Вопрос 6. Основные теории происхождения государства



Теорий, которые с разной степенью убедительности объясняют, как произошло государство, под влиянием каких факторов (экономических, военных, психологических и т.д.) оно возникло, сегодня известно множество. Многообразие точек зрения на вопрос о причинах возникновения государства объясняется тем, что:

1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что позволяет по-разному трактовать условия и причины его возникновения в разных регионах мира;

2) исследователи этого вопроса имеют неодинаковое мировоззрение;

3) процесс возникновения государства был длительным и сложным, что затрудняет его адекватное восприятие.

Среди теорий происхождения государства наиболее известными являются: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, классовая, психологическая. Все они объясняют возникновение государства доминирующим влиянием какого-либо одного конкретного фактора.

Теологическая теория происхождения государства – наиболее древняя. Идеи о возникновении государства в результате изъявления божественной воли были известны еще в древнем мире (в Египте, Вавилоне, Индии, Китае). Наибольшее распространение она получила в Средние века. Наиболее ярким представителем этой теории является основатель томизма – Фома Аквинский (1225-1274). В современных условиях теологическую теорию развивают идеологи исламской религии, католической церкви, представители неотомизма (Ж. Маритен, Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

По мнению представителей данной теории, государство – продукт божественной воли[7], в силу чего государственная власть вечна и незыблема. В этом русле в Средние века была выстроена теория «двух мечей» – символов духовной и светской власти, переданных богом церкви и монарху. Правители выполняют функцию посредника между Богом и государственными институтами, чем объясняется обязанность каждого подчиняться государю во всем.

Патриархальная теория также возникла в древности. Соответствующие идеи развивали Конфуций (ок. 551-479 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), английский мыслитель XVII в. Роберт Филмера, русский социолог Н.К. Михайловский (1842-1904) и др.[8].

Эта теория объясняет происхождение государства природой людей – существ коллективных, стремящиеся к взаимному общению, что приводит сначала к возникновению семьи, а затем к образованию государства за счет развития и увеличения числа семей. То есть, государство – это своеобразная большая семья.

Патриархальная теория обосновывает власть главы государства как продолжение власти отца (патриарха) в семье. Такая власть является неограниченной, всякое сопротивление ей недопустимо, поскольку лишь отеческая забота государя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. По этим причинам государь не выбирается и не назначается (власть передается по наследству) и не может быть смещен подданными.

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. покровительственного, опекунского отношения государства к своим гражданам (например, в форме мер защиты от безработицы, помощи инвалидам и т.д.)

Договорная (естественно-правовая) теория (или теория общественного договора) происхождения государства восходит к идеям, изложенным в V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Но логически завершенный вид она обрела только в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо[9]. В России сторонником договорной теории был, например, А.Н. Радищев.

Договорная теория базируется на двух главных положениях:

- до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния (мыслители видели это состояние по-разному: «война всех против всех» – по Т. Гоббсу, или «золотой век» – по Ж.Ж. Руссо);

- государство возникает в результате заключения общественного договора.

В трактовке теории общественного договора государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав, обязанностей и ответственности. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть общественный договор (даже насильственным путем – восстанием).

Теория насилия является относительно новой. Она была разработана в XIX в. такими учеными как Е. Дюринг (1833-1921), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938) и др.[10]. Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах – завоевании и порабощении одних племен другими. Государство становится средством утверждения господства победителей над побежденными, управления завоеванными народами.

Согласно этой теории государство – это «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. Ее представители – Г. Спенсер (1820-1903)[11], И. Блунчли (1808-1881), Р. Вормс (1869-1926). Эта теория возникла под влиянием идей Ч. Дарвина о естественном отборе.

По мнению сторонников органической теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между органами живого существа. Государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, таким образом, – разновидность биологического организма, имеющего все необходимые органы: мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства. Ее представители: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Г.В. Плеханов (1856-1918)[12] и др. Они утверждали, что государство возникает под влиянием, прежде всего, социально-экономических факторов, таких как: появление производящей экономики; классовая дифференциация населения; эксплуатация одного класса другим; необходимость насильственного удерживания в повиновении эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. Сторонники материалистической теории считали, что построение бесклассового общества, полного коммунизма приведет к отмиранию государства и права.

Психологическая теория. Ее представители: Л.И. Петражицкий (1867-1931), Г. Тард (1843-1904), З. Фрейд (1856-1939), Д. Фрэзер (1854-1941) и др.[13] Сторонники теории считали, что государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство – это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Кроме рассмотренных выше, происхождению государства посвящено множество других теорий, имеющих большую или меньшую известность: патримониальная, ирригационная (гидравлическая), солидаристская, расовая, теория инцесты и т.п.[14].


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 742; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!