Вопрос 11. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему



Познание государства включает изучение его типов, то есть совокупность признаков, отличающих одну группу стран от другой. Необходимость подобной классификации обусловлена как множественностью государств, так и наличием сходства у многих из них.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Типологию государств можно выстроить по самым различным основаниям.

Античные мыслители, например, использовали географический критерий. Они разделяли народы и государства на северные, средние и южные. Причем именно средние народы – эллины и римляне – оказались творцами и носителями подлинной цивилизации. Данный подход нашел приверженцев и в Новое время (скажем, у Ж. Бодена), а в наши дни так или иначе воздействует на парадигмы геополитиков.

В XIX столетии появились типологии, исходящие из организации и функций государств и характера их взаимоотношений с личностью. Так, немецкий ученый Г. Еллинек выделял следующие основные типы государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое, современное.

Однако главными подходами к типологии ныне признаны два: формационный  и  цивилизационный.

Формационный подход, разработанный К. Марксом, описывает пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую). Формация – своеобразная социальная ступень закономерного поступательного развития человечества. В ее основе лежит тот или иной способ производства, экономический базис, порождающий соответствующую надстройку. Надстроечными явлениями являются и государство и право. Смена одной формации другой – обусловленная изменениями в базисе, но реализуемая в ходе борьбы классов – меняет и тип государства.

Типов государства четыре: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Формационный подход обобщил богатейший фактический материал, обосновал неразрывную связь политики и экономики, роль классовой борьбы в общественной жизни.

Но мировая история не уместилась в рамки пяти формаций. Так, рабовладельческие государства существовали только в Древней Греции и Древнем Риме. Применительно к Востоку Марксу пришлось обосновать существование азиатского способа производства и соответствующего ему типа государства.

Абсолютизированы марксистами и экономическая детерминанта, и классовая борьба. Явной утопией предстает перспектива отмирания государства и переход общества в коммунистическую формацию.

В результате в XX веке стал популярен другой подход к типологии государства – цивилизационный. Единого определения цивилизации нет. Чаще всего ее воспринимают как целостную социокультурную систему, органическую совокупность способов материального и духовного бытия, являющуюся антиподом дикости и варварства.

Среди приверженцев данного подхода XIX - XX веков выделяются британец А. Тойнби, немецкие философы О. Шпенглер, М. Вебер, юрист, социолог П.А. Сорокин. Наряду с угасшими цивилизациями (21) Тойнби выделял пять современных – западную, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную. Он же дал описание фазам развития каждой цивилизации, особенности соответствующих ей типов государства. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках, и существуют подобно ветвям дерева, рядом друг с другом.

К другому направлению цивилизационного подхода можно отнести «теорию стадий экономического роста» автора Уолта Ростоу – американского социолога и политического деятеля. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: 1) традиционное общество; 2) переходное общество, в котором закладываются основы преобразования; 3) общество, переживающее процесс сдвига; 4) созревающее общество; 5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».

Колоссальный объем данных – культурных, религиозных, этимологических – в сочетании с неодинаковыми подходами различных исследователей, делает проблематичным использование цивилизационного подхода при выстраивании типологии государств. Поэтому, следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противостояния.

В конечном итоге складывается представление о том, что «тип государства», как категория, обобщающая наиболее важные, существенные признаки и черты государств может быть заново осмыслена в результате интеграции, взаимного дополнения формационного и цивилизационного подходов. Но при условии их новой трактовки, преодоления присущих им слабостей.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 649; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!