ГРАЖДАНИН - ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН



Изучение этой темы позволяет учащимся уяснить тесную связь понятий гражданин и патриот, социальный статус граждани­на, его конституционные права и обязанности.

Примерный план изучения материала

1.Понятие гражданин.

2. Права и обязанности граждан Российской Федерации.

3. «Моя хата с краю...».

Оборудование урока

Текст Конституции Российской Федерации.

Плакат (самодельный) «Права и обязанности граждан Российской Федера­ции».

Картина из серии «Картины по истории древнего мира» «Народное собрание в Афинах».

 

Перед изучением темы целесообразно рекомендовать учащим­ся вопросы опережающего повторения (рубрика «Вспомни»).

 

Обращаясь к истории, можно напомнить, что в прошлом все жители страны назывались подданными царя или короля. Слово подданный, как показывает В. И. Даль, произведено от слова поддавать, т. е. подчинять, отдавать. Подданный — значит под­чиненный, подвластный, подведомный государю. Слово поддан­ство означало состояние подданного, принадлежность к какому-либо монархическому государству.

 

Подданные имели различные обязанности (в России их в прошлом называли повинностями), но права их были ограничен­ны. Слово гражданин связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.

 

Текст рубрики «Путешествие в прошлое» напоминает учащим­ся о правах граждан Афинского государства. Можно добавить, что из числа свободных людей не только женщины не имели пра­ва голосовать в народном собрании, но и другие категории сво­бодных, которые назывались метеками («проживающими рядом» с гражданами). Важно подчеркнуть существенное различие меж­ду гражданами и негражданами в Афинах и Риме: только первые имели право участвовать в управлении делами государства.

 

Определение, данное в рубрике «Обрати внимание!», целесо­образно разобрать, поставив вопросы: кого следует отнести к постоянному населению государства? Кто может жить на территории современного государства не постоянно? (Имеются в виду временно приехавшие по делам иностранцы, бе­женцы из районов военных действий, люди, приехавшие в стра­ну в поисках заработка, и т. п.) Что значит подчиняться за­конам? Что значит иметь права? Что значит выполнять обязанности?

 

Следующая часть темы посвящена правам граждан. В учеб­нике представлены только политические права граждан России. Они касаются отношений гражданина с государством. Следует иметь в виду, что понятие гражданин имеет и другой аспект — отношения гражданина в гражданском обществе, где он высту­пает в качестве участника гражданских правоотношений. Эти от­ношения регулируются гражданским правом:

— иметь имущество на праве собственности;

— наследовать и завещать имущество;

— заниматься предпринимательской деятельностью;

— совершать не противоречащие закону сделки;

— избирать место жительства и т. п.

 

В 5 классе этот аспект не раскрывается, однако целесообраз­но учитывать, что учащиеся в начальной школе познакомились с некоторыми конституционными правами, поэтому желательно, что­бы они вспомнили их.

 

Следует при этом учесть, что в Российской Конституции во многих статьях, излагающих права, используется понятие каж­дый. Это означает, что эти статьи относятся не только к граж­данам России, но и гражданам других государств, живущих на территории России, а также к лицам без гражданства. Это ка­сается многих прав, среди которых право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую сре­ду, право на образование и многие другие.

 

Различные права гражданина и человека будут подробнее рас­смотрены в следующих разделах курса, а в данной теме более подробно рассматривается право участвовать в управлении дела­ми государства. Вопрос: можно ли в России участвовать в ре­шении государственных дел таким же способом, как в Ари­нах? — имеет более конкретный вариант: можно ли всех граждан России собрать на одной площади или в одном помещении, чтобы они совместно решали государственные дела? Оче­видный отрицательный ответ подводит к проблеме: каким спо­собом граждане России могут выразить свою волю? Можно предложить школьникам дать свой ответ на этот вопрос.

 

Рассматриваются два основных способа участия граждан в решении государственных дел. Первый — участие в управлении через своих представителей, избранных в высший представитель­ный и законодательный орган — Федеральное собрание. Непо­средственно гражданами избирается одна из двух палат Феде­рального собрания — Государственная дума. Поэтому в учебнике говорится о выборах именно в Государственную думу.

 

Рассказывая о процедуре выборов, обратите внимание на то, что в избирательном бюллетене обозначены имена 'нескольких достойных граждан, из которых гражданин-избиратель выбирает одно. После завершения работы избирательных участков избира­тельная комиссия вскрывает урны для голосования, голоса подсчитываются и кандидат, поддержанный большинством, становит­ся представителем граждан в Думе. Такой же способ используется и при избрании главы государства — Президента Российской Федерации. Более обстоятельный разговор об избирательной си­стеме — в следующих разделах курса.

 

Второй способ участия в управлении государством — голо­сование по наиболее важным государственным вопросам, кото­рые выносятся на референдум. Это слово латинского происхож­дения (referendum — то, что должно быть сообщено) и означает «всенародный опрос». Гражданин, пришедший на избирательный участок, получает бюллетень, в котором он дает ответ на постав­ленный государственный вопрос (например, принять или не при­нять новую конституцию). После подсчета всех ответов «за» и «против» определяется воля большинства, и решение считается принятым.

 

Право быть избранным в органы государственной власти требу­ет пояснений. Оно связано с обладанием кандидатом профессио­нальными и моральными качествами, признанными избирателями.

 

Равный доступ к государственным должностям также нужда­ется в разъяснении. Слова равный доступ означают, что заня­тие любой должности не зависит от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положе­ния, отношения к религии и других обстоятельств, но зависит от способностей и профессиональной подготовки.

 

Участвовать в работе суда наряду с профессиональными судь­ями любой гражданин может в качестве народного или присяж­ного заседателя. Они вместе с судьей принимают решения по рассматриваемому делу.

 

Что касается права граждан на обращение в государственные органы, то это могут быть и жалобы на ущемление их прав, и предложения по общим государственным вопросам.

 

Следующий вопрос темы — обязанности гражданина. Целе­сообразно проверить понимание обязанностей, названных в учеб­нике, поставив вопросы: в чем значение обязанности граж­данина соблюдать Конституцию, законы РФ? Почему необходимо, чтобы каждый платил установленные государ­ством налоги? В чем состоит связь права гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанности гражда­нина сохранять природу? В чем состоит значение обязан­ности гражданина защищать свое Отечество? Почему не­обходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?

 

Изложенные в Российской Конституции права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам России.

 

Следующая часть темы урока посвящена порядку приобрете­ния гражданства. В учебнике названы два из числа возможных оснований приобретения гражданства. Первое — по рождению, от родителей, которые являются гражданами России. Второе — в результате приема в гражданство по заявлению. В 5 классе вряд ли следует более подробно освещать вопросы приобретения гражданства, предусмотренные Законом РФ «О гражданстве». Важно только подчеркнуть, что гражданством нужно дорожить: по сравнению с негражданами, находящимися на территории Рос­сии, только граждане наделены правами в сфере осуществления политической власти; Российское государство гарантирует защи­ту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пре­делами.

 

Последнюю часть содержания темы по ее значению для вос­питания учащихся можно считать первой. Она основана на ин­теллектуальном и эмоциональном восприятии такого качества гражданина, как гражданственность (хотя сам термин граждан­ственность на уроке может и не вводиться). Учитель опира­ется на теоретическое понятие гражданственность, охватыва­ющее комплекс политических, социально-психологических и мо­рально-нравственных качеств гражданина. Речь здесь идет не о правовой только лишь связи гражданина и государства, а о чер­тах гражданина как активного участника общественно-политиче­ской жизни своей страны, своего государства. На этом уроке формируется первичное представление о гражданственности.

 

Название урока «Гражданин — Отечества достойный сын» не означает, что любой человек, имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества. Это, скорее, идеал гражданина, пред­ставление о том, каким он должен быть. Слово достойный в словаре В. И. Даля раскрывается как «стоящий, заслуживаю­щий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требова­ниями правды, чести». Достойный человек — это человек ува­жаемый, ценимый.

 

Фрагмент из произведения Н. А. Некрасова как раз и пока­зывает, как не должен относиться гражданин к своей Родине. От­вечая на вопрос: как должен относиться гражданин к свое­му Отечеству? — учащиеся называют качества, противопо­ложные тому, что у Некрасова выражено словами «холоден ду­шой»: достойный гражданин переживает за свое Отечество, бо­леет душой за него.

 

Рубрика «Жил на свете человек» позволяет оценить творче­ство Некрасова с позиции гражданственности.

 

На вопрос: был ли Н. А. Некрасов достойным граждани­ном России? — желателен ответ, подкрепленный аргументами. Некрасов болел за свою страну, свой народ, он думал о буду­щем России, верил, что Россия преодолеет все испытания, ко­торые выпадут на ее долю.

 

Пятиклассникам предлагается вопрос на установление связи между понятиями гражданин и патриот. Вывод: достойный гражданин — это патриот своей Родины.

 

Стихотворные строки Ю. Яковлева побуждают учащихся по­думать о своем будущем, к которому нужно готовиться сегодня. Этому поможет рубрика «Учимся быть достойными гражданами». Если первые два совета учат воспитывать гражданское отноше­ние к своей стране, то два следующих относятся к поведению. На это важно обратить внимание пятиклассников.

 

Целесообразно поставить вопрос: а что доброго для других людей, для страны могут сделать дети?

 

Хорошо, если будут приведены факты, показывающие, что дей­ствительно полезного делают школьники (не считая, конечно, добросовестного выполнения своего главного дела — учебы). Это могут быть примеры участия в благоустройстве школьной терри­тории, помощи престарелым и инвалидам, сбора учебников и письменных принадлежностей для чеченских детей и другие об­разцы достойного поведения школьников.

 

Эффективность изучения темы возрастет, если дополнить по­знавательную деятельность детей соответствующей социальной практикой, т. е. общественно-полезными делами, дающими опыт достойного гражданского поведения.

МЫ - МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД

Тема включает ряд фундаментальных для нашего сознания и морали гуманистических идей: мы — многонациональный народ; мы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно отно­ситься с уважением.

Все идеи взаимосвязаны. Говоря о многонациональности на­шей страны, учитель обосновывает мысль о том, что мы — рос­сияне — единый народ. На «плечах» этих идей строится разго­вор о национальности, вводятся идеи об отношении человека к людям своей национальности и к людям другой национальности.

Особая идейная нагрузка составляет специфику данного уро­ка. Сама тема наций и межнациональных отношений относится, как известно, к числу не только объективно сложных, но и весь­ма деликатных. Урок, конечно, не требует какой-то особой ме­тодики. Однако дети должны постоянно чувствовать исходящие от учителя взаимность, доброжелательность, уважение, понима­ние. Сам учитель обязантвердо придерживаться гуманистиче­ских позиций, уметь их обосновывать, отстаивать, убедительно .защищать. Такая позиция, безусловно, передается детям, служит для них образцом.

Знания по истории России, которые уже имеются у пятикласс­ников (программа начальной школы), являются опорой в изуче­нии нового материала.

 

Примерный план изучения материала

1. Многонациональный народ России.

2. Культура России — культура ее народов.

3. Россия — новая родина.

4. Что такое национальность.

 

Оборудование урока

Карта Российской империи, на которой показаны территории и названы народы, вошедшие в состав России.

Текст Конституции Российской Федерации.

 

После повторения по вопросам рубрики «Вспомни» рекомен­дуем обратиться к тексту Конституции РФ и прочитать слова, которыми она начинается: «Мы, многонациональный народ Рос­сийской Федерации...» Затем состоится беседа по вопросам: объ­ясните, почему эта фраза стоит самой первой в главном законе нашей страны. Какое это имеет значение? Как вы понимаете ее смысл?

 

Выслушав ответы, целесообразно дать классу задание прочи­тать в учебнике первые четыре абзаца в разделе «Мы — дети разных народов, мы — один народ», а также рассмотреть карту из учебника истории. Ставятся примерно такие вопросы: что означают слова «многонациональный народ»? Чем вы под­твердите, что наша страна многонациональна? Какие мож­но сделать выводы, изучив карту? Какой народ был осно­вателем и главным строителем нашего огромного государства?

 

Выслушав ответы учащихся, учитель кратко разъясняет мысль об исторической и культурной миссии русского народа, его роли II качестве созидателя страны, сплотившего ее народы в единый народ, в единое государство. В результате проделанной работы пятиклассники будут подготовлены к ответам на вопросы, постав­ленные в конце раздела.

 

Вполне логично затем перейти к вопросу о многонациональ­ности российской культуры.

 

Разъяснив, что вместе с русской культурой национальные куль­туры народов России составляют великое духовное богатство на­шей Родины, учитель предложит классу перейти к конкретным примерам того, как складывается многонациональная культура. Этот момент работы представляется очень важным как в плане просвещения, так и в плане воспитания, поскольку включается механизм эмоционального познания.

Лучше, если дети сами прочтут в учебнике текст, где приве­дены стихи Гамзатова, и ответят на вопросы, поставленные к сти­хам.

 

Затем учащиеся читают материал о творчестве Степана Эрьзи.

 

Степан Дмитриевич Нефедов (Эрьзя) родился в 1876 г. в семье мордовского крестьянина в деревне Баево Симбирской губернии. В наши дни в этой деревне создан дом-музей Эрьзи.

 

К профессиональному обучению приступил поздно, в 25 лет. Но природная одаренность была столь велика, что он смог быстро ов­ладеть основами мастерства. В 1902—1907 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерской талантливого педагога Сергея Волнухина. Как и многие начинающие скульпторы, испытал сильное влияние выдающегося русского ваятеля Павла Тру­бецкого (1866—1938).

 

После разгрома русской революции 1905—1907 гг. Степан Нефе­дов уехал в Европу, где прожил почти 7 лет. Весной 1907 г. он при­езжает в Италию, учится у великих мастеров эпохи Возрождения. Именно здесь мордовскому крестьянину Нефедову суждено было про­славиться под псевдонимом, взятым в честь своего родного наро­да, — Эрьзя. В 1909 г. в Венеции он впервые принимает участие в Международной художественной выставке, которая не только принес­ла успех молодому художнику, но и способствовала росту авторите­та русского искусства за рубежом. В 1910 г. Эрьзя едет в Париж, где посещает ателье великого Родена, успешно осваивает опыт новой французской скульптуры. За годы, проведенные в Европе, молодой художник начал формироваться как мастер, освоил технику работы с классическим скульптурным материалом — мрамором.

 

Вернувшись в 1914 г. в Россию, он увлекся новым для себя ма­териалом — деревом. В русской скульптуре настоящим «открывате­лем» дерева был Сергей Коненков. Эрьзя был вдохновлен его рабо­тами и талантом, начал осознавать и осваивать природную красоту и оригинальность древесины.

 

В 1926 г. он едет в Париж, где была организована его персональ­ная выставка. И с этого времени почти всю свою жизнь он странст­вовал по миру. Из Европы в 1927 г. Эрьзя попадает в Аргентину. Именно здесь он встречает дерево, которое идеально соответство­вало его требованиям к материалу. Это — субтропическое дерево ке-брачо, необычайно твердое, с выразительным рисунком и широкой гаммой цветовых оттенков. Особый эффект создавал контраст необ­работанного дерева с тщательно отшлифованной поверхностью. Имен­но в этом материале Эрьзя создал свои самые лучшие произведе­ния, которые внесли огромный вклад в развитие русской и мировой скульптуры и сделали его крупнейшим художником XX столетия.

 

Вернувшись через 23 года, в 1950 г., он привез на родную зем­лю свои замечательные произведения. Однако в течение нескольких лет после возвращения он не имел возможности показывать свои ра­боты зрителю: жестокие идеологические установки тоталитарного ре­жима отвергали свободное и независимое творчество мастера. Лишь после смерти Сталина он в 1954 г. все-таки сумел организовать пер­сональную выставку в выставочном зале на Кузнецком Мосту. Эта вы­ставка стала поистине легендарной. Зрители были потрясены и изум­лены новым искусством, которое многие годы создавал вдали от родины их соотечественник.

 

Умер Эрьзя в Москве в 1959 г., похоронен на родной мордов­ской земле, в городе Саранске. Там же создан Мордовский музей изобразительного искусства его имени, где основу экспозиции со­ставляют работы гениального скульптора.

 

Раздел «Россия — новая родина» можно изучать разными пу­тями.

Вариант 1. Учитель вначале характеризует различные пути, которые приводили людей разных национальностей в Россию, и рассказывает о том, как складывалась их дальнейшая судьба. За­тем класс обращается к разделу «Жил на свете человек» и зна­комится с романтической судьбой пушкинского прадеда Абрама Ганнибала. Разговор подкрепляется знакомством со скульптурным портретом Ганнибала.

 

Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал — «арап Петра Великого», негр по крови, прадед (по матери) Пушкина. В его биографии мно­го невыясненного. Сын владетельного князька, родился в Эфиопии. На восьмом году жизни похищен турками и привезен в Константино­поль, откуда примерно в 1705—1706 гг. русский посол привез его в подарок Петру I, любившему «редкости и курьезы». Петр крестил ара­па, и с тех пор тот был неотлучно при царе и сопровождал его во всех походах. В 1716 г. поехал с Петром за границу и остался во Франции учиться в Инженерной школе. Проучившись полтора года, поступил во французскую армию, воевал и был ранен. В 1723 г. вер­нулся в Россию и служил инженер-поручиком бомбардирской роты, где капитаном был сам Петр. После смерти Петра стал в оппозицию Меншикову, за что в 1727 г. был отправлен в ссылку в Сибирь. Слу­жил в Томске и Тобольске, а в 1730 г. переведен капитаном в Инже­нерный корпус, где и числился до увольнения в отставку в 1733 г. С воцарением Елизаветы вернулся в 1740 г. на государственную служ­бу и пошел в гору. Дослужился до чина генерал-аншефа, награжден имениями. Окончательно вышел в отставку в 1762 г., а умер в 1781.

 

Обладал природным умом и выказал недюжинные способности как инженер. По преданию, помог Суворову избрать военную карье­ру, убедив отца отдать сына в армию.

 

Женат был дважды, первый брак — неудачный. Вторым браком был женат на немке Кристине Шеберг. У них было шестеро детей. Его старший сын — Иван Абрамович Ганнибал — стал морским офицером, был участником Русско-турецкой войны 1768—1774 гг., отличился в битве под Чесмой и при взятии крепости Наварин, ос­новал крепость Херсон и так же, как отец, стал генерал-аншефом (умер в 1801 г.).

 

Дочь другого сына — Осипа Абрамовича (Надежда Осиповна) — была матерью Пушкина. Иван Абрамович стал ее опекуном, после то­го как отец бросил семью.

 

О своем происхождении Пушкин упоминал в стихотворениях «К Юрьеву», «К Языкову», «Воспоминания в Царском Селе», «Моя родо­словная», а также в незаконченном историческом романе «Арап Петра Великого», в примечаниях к 1-й главе «Евгения Онегина», ав­тобиографических записках.

Вариант 2. Можно начать прямо с рассказа о судьбе Ганни­бала, причем текст раздела небольшой и вполне доступен для са­мостоятельного прочтения учащимися. После чтения обсуждают­ся вопросы, поставленные в конце раздела. Ответы на вопросы станут мостиком к дальнейшему разговору о путях, приводивших иностранцев в Россию, и об их судьбах на новой родине.

 

Итогом работы станет вывод о том, что наша родина росла и пополнялась людьми разных национальностей и мы, россияне, конечно, не представляем одной нации. Однако все мы состав-пяем один многонациональный народ России и у нас единая судьба.

 

Этот вывод хорошо подкрепляется философскими стихами Ф. И. Тютчева, приведенными в рубрике «Поэтическое слово». Рекомендуем учителю пояснить, что в этом стихотворении поэт и художественной форме передает спор двух противоположных сторон о том, какими путями можно «скрепить» (сохранить, со­ставить) единство. Одна сторона — некий оракул (т. е. прори­цатель, предсказатель — здесь чувствуется скрытая ирония автора) считает, что «спаять» единство можно только «железом и кровью», иначе говоря, только путем насилия. Другая сторона — «мы» (к ней, очевидно, принадлежит сам поэт) утверждает, что сделать это можно любовью, т. е. путем добра, доброго отно­шения.

 

А завершаются стихи фразой, которую можно понять и как вопрос, и как утверждение — «а там увидим, что прочней...» Тон этой фразы говорит, что сам поэт уверен в силе любви.

 

Прокомментировав таким образом содержание стихотворения, учитель предложит классу применить мысли поэта о единстве к отношениям между нациями — какое национальное единство будет более прочным: спаянное насилием или любовью?

 

При изучении раздела «Что такое национальность» можно сразу предложить классу прочитать в учебнике первый абзац и ответить на вопрос: что такое национальность?

 

Затем целесообразно учителю самому объяснить современный взгляд на вопрос о том, кто должен определять национальность человека и по каким признакам. В сильном классе можно пред­ложить учащимся прочитать следующие два абзаца и самим от­ветить на поставленные вопросы.

 

При любом варианте организации работы можно завершить ее постановкой вопроса: почему национальность не является ни заслугой человека, ни его недостатком?

 

Поиск ответа на этот вопрос является одним из идейных цен­тров урока.

 

Ход рассуждений, в которых учитель окажет помощь пяти­классникам, может быть примерно таким. Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также от той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутрен­ним, духовным.

 

Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит ста­вить себя в положение глупца, к тому же оскорбляющего дру­гих людей. Унижать или возвышать какую-либо нацию — дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших на­ций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

 

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриоти­ческими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.

 

Личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.

 

При изучении заключительного раздела «Учимся уважать лю­дей любой национальности» педагог, отметив, что существуют

правила, которые точно говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности, может организовать комментиро­ванное чтение четырех правил, приведенных в учебнике. В ходе этой работы делаются записи: учителем на доске, учащимися в тетради.

 

Вариант. Учитель может заранее подготовить плакат с правилами, вывесить его на доске и организовать обсуждение. В ходе работы учащиеся делают краткие записи в тетрадях.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 687; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!