Буржуазное и мелкобуржуазное политическое сознание



Раннебуржуазное сознание в борьбе с феодально-религиозной идеологией выдвинуло идею естественного права, естественного закона, которому должно соответствовать истинно разумное общественное устройство. Этот принцип в идеологической форме отражал претензию нарождающейся буржуазии и ее политического сознания на отражение всеобщего, общечеловеческого интереса.

Рожденная общей оппозицией «третьего сословия» феодальному режиму, политическая идеология, политическая программа, с которой буржуазия выступила в революции 1789—1793 годов, смогла на деле стать знаменем массовой борьбы, ибо на этом отрезке истории выражала их общую заинтересованность в ликвидации феодально-сословных порядков.

Буржуазные идеологи выработали действенную для своего времени идеологию в форме исторически оправданных, «правдивых иллюзий», поскольку присущие буржуазному обществу социальные антагонизмы не могли еще развернуться в полную меру. Но с утверждением капиталистического способа производства действительность резко разошлась с провозглашенными при свершении буржуазной революции идеологическими постулатами. Такие лозунги, как Свобода, Равенство, Братство, выдвинутые буржуазией на пороге революции, были подорваны временем. Утверждение господства буржуазии сопровождалось отделением ее идеологических постулатов от интересов народных масс, произошла девальвация всех некогда провозглашенных ценностей, «правдивые иллюзии» выродились в «умышленное лицемерие» '.

К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли объективные экономические и социальные корни, в силу которых буржуазное сознание приобретает мистифицированный характер: его источник — мистифицированная действительность, в которой отношения господства и подчинения вуалируются, приобретая вещный характер. Истоки извращенного сознания — в трех главных социально-экономических явлениях, присущих капиталистическому производству,— господстве вещи над человеком, мертвого труда над живым, продукта над производителем.

Кризис буржуазного сознания, особенно обостривший-

' См.: МарксК., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 283.

88

ся на этапе монополистического капитализма, является отражением в интеллектуально-духовной сфере политической эволюции самой буржуазии, потери буржуазным обществом исторической перспективы.

Одно из проявлений этого кризиса — усиление критических тенденций в рамках самого буржуазного политического сознания (например, неприятие манипулятивной пропаганды и наиболее уродливых форм буржуазной массовой культуры). Разумеется, по своему содержанию эта критика остается на почве буржуазности, выступая против «опасных крайностей» в идеологии и политике. В самом подходе к кризисным явлениям отчетливо обнаруживается классовая направленность буржуазного политического сознания — стремление устраниться от выявления и осмысления социально-экономических и политических причин кризиса. Причем весь спектр рассмотрения как глобальных, так и локальных вопросов сводится к различию их преломления в консервативном и либеральном сознаниях, которые выдаются буржуазными социологами за основные социальные типы общественного сознания в целом.

Несостоятельность такой типологии очевидна. Она отнюдь не исчерпывает все типы и формы политического сознания, существующие в современном капиталистическом обществе. Прежде всего она не учитывает роста авторитета и влияния идей социализма, распространение социалистической идеологии среди трудящихся капиталистических и развивающихся стран. Да и само буржуазное политическое сознание сегодня далеко не однородно. Оно расслоено и представлено в различных модификациях (буржуазно-экстремистское, буржуазно-либеральное, буржуазно-радикалистское и т. п.) '.

Что же касается критики существующих порядков со стороны как консервативных, так и либеральных идеологов, то она сводится к указанию на изъяны отдельных социальных и политических институтов, которые нужно либо «подвинтить», как считают консерваторы, либо «подрегулировать», как полагают либералы. И те и другие одинаково исходят из возможности решения всех социально-политических проблем на базе государственно-монополистического капитализма, с той разницей, что консервато-

' Критический анализ этих модификаций см. в кп.: Мшаениерадзе В. В. Современное буржуазное политическое сознание. М., 1981.

89

ры ориентируются на усиление репрессивной мощи государства, расширение зоны карательных мер, насаждение в массовом сознании идей антикоммунизма и шовинизма, выдаваемых за патриотизм, а либералы рассчитываютна эффективность более тонких механизмов социального регулирования, включающих различного рода реформы, экономические подачки, политическое маневрирование, стремясь создать иллюзию, что при желании, доброй воле и настойчивости все можно поправить. Монополистический капитал широко использует оба эти метода поддержания своего господства, сочетая насилие, принуждение и подавление с самой изощренной политической демагогией.

На поверхности явлений такая идеологическая ситуация из-за ее внешней пестроты может восприниматься как некий «информационный хаос», присущий буржуазной пропаганде в качестве ее естественного атрибута. В действительности это тщательно организованный, целенаправленный, скоординированный и контролируемый хаос, где каждая «версия» и «контрверсия» выполняет свою служебную роль.

Централизация и концентрация буржуазных средств информации, их сращивание со спецслужбами, возрастающий уровень планирования важнейших пропагандистских акций, в том числе и в международных масштабах, представляет одну из наиболее характерных и все более усиливающихся тенденций в организации и функционировании идеологических институтов государственно-монополистического капитализма.

Симптомом времени является то, что в США и других странах НАТО заметно активизировались силы, находящиеся на крайне правом политическом фланге, выступающие с позиций воинствующего антикоммунизма и антисоветизма, делающие ставку на развертывание «психологической войны» против стран социализма. Естественно, что при этом буржуазно-либеральные концепции, которые активно пропагандировались в мире капитализма еще совсем недавно, все более отодвигаются на задний план. Такова нынешняя политико-идеологическая переориентация в позиции правящего класса — монополистической буржуазии.

Особое место в духовной жизни буржуазного общества занимает мелкобуржуазное сознание, отражающее социальную психологию средних слоев. Исследованию этой формы классового сознания Коммунистическая партия всегда придавала и придает большое значение. Задачи борьбы за мир, демократию и социализм, проблемасо-

90

юзников рабочего класса в революционном переустройстве общества, построении и совершенствовании экономических, социальных и моральных основ социализма, преодоления негативных явлений в его жизни, то есть совокупность важных теоретических и практических вопросов, требуют ясного понимания источников, природы мелкобуржуазного сознания, характера его эволюции и причин существования в остаточных формах, когда исчезают в целом социально-классовые причины, вызвавшие его к жизни.

Идеологическая деятельность партии, ее политика в целом всегда строились на основе всестороннего учета сознания и психологии мелкобуржуазных слоев, выявления тех сложных и противоречивых идеологических форм, в которых происходила социально-психологическая реакция на изменения в реальной жизни крестьянства, интеллигенции и т. д. Большое внимание этим проблемам уделял В. И. Ленин в период как подготовки к революции, так и перехода к социалистическому строительству. Он указывал, что в мелкобуржуазной индивидуалистической идеологии нужно уметь выделять «здоровое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс» '. Крестьянству, которое в силу своего объективного положения является «реалистом и практиком», присущи глубокий патриотизм, рожденный веками обособленных отечеств, трезвое восприятие жизни, уважение к труду и земле, бережное сохранение народных традиций, языка, культуры, выработанных вековым опытом трудовой жизни. Все это составляет сердцевину его социального рассудка, заключает в себе черты, которые могут быть подвержены дальнейшему прогрессивному развитию и обогащению. На «здоровое и ценное ядро» крестьянского сознания всегда опирался рабочий класс, вовлекая массы трудового крестьянства в революционную борьбу и активное строительство нового общества.

Противоречивость мелкобуржуазного политического сознания объясняется тем, что, в отличие от крупной буржуазии, мелкобуржуазный слой стоит в стороне от реальной политики, не ведает тайных пружин и действительных механизмов власти, не видит внутренней связи между крупным капиталом и буржуазным государством и потому судит о политике правящих кругов по ее фасаду и внешним атрибутам, не различая за фразеологией реаль-

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 121.

91

ности жизни, принимая слова и заявления на веру. Отсюда и проистекают характерные для мелкобуржуазного политического сознания иллюзорные представления о возможности «демократии вообще», о «надклассовости» власти, государства. Крупный капитал заинтересован в поддержании подобных иллюзий, опирается на них в интересах сохранения своего влияния и господства, умело используя при этом то обстоятельство, что на поверхности явлений с точки зрения объективного положения мелкобуржуазного слоя подобные иллюзии действительно начинают казаться жизненными реалиями,

Иллюзорные формы сознания, стихийно рождаемые капиталистическим способом производства, поддерживаемые и целенаправленно укрепляемые политической властью и пропагандистским аппаратом монополистического капитала, освящаемые традицией, религией, усиленно окрашиваемые в «национальные цвета», врастают в массовое сознание, приобретают большую инерционную силу. Их нельзя просто отсечь, отбросить, ими нельзя пренебречь, не считаться с ними в политико-идеологической сфере и после революционного переустройства общества. Нужна упорная и настойчивая работа воспитания, освоения новых жизненных ценностей, принципов общественного поведения, овладения политической культурой социализма.

Иллюзии, мифы и предрассудки, присущие мелкобуржуазному сознанию, обычно начинают рушиться или давать трещину в кризисных, переломных ситуациях, при обострении классовых противоречий, когда оно сталкивается с неприкрытой сутью политической жизни и возникает острейшая проблема социального выбора, когда наглядно обнаруживается связь между идеологическими позициями и реальными действиями партий, классов, социальных групп.

В. И. Ленин ясно показал, как менялись сознание, психология средних слоев, в частности трудового крестьянства, в динамике революции, гражданской войны, перехода к мирному строительству, когда делались первые шаги в историческом акте превращения «моего» в «наше». До Октябрьской революции это была психология задавленного, подневольного человека, окутанного со всех сторон имущими, эксплуататорскими классами, которые не могли и не желали дать ни земли, ни воли, ни мира. И естественно, что в первое послереволюционное время «все его внимание, все помыслы, все силы души устремлены только на то, чтобы вздохнуть, выпрямиться, развернуться, взять

92

ближайшие блага жизни, которые можно взять и которых не давали ему свергнутые эксплуататоры» '.

Вызванный революцией процесс социально-психологического раскрепощения масс там, где он затрагивал средние слои, проходил весьма сложно, в противоречивых формах. Сказывался мелкобуржуазный характер политического сознания мелких собственников. Желание «взять ближайшие блага жизни» нередко выливалось в стремление «урвать», приобретало соответствующие индивидуалистическому сознанию формы отношения к «казенному», государственному. И лишь когда рядовые представители масс почувствовали, убедились, что это ведет к усилению разрухи, грозит хаосом и гибелью, возвратом власти помещиков и капиталистов, начал происходить перелом в их политическом сознании и социальных ощущениях, способствуя рождению нового отношения к общественному.

В противоречивом движении массового сознания к новым реальностям недостаточно полагаться только на естественный ход событий. Важно активизирующее влияние на ход этого перелома со стороны политического авангарда — партии коммунистов, являющейся «сознательным выразителем стремления эксплуатируемых к освобождению...» 2. В преодолении мелкобуржуазности, в укреплении повседневной трудовой дисциплины и общественного порядка, всего того, что отвоевано революцией, узаконено, намечено самими трудовыми массами, в революционном творчестве социалистических форм общественной жизни, несовместимых с анархическим своеволием, распущенностью и расхлябанностью в труде, в воспитании нового отношения к народным богатствам В. И. Ленин видел реальные черты утверждения социалистического сознания и психологии хозяина страны у миллионных масс трудящихся.

Сознание мелкобуржуазных слоев, отражающее двойственное положение своих носителей (с одной стороны — тружеников, а с другой—мелких собственников), развивается в постоянном противоборстве своего рассудка и предрассудка. В переходный период от капитализма к социализму, в поворотных и критических социально-политических ситуациях мелкобуржуазное сознание оказывает влияние на сознание, психологию и отдельных групп пролетариата. Даже тогда, когда устранены его социальные

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 201.

2 Там же.

93

причины, оно продолжает функционировать в своих остаточных формах в виде предрассудков, пережитков и т. п., которые могут оживляться, если не вести с ними принципиальной идейной борьбы. Не только сила социальной инерции и известное отставание общественного сознания от общественного бытия поддерживают мелкобуржуазные, и прежде всего мещанско-потребительские, взгляды на жизнь и труд в условиях социализма. Они питаются, воспроизводятся нарушениями социалистических принципов в труде, распределении, в общежитии, являясь своеобразной реакцией части людей на объективные трудности и жизненные противоречия, оживляясь и распространяясь как результат недостатков и упущений в распределительных отношениях, затрагивающих непосредственные интересы миллионов, в управленческой и хозяйственной деятельности, в воспитательной работе. Вот почему борьбу с негативными явлениями в процессе идеологической деятельности КПСС не сводит к просветительской работе, не ограничивает пропагандистскими призывами изменить сознание вне изменения реальных отношений, а рассматривает ее в широком комплексе социально-экономических, административно-хозяйственных, юридическо-правовых и идейно-воспитательных мер. Она нацеливает на внимательное изучение и устранение тех пробелов в хозяйственной практике, в правовых нормах, которые создают почву для неконтролируемого движения денежных средств и материальных ценностей, на осуществление всенародного контроля за мерой труда и мерой потребления, чтобы надежно перекрыть все источники нетрудовых доходов, существование которых наносит ущерб не только экономике, но и делу воспитания.

По своим проявлениям мелкобуржуазное политическое сознание — это неустойчивое, колеблющееся сознание со множеством оттенков, переливов, переходов, трудно поддающихся фиксации. Присущие ему отливы и приливы, резкая смена психологического настроя являются отражением, зачастую причудливым и искаженным, меняющейся общественно-политической ситуации, перемен в обстановке, в соотношении борющихся классовых сил и других объективных факторов.

История знает немало примеров, когда в критических ситуациях с помощью изощренной социальной и националистической демагогии, дезинформации и клеветы, спекуляции на национальных, религиозных и иных чувствах реакции удавалось увести мелкобуржуазные слои в сторо-

94

ну от их собственных коренных интересов, толкнуть на путь противостояния силам прогресса, демократии и социализма.

Поэтому в идеологической борьбе так важно не только своевременно улавливать зигзаги и повороты в общественных настроениях, но и чутко реагировать на них, занимать активную позицию, направляя движение этих настроений. «Политик, сознающий свои задачи,— писал В. И. Ленин,— должен научиться вызывать этот поворот в отдельных слоях и группах широкой мелкобуржуазной демократической массы, если он убедился, что для такого поворота имеются серьезные и глубокие исторические причины» '. Говоря о «слоях и группах широкой демократической массы», Ленин имел в виду и кустаря, и ремесленника, и рабочего с сохранившимися мелкобуржуазными взглядами, служащих, интеллигенцию. Анализ специфики политического сознания и психологии интеллигенции как особого социального слоя всегда был в поле зрения марксистско-ленинской мысли. На его основе вырабатывалась культурная политика партии, методы и формы работы с представителями творческих профессий.

По определению К. Маркса, к сфере деятельности интеллигенции относится «производство науки, искусства и т. д.» 2. Среди высших человеческих достоинств, которыми обладает интеллигенция, В. И. Ленин называл «опыт и знания» 3. Трудно переоценить значение и роль этих качеств в развертывании научно-технического прогресса, в обогащении культурно-духовной жизни общества, в сфере управления. Именно интеллигенция является той интеллектуальной силой, которая обслуживает духовное производство, многообразные формы и сферы духовной деятельности (наука, искусство, литература, философия и т.д.).

Интеллигенция всегда выступала как политически активный слой, чутко реагирующий на все общественные перемены. «...Интеллигенция...— Отмечал В. И. Ленин,— всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе»4. Из ее среды каждый класс «вербует» своих идеологических представи-

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 194.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 375.

3 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 452.

4 Там же, т. 7, с. 343.

95

телей, способных на профессиональном, теоретическом уровне разрабатывать его политическое сознание.

В условиях капитализма социально-экономические, политические и духовные факторы жизни неоднозначно преломляются во взглядах интеллигенции. Это обусловлено уже своеобразием ее социального положения, она, как показал В. И. Ленин, примыкает «отчасти к буржуазии по своим связям, воззрениям и проч., отчасти к наемным рабочим...» '. Ныне в капиталистических странах происходит дальнейшая социальная дифференциация интеллигенции: одна ее часть переплетается с государственно-монополистическим аппаратом, сращивается с господствующим классом, а другая сама становится объектом капиталистической эксплуатации, примыкает к рабочему классу. Резко ускоряет социальную дифференциацию в ее среде и научно-техническая революция. Причем эти процессы затрагивают интеллигенцию не только технического, но и собственно идеологического профиля.

Основным продуктом капиталистического духовного производства становится массовая культура, диктующая «на рынке идей» свои требования, сужая свободу творческой деятельности художественной интеллигенции даже в сравнении с теми ограниченными возможностями и правами, которыми она пользовалась в условиях свободной конкуренции.

Эти объективные тенденции, характерные для современного капитализма, обусловливают особенности духовно-практического отношения интеллигенции к миру, закрепленного в системе идей, образов, символов и т. д., противоречивость, неоднозначность присущего ей типа политического сознания. Если его сильные стороны состоят в критике антигуманистического характера капитализма, отстаивании гуманистических идеологических ценностей, и прежде всего такой ценности, как мир, то социальная слабость проявляется в иллюзиях «надклассовости», в неспособности понять причины и суть социальных противоречий и борьбы классов, в неприятии зачастую всякой политики, всякой идеологии независимо от их классовой направленности. Ведь аполитизм — тоже форма проявления политического сознания.

В целом политическое сознание буржуазной интеллигенции характеризуется сложной гаммой социально-политических настроений, мировоззренческих установок.

' Ленин В. П. Полн. собр. соч., т. 4, с. 209.

96

Объективная логика общественного развития делает прогрессивную интеллигенцию естественным союзником рабочего класса в борьбе против всевластия монополий, за глубокие демократические преобразования, социализм. Однако сами по себе объективные предпосылки, естественно, еще не обеспечивают глубокого усвоения социалистической идеологии. Различные псевдомарксистские, в том числе праворевизионистские и левацкие, концепции и взгляды, разделяемые определенной частью интеллигенции буржуазных стран, свидетельствуют о сложности и противоречивости этого процесса. Овладение научным революционным мировоззрением предполагает пересмотр ранее сложившихся воззрений, отказ от укоренившихся в сознании буржуазных иллюзий и предрассудков, восприятие новой системы духовных ценностей.

Социалистическое сознание

Возникновение марксистской идеологии, обосновавшей всемирно-историческую миссию рабочего класса, явилось поворотным пунктом в духовной жизни человечества, стало подлинной мировоззренческой революцией. Объективное положение пролетариата в системе капиталистических отношений, характер и цели его классовой борьбы порождают потребность в научном сознании, в идеологии нового типа. Это определяется и принципиальным отличием социалистической революции от всех предшествующих. Наряду со сломом старой государственной машины, ликвидацией капиталистического политического строя она призвана осуществить позитивную программу грандиозных социально-исторических масштабов — революционное преобразование всех сторон общественной жизнедеятельности. Решить такую задачу под силу только такому общественному движению, которое опирается на научное знание 1.

Социалистическая идеология возникает и развивается именно как наука, как критическое освоение и творческое продолжение всех достижений человеческого гения, подчиняясь закономерностям функционирования научного знания. Идеи, принципы, вырабатываемые в рамках научной идеологии, воспринимаются массовым сознанием не в качестве привычной догмы или слепой веры, а на основе проверки их истинности общественной практикой, рево-

' См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 362—363.

97

люционным опытом. В основе социалистической идеологии рационалистический, научный принцип — знать и понимать, чтобы верить и действовать. Базирующаяся на данном принципе идейная убежденность, вера в торжество коммунистических идеалов является неотъемлемой чертой социалистического политического сознания.

Социалистической идеологии как научному знанию присуща проективно-конструктивная деятельность, способность развернуть перед практикой научно обоснованную программу действий, исходя из соответствующих идеалов, общих принципов и политических программ.

На заре пролетарского революционного движения в России В. И. Ленин раскрыл во всем величии демократический и социалистический идеал рабочего класса, показал условия, при которых он будет иметь целеполагающее значение для общественной практики. Идеалы, подчеркивал Ленин, не будут химерой «лишь тогда, когда они выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном направлении» '.

Вырабатываясь на основе научного анализа действительности с позиций передового класса — пролетариата, для которого реализация ведущей тенденции общественного развития является смыслом всей жизнедеятельности, целью борьбы, вытекающей из его объективного положения в системе капиталистических отношений, социалистический идеал выступает в качестве программной установки на будущее, выражающей как историческую необходимость, так и действия передовых общественных сил, направленные на ее реализацию.

Научно обоснованные идеалы играют организующую роль и в революционной борьбе, и в строительстве нового общества, воодушевляя и сплачивая массы, открывая перед ними историческую перспективу действия, раскрывая социальное значение их повседневной деятельности. В социалистической практике идеал играет двоякую роль: с одной стороны, он показывает недопустимость прагматического практицизма, с другой — несостоятельность волюнтаризма, опасность забегания вперед, когда пытаются ввести новые общественные формы, не считаясь со степенью зрелости материальных условий и достигнутым уровнем общественного сознания, перепрыгнуть через объективно необходимые ступени и фазы исторического развития.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 101.

98

Научная идеология дает возможность постоянно сопоставлять действительность с идеалами, сверять каждый практический шаг в социалистическом строительстве с программными принципами, четко фиксировать то, что сделано, и то, что предстоит сделать. При этом, разумеется, нет и не может быть абсолютного совпадения во всех частностях и деталях теоретической модели социализма с его живой реальностью.

Марксизм-ленинизм отличается не только научной трезвостью в проектировке будущего, но и глубоким политическим реализмом в понимании путей, ведущих к нему. Как бы ни были привлекательны идеалы, Коммунистическая партия исключает всякое забегание вперед, исходит из четкою разграничения «сущего» и «должного». Каждая последующая ступень развития обосновывается с точки зрения готовности материальных и моральных предпосылок, и в первую очередь экономических, ибо различные этапы, периоды, ступени социализма отличаются прежде всего степенью экономической зрелости.

Решая вопрос о перспективах коммунистического строительства в нашей стране, КПСС выдвинула программу ускорения социально-экономического развития общества. В настоящее время стали необходимыми глубокие качественные изменения в производительных силах и производственных отношениях, что окажет определяющее воздействие на политическое сознание, на всю надстройку общества.

Выдвижение в качестве программной задачи ускорения развития общества имеет принципиальное значение для конкретного содержания идеологической деятельности, которая вместе с социально-политической направлена на максимальное развертывание и использование всех возможностей и преимуществ социализма, реализация которых прямо зависит от уровня политической сознательности и социальной активности трудящихся, от степени их реальной включенности во все экономические и общественно-политические преобразования, которые имеют общегосударственное значение.

Социалистическая идеология есть теоретическое самосознание рабочего класса: в ее рамках он самоопределяется идейно и политически, осознает свои классовые интересы, цели и задачи.

В политическом сознании пролетариата нет национальной узости или классовой ограниченности, оно чутко ко всем изменениям в общественно-политической жизни, ка-

99

кого бы класса или социального слоя они ни касались. Вся обширная панорама общественной жизни, ее развития находится в поле его восприятия и деятельности. И в этом смысле идеология рабочего класса, как наиболее прогрессивной силы современности, выражает не только его интересы, но и интересы общественного развития в целом.

Ленинская концепция внесения социалистического сознания в стихийное рабочее движение восходит к кардинальной идее К. Маркса и Ф. Энгельса, что, только сплачиваясь «вокруг революционного социализма», «вокруг коммунизма», пролетариат обретает собственное свободное историческое движение'. Проблема соединения научного социализма с рабочим движением неотрывна от создания самостоятельной революционной партии пролетариата — политического и идейного авангарда рабочего движения, способного осознать и выразить его исторические цели и коренные интересы.

В ленинской концепции научной идеологии нашла свое решение проблема «стихийного» и «сознательного» в формировании и развитии общественного сознания. Эта концепция исключает их метафизическое противопоставление, абсолютное противополагание: «...«стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности» 2. И задача состоит в том, чтобы развить эту зачаточную форму, довести ее до идеологического осознания всеобщности классовых интересов, что можно сделать только на путях соединения социалистической идеологии с собственным опытом масс.

Проблема соотношения «стихийного» и «сознательного» в видоизмененной форме встает и в условиях социалистического общества. Было бы упрощением полагать, что участие масс в общественно-политической практике и трудовой деятельности может базироваться только на тех знаниях, которые усваиваются через различные каналы пропаганды, что эти знания функционируют в практической деятельности, так сказать, в стерильно чистом виде, не «обрастая» опытом, почерпнутым из жизни.

Этот практический опыт чрезвычайно многообразен и сложен. Вся гуща жизни, непосредственное окружение, семья, школа, трудовой коллектив, вся совокупность социальных фактов, с которыми человек имеет дело на производстве, в сфере обслуживания, в быту, по-своему про-

' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 91.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 29—30.

100

свещают, обучают и формируют личность. В сложном переплетении и взаимодействии всей совокупности общественных влияний на сознание участвуют отнюдь не только позитивные, но и негативные факты и тенденции. И это не может не накладывать свой отпечаток на общественное сознание и настроение масс.

Формирование социалистического сознания, воспитательная практика имеют дело не с чистыми абстракциями бытия, а с реальными жизненными явлениями, с их положительными и отрицательными сторонами. Возьмем такой простейший пример, как индивидуальные подсобные хозяйства, в которых общество испытывает на современном этапе экономическую потребность. С одной стороны, они оказывают положительное воздействие и на общественное сознание, противодействуя иждивенческим настроениям, приучая подрастающее поколение к трудолюбию, уважению к земле, к рачительности и бережливости, с другой — при определенных условиях, при забвении приоритета общественных интересов, они могут порождать стремление к накопительству и приобретательству, частнособственнические устремления.

Сложность проблемы в практическом ее преломлении заключается в том, что в реальной жизни эти две стороны явления существуют не каждая сама по себе, а как части единого целого, и от конкретного сочетания многих объективных и субъективных факторов, от микроситуации не в последнюю очередь будет зависеть, какая сторона в том или ином конкретном случае возьмет «верх», станет доминирующей. Из противоречивых жизненных явлений нельзя механически изъять «дурную» сторону и оставить только «хорошую». Такие рецепты в свое время сочинял Прудон, который был едко высмеян Марксом за абсолютную метафизичность и утопичность мышления. Суть проблемы в широком плане состоит в том, чтобы правильно использовать противоречия в качестве источника и стимула поступательного развития социализма, своевременно их обнаруживать и разрешать.

Решая проблему приобщения масс к передовой идеологии, развития их политического сознания, марксистско-ленинская теория и социалистическая практика опираются на известный тезис Маркса: как жизненные обстоятельства формируют людей, так и люди своим трудом и борьбой творят обстоятельства своего бытия, в революционной практической деятельности преобразуют не только материальные условия, но и свое сознание. Отсюда вывод: для

101

повышения уровня политического сознания трудящихся необходимо взаимодействие идеологической деятельности с социально-экономической политикой. Экономика, производство, быт, культура имеют свои специфические политико-идеологические аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на политическое сознание. Без максимально полного и реалистического учета этих аспектов в идеологической деятельности нельзя правильно определить конкретное содержание, тон пропаганды, факторы, непосредственно влияющие на ее восприятие и обусловливающие ее действенность.

Доходчивость пропаганды, ее влияние на политическое сознание и, следовательно, на деятельность людей определяются не в последнюю очередь тем, насколько глубоко раскрывается суть явлений, убедительным показом того, как решаются большие и малые проблемы, как преодолеваются трудности и изживаются негативные явления, что сделано в этом направлении и что предстоит еще сделать. Реализм пропаганды — в ясности ее теоретического содержания, в умении раскрыть связь высоких идеалов и больших целей с насущными, повседневными делами людей.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК, XXVII съезд КПСС со всей определенностью указали, что идеологической работе продолжают мешать формализм и назидательность, пустословие, неумение говорить языком правды, в результате чего человек порой слышит одно, а в жизни видит другое. «Отрыв слова от земнои основы серьезно обесценивает идеологические усилия» '.

Позитивные изменения в общественном сознании сопряжены с изменениями в общественных отношениях, укреплением всех социалистических принципов, лежащих в основе образа жизни людей. Задача совершенствования социалистического образа жизни, той объективной основы, на которой развивается политическое сознание, требует активного преодоления иждивенческо-потребительской, мещанско-эгоистической психологии, всех негативных явлений, которые мешают формированию личности социалистического типа.

Эффективность идеологической работы в немалой степени зависит от того, насколько прочно она подкрепляется социальными факторами, оказывающими прямое воздействие па политическое сознание, умонастроения и психологию людей, на мотивы и формы их поведения. Раскры-

\ Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 86.

102

вая значение социальных факторов, их место в концепции формирования нового человека, К. Маркс и Ф. Энгельс особо подчеркивали, что любые попытки изменить сознание изолированно от общественных отношений обречены и не могут квалифицироваться иначе как «идеологическое бахвальство»'.

Социализм как воплощение реального гуманизма положил в основу общественных отношений принцип социальной справедливости, многое сделал для того, чтобы человек мог жить и работать в соответствии с ее высшими законами. Для советских людей стали естественными такие фундаментальные социальные ценности социализма, как труд, образование, право на жилище, медицинская помощь, единство прав и обязанностей, равенство всех перед законом, единая дисциплина и единые требования для всех членов общества, уважение к достоинству личности. На справедливых началах, на полном доверии и при фактическом соблюдении равноправия развиваются в нашей стране национальные отношения.

Социальные завоевания социализма обеспечили политическую стабильность нашего общества, формирование и укрепление социалистического политического сознания. Стратегия партии на ускорение социально-экономического развития страны предполагает проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социалистической справедливости, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, всемерное обогащение ценностей социализма.

Именно потому, что уровень политического сознания во многом обусловлен социальными факторами, в фокусе идеологической работы партии находится весь спектр социальной жизни народа, страны: от производства и распределения до досуга и культуры, от совершенствования национальных отношений до реформы школы и улучшения условий жизни пенсионеров. Здесь все наполнено большим смыслом — и изменение характера труда, улучшение его условий и расширение возможностей профессионального роста, сближение условий труда и быта в городе и деревне, соединение умственного и физического труда, повышение степени удовлетворения потребностей в материальных благах, духовном развитии личности.

Политическое сознание развивается под воздействием не только социальных, но и моральных факторов. Харак-

' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 376—377.

103

тер этого взаимодействия решается конкретно-исторически в зависимости от содержания политики и морали. Для марксистской теории и политики это проблемы научной объективности и нормативности в социальном познании, классового и общечеловеческого в морали, цели и средств в политике, политических, деловых и моральных качеств личности.

Политическое и моральное сознание при всей их специфичности, относительной самостоятельности отнюдь не автономны.

Политическое сознание, будучи непосредственным выражением классовых интересов, определяет конкретное социальное ядро той или иной системы морали, социальную направленность тех или иных моральных взглядов и оценок, придает историческую конкретность категориям справедливости, добра и зла, ставит их в определенные социально-исторические рамки, не отрицая, однако, самозначимости простых норм нравственности, их общечеловеческого смысла. При этом сами простые нормы нравственности неотделимы от классово-политической сущности той или иной формы морали. «У республиканца,— отмечал К. Маркс,— иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего...» ' В. И. Ленин убедительно показал, что классовое и общечеловеческое в коммунистической морали не противоречат друг другу. Коммунистическая мораль служит борьбе за укрепление и завершение коммунизма, тому, чтобы человеческому обществу подняться выше 2. И в этом ее прогрессивный политический смысл.

Не только политика оказывает свое влияние на мораль, но и от морального сознания идут обратные токи к политическому. В политическом анализе, в его результатах всегда присутствуют нормативность, моральные характеристики. Другое дело, что моральная нормативность должна не предвосхищать политико-экономическое и социальное исследование (в этом случае она выродится в бесплодное абстрактное морализирование), а рождаться как результат такого исследования.

Само политическое сознание рабочего класса выражает не только его объективные классовые интересы; оно содержит чаяния и надежды трудящихся, их моральные оценки и представления. Эти последние, будучи своеобразным отражением (более или менее точным) жизненной

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 140.

2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 313.

104

реальности, всегда служили для марксистов индикатором, социальным симптомом идущих в обществе процессов. История дает немало примеров, когда импульсы морального порядка, основанные на представлениях трудящихся о социальной справедливости, служили сигналом для научного изучения тех или иных явлений, принятия важных решений политического характера.

Критерием моральности политики является ее честность, искренность, понимаемая как соответствие слова и дела. Сколь велико значение моральной стороны политики, говорит тот факт, что именно с честностью связана ее сила. Эта сила, по словам Ленина, «в заявлении правды» 1. Полуправда же, стыдливо обходящая острые углы, тормозит выработку реальной политики.

Проблема морали в политике не исчерпывается соотношением политических целей и средств. Правая цель требует не только достойных средств для ее осуществления, но и людей, способных не допустить разлада между величием цели и средствами ее достижения. Потому закономерно, что коммунистическое воспитание решает задачу формирования высоких политических, деловых и моральных качеств личности в их единстве.

Итак, проблема формирования классового политического сознания и воспитания нового человека решается в триединой плоскости — передовые идеи, внесение их в массовое сознание и общественная практика.

«Сознание есть тоже сила...» 2, «...Слово тоже есть дело..';» 3. В этих афористичных формулах классиками марксизма-ленинизма определено значение научного знания, правдивого слова в политическом просвещении и организации рабочего класса, широких народных масс.

Партия исходит из ленинского понимания социализма как живого творчества самих народных масс. Непосредственный практический опыт не только закрепляет знания, но и вырабатывает общественные навыки и политическую культуру, без которых невозможна никакая сознательная общественно-политическая деятельность, реальное участие в делах государства и общества.

Во всей предшествующей марксизму идеологии, в буржуазном миросозерцании, в частности, политика всегда была оторвана от экономики, политическая деятельность — от самодеятельности миллионных масс, от их уча-

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 328.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 424.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 59.

105

стия в делах государства и общества. Все домарксистские концепции так или иначе, в более открытой или завуалированной форме силу государства отождествляли с его репрессивными возможностями, способностью удержать массы в рамках созданных господствующим классом законов и установлений. Социалистическое государство с первых дней своего возникновения связало свою политику с самодеятельностью, общественно-политическим творчеством миллионов трудящихся, свою силу — с повышением их информированности, сознательности и организованности, со все более широким участием масс в управлении производством, всеми государственными и общественными делами.

Социализм, связав воедино силу и мощь нового государства с общественно-политической и трудовой активностью народных масс, их практическим участием в определении и реализации политики, начал практически осуществлять социалистическое самоуправление народа. Углубление и совершенствование социалистической демократии, все новые формы участия граждан и трудовых коллективов в общественной и производственной жизни являются практическим развитием этого процесса, в котором значение уровня сознательности и организованности трудящихся приобретает все больший политический вес.

Развитие социалистического самоуправления народа во всех его формах, повышение роли Советов, активизация деятельности всех общественных организаций актуализируют проблему политической культуры, выдвинутую В. И. Лениным вскоре после победы Октября. Политическую культуру определяют в нашей литературе как уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан и как содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. Можно сказать, что политическая культура — это синтез знаний, опыта и непосредственного практического действия; это — форма, способ человеческой деятельности в социально-политической сфере, умение использовать политические знания, воплощать их в практику управления обществом, государством, трудовыми коллективами '. Иначе говоря, это практически действующее политическое сознание общества, класса, личности,

' Подробнее об этом см.: Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984, с. 245-251.

106

основанное на определенных принципах, знаниях, традициях, навыках, опыте. И вполне понятно, что выработка политической культуры не может быть делом лишь одного политического просвещения. Она возможна только на основе все расширяющегося практического участия масс в государственных и общественных делах.

Социалистическая политическая культура призвана активно воздействовать на все общественно-политические процессы, открывать простор для здоровых интересов и, напротив, противостоять их извращению — ведомственности и местничеству, противопоставлению интересов коллектива и общества, гипертрофии и перерождению личных интересов. Наше общество вступило в такой период, когда в огромной степени возрастает значение человеческого фактора, личностного и творческого аспектов человеческой деятельности, связанных с культурой.

Обогащение социалистического сознания масс, составляющее суть идеологической деятельности, предполагает, во-первых, дальнейшее укрепление социальных, идейных и моральных основ нашего образа жизни, во-вторых, все более широкое вовлечение масс в управление делами общества, государства, коллектива и, в-третьих, совершенствование содержания, стиля и методов самой политики, политико-воспитательной работы. Это взаимосвязанный комплекс, который определяет уровень идейности, политической сознательности и организованности людей.

Политическое воспитание — воспитание на всех фактах внутренней и международной жизни, включающее в себя улучшение информированности людей, глубокий анализ и классовую оценку общественных явлений. Среди идейно-политических качеств, которые необходимы для созидания нового общества, В. И. Ленин на первый план выдвигал такие, как сознательность, идейность, самоотверженность, настойчивость 1. Значение этих качеств еще более повышается с ростом масштабности экономического строительства, углублением социалистической демократии, усилением идеологической борьбы на международной арене. Поэтому столь большое внимание в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, в новой редакции Программы КПСС придается улучшению идеологической деятельности, органической увязке ее с практическим решением актуальных общественных проблем.

' См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с.

171.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Правовое сознание изучается в рамках различных научных дисциплин, соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное (либо противоправное) поведение, как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, включенных в деятельность по реализации законодательства, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в правосознании особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регулирует их поступки в нем. Культурологов оно привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры классового общества. У историков оно предстает прежде всего в облике исторически развивающегося феномена. Понятно, что каждая из научных дисциплин, избирающих правосознание объектом своего внимания, разрабатывает соответствующий круг проблем, используя подобающие ее теоретическому профилю приемы и средства описания правосознания, методы его анализа и объяснения.

Социально-философский подход к правосознанию, в рамках которого оно трактуется как определенная форма общественного сознания, имеет свою специфику. Он предполагает, разумеется, использование результатов и специальных научных исследований. Однако здесь авансцену занимают вопросы, которые в принципе находятся вне компетенции специальных дисциплин. Они касаются соотношения общественного бытия и правосознания, обстоятельств порождения (производства) правосознания, его смыслового ядра, структуры и уровней, его связей с другими формами общественного сознания, каналов влияния на общественную практику. Этот круг вопросов и предстоит здесь рассмотреть.

108


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1071; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!