не знаю о себе, полагал ли я и начало» покаянию.
Богословие невозможно и без того, что в святоотеческой литературе именуется словом «аскеза». Занятие богословием предполагает работу человека над собой. Свят. Григорий Богослов учит: «Хочешь ли со временем стать богословом... – соблюди заповеди и не выступай из повелений. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию». Наконец, подлинного богословия не может быть без молитвы. Подлинное богословие всегда связано с молитвой, прославлением Бога, желанием человека самому «стать гимном» во славу Божию.

4) Исихия. По словам свв. отцов, не может быть подлинного богословия без внутреннего безмолвия и сердечной тишины. Подлинное богословие – это не только разговор о Боге, но и слушание Бога, которое предполагает безмолвие. Свят. Григорий Богослов: «…нужно остановиться, чтобы разуметь Бога».

Возникает вопрос: Может ли богословие быть учебной дисциплиной, можно ли устраивать экзамены по богословию, объективно оценивать знания учащихся?Митр. Каллист Диоклийский всех желающих быть богословами разделяет на три категории. Первая – это святые, т. е. те, кто достиг полноты личного опыта богообщения; это богословы в подлинном смысле слова. Ко второй относятся те, кто не имеют такой полноты, но доверяют опыту святых. Такие люди также могут быть хорошими богословами, так сказать богословами второго уровня. Наконец, к третьей категории владыка Каллист относит тех, кто и опыта не имеет, и опыту святых не доверяет. Они являются плохими богословами, или, попросту говоря, не богословами вообще.
И хотя большинство из нас далеки от святости, ничто не мешает нам к святости стремиться и быть богословами во втором значении этого слова. Мы можем доверять святым и свидетельствовать о том, как они жили и как учили.
В чем же назначение такого богословия? Свв. отцы, которых мы считаем своими учителями в богословии, обычно начинали богословствовать не по собственной воле, а под влиянием внешних обстоятельств. Практически все свв. отцы Православной Церкви – это аскеты, подвижники, в жизненные планы которых обычно не входило написание учебников и научных трудов.Кроме задачи научения ближнегоесть и другая задача, которая в наши дни является еще более актуальной, – не только научить другого, передать ему свой опыт, но и защитить опыт Церкви от различного рода искажений. При этом нужно помнить, что на путях рационального знания богословские вопросы никогда не смогут быть полностью разрешены. Падший человеческий ум устроен таким образом, что сколько бы мы ни отвечали на его вопрошания, он будет всё время ставить перед нами новые и новые вопросы, требуя от нас все большего и большего «уточнения» нашей веры, всё более точных формулировок истины, таким образом уводя нас от подлинной духовной жизни.
Поэтому не будем забывать словаСпасителя: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин.16:22–23).

 


Вопрос 2. Что такое догматическое богословие?

Православное догматическое богословие – наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!