Вопрос 17. Государство, как институт политической системы



Общества

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Иначе говоря, это сложный, многокомпонентный механизм интеграции социума.

Политические системы классифицируются по различным основаниям. Наиболее основательная типология предложена Ш. Эйзенштадтом. В качестве основных он выделяет следующие типы:

1) примитивные политические системы;

2) патримониальные империи (типа державы Каролингов или Рюриковичей, отличающиеся особой ролью правящего рода);

3) империи кочевников;

4) города-государства;

5) феодальные системы

6) централизованные бюрократические системы (такие как Китайская и Римская);

7) современные общества разного типа (демократические, авторитарные, тоталитарные, «слаборазвитые»).

Ядром любой политической системы является государство (в примитивной системе, предшествующей государству, – институт вождества). Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы.

По сравнению с другими институтами – сначала кланами, родами, затем корпорациями, церквями, партиями – государство имеет уникальные преимущества. Особое место государства в политической системе предопределено тем, что оно:

- представляет собой организацию всех граждан, только ими и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым;

- имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

- является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

- является собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества;

- устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций;

- располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

- выполняет интегрирующую роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Таким образом, государство является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны.

Сама двойственная природа государства, олицетворяющего нацию, и в то же время являющегося обособленным от нее субъектом, наделяет данный институт особой политической гибкостью. Что особенно важно в современных условиях, когда утвердились – по крайней мере, в цивилизованном мире, – политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, оформилось гражданское общество, стало более действенным международное право.

 

Вопрос 18. Возникновение и развитие идеи правового государства

Правовое государство – представляет собой такую организацию политическая власти, которая будучи основана на развитых институтах гражданского общества, выполняет функции управления в пределах правовых ограничений, приводя общество к согласию, равновесию и благополучию.

Термин «правовое государство» был введен в научный обиход в Германии в начале XIX в. (в 1833 г.) Р. фон Молем. Сама идея правового государства возникла задолго до появления этого термина и идет от греческой традиции. Солон, Аристотель, Сократ говорили о необходимости такого государства, где жизнью общества управлял бы лишь закон, а не воля правителя. Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - к интересам общества. Платон считал, что неизбежна гибель полиса, в котором власть правителя выше, чем власть действующих законов.

Собственно юридическое понимание связи государственности и права осуществил Цицерон. Античный мир положил начало концепции правового государства в силу самого устройства своего социума. Утвердившаяся частная собственность, рабовладельческая демократия, появление отчасти сводной личности, весьма рано выявили различные коллизии, например, между законом и правом в целом, между обществом и его представителями. Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Но говорить о становлении концепции правового государства во времена античности преждевременно, так как существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.

Античное наследие было востребовано впоследствии в средние века и в начале Нового времени. Именно тогда, в условиях преодоления феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в Западной Европе начинается второй этап разработки категории правового государства.

Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант и другие мыслители того времени рассматривали правовое государство, прежде всего, как гаранта политической свободы как общества в целом, так и отдельного гражданина.

При этом был поставлен вопрос не только о правовых принципах государства, но и о конкретных мерах, гарантирующих реализацию этих принципов. В данном случае особе значение имело положение о разделении ветвей власти. Триада – законодательная, исполнительная и судебная – властей стала теоретической основой разработки конституционного права. Эпоха великих западных революций позволила, казалось бы, перевести идею правового государства в практическую плоскость.

В истории русской правовой мысли идею правового государства в конце XIX - начале XX веков в теоретической ее завершенности сформулировали виднейшие представители русской философии и права Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, С.А. Мурашов, Г.Ф. Шершеневич, Б.Н. Чичерин. Их основные теоретические позиции:

- жизнь человека – абсолютная ценность в обществе и государстве;

- права человека «естественны», так как эти права изначально присущи людям как человеческим существам, а не членам той или иной социально-политической системы;

- право человека на достойное его существование, которое государство обязано обеспечить, гарантировать гражданам;

- закон выше политической и экономической власти;

- в обществе необходимы, как минимум, две политические силы;

- государство есть правовая организация народа.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!