Тема № 1. Массовые праздники: драматургический аспект.
Драматургия импровизации в комедии дель арте. Драматургия мистериальных представлений. Сценарные тексты мистерий. Драматургическая структура «Мистерии-буфф». Драматургические принципы первых советских праздников. Драматургия ТРАМов. Особенности драматургии массовых праздников и их жанровые разновидности.
Тема № 2. Понятие «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников.
Создание собственной теории сценарного мастерства - требования нового языка, новых принципов и методов построения. Переход от интуитивной к теоретической и практической целостности модели сценария. Перекодировка терминов. Тезаурус сценарных понятий и терминов. Концептуальные обоснования тезауруса.
РАЗДЕЛ № 5. V семестр. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА
Тема № 3. Первый этап работы над сценарием: формулирование темы, проблемы.
Первый этап работы над сценарием как научно-исследовательский этап. Цель анализа - объект анализа -позиция.
Тема № 4. Перевод поэтического, прозаического текста на язык сценического действия.
(Практические индивидуальные занятия).
РАЗДЕЛ № 6. VI Семестр. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Тема № 1. Второй и третий этапы работы над сценарием: формулирование сверхзадачи.
Определение позиции автора сценария. Формулирование сценических заданий на трех уровнях: блоки - эпизоды - единицы сценической информации.
|
|
Тема № 2. Художественное осмысление факта, документа.
Принципы отбора «фактов жизни». Понятие «фактографический образ».
РАЗДЕЛ № 7. VII Семестр. ДРАМАТУРГИЯ НОМЕРА
Тема № 7. Четвертый этап работы над сценарием.
Разработка замысла сценария, замыслов блоков -эпизодов - единиц сценической информации. Ассоциативный метод исследования сценарного материала.
Технологические операции четвертого этапа работы над сценарием.
Тема № 8. Виды номеров: принципы драматургического построения номеров.
Выбор материала, определение формы (жанра), нахождение сценарно-режиссерского хода.
РАЗДЕЛ № 8. VIII СЕМЕСТР. ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЭПИЗОДА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЭПИЗОДА ПРАЗДНИКА
Тема № 1. Пятый этап работы над сценарием: разработка сюжета сценария, сюжетов блоков - сюжетов эпизодов.
Нахождение исходных ситуаций в сценарии, исходных ситуаций в блоках, эпизодах. Нахождение композиционных приемов.
Тема № 2. Драматургическое построение эпизода. «Сюжетосложение» как обучающий метод.
Последовательность технологического процесса создания эпизода. Отбор номеров, единиц сценической информации. Создание драматургической логики и последовательности.
|
|
РАЗДЕЛ № 9. IX Семестр. СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)
Тема № 11. Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств.
(Практические индивидуальные занятия).
Тема № 12. Седьмой этап работы над сценарием: монтаж художественных средств - создание сценария.
Структура обучающей технологии создания сценария. Последовательность всех этапов работы над сценарием.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма обучения. Семестр. | Всего аудит, часов. | Лекции. | Отчетность, (зач., экз.) |
Очное отделение. | 50 | 50 | |
Семестр 5. | 10 | 10 | Курсовая работа |
Семестр 6. | 10 | 10 | Зачет. |
Семестр 7. | 10 | 10 | |
Семестр 8. | 10 | 10 | Зачет. |
Семестр 9. | 10 | 10 | Экзамен. Курсовая работа |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
(по разделам, темам, видам занятий и формам обучения)
№ | Номера и названия разделов и тем | Общее кол-во часов 50 | Очная форма обучения | |
Кол-во часов аудиторных занятий | ||||
Всего. 50 | Лекции. 50 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | ВВОДНЫЕ ЛЕКЦИИ: ТЕМА № 1 Характеристика становления сценарной культуры: историко-графический аспект. | 4 | 4 | 4 |
2. | Тема №2. Массовые праздники: драматургический аспект. | 2 | 2 | 2 |
Тема № 3. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. | 2 | 2 | 2 | |
РАЗДЕЛ № 5 Инсценирование художественного материала. | 6 | 6 | 6 | |
3. | Тема № 4 Первый этап работы над сценарием: формулирование проблемы. | 2 | 2 | 2 |
Тема № 5. Перевод поэтического, прозаического текста на язык сценического действия | 4 | 4 | 4 | |
РАЗДЕЛ № 6.Инсценирование документального материала. | 10 | 10 | 10 | |
4. | Тема № 7 Второй и третий этапы работы над сценарием: определение сверхзадачи, разработка сценических заданий блоков, эпизодов, е.с.и. | 6 | 6 | 6 |
Тема № 8. Художественное осмысление факта, документа. | 4 | 4 | 4 | |
РАЗДЕЛ № 7. Драматургия номера. | 10 | 10 | 10 | |
5. | Тема № 9. Четвертый этап работы над сценарием: разработка замысла сценария, блоков, эпизодов, нахождение формы, жанра представления, сцен.реж. хода. | 6 | 6 | 6 |
Тема № 10. Виды номеров: Принципы драматургического построения номера. | 4 | 4 | 4 | |
РАЗДЕЛ № 8 Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, праздника. | 10 | 10 | 10 | |
6. | Тема № 11. Пятый этап работы над сценарием: разработка сюжета сценария, блоков, эпизодов. | 4 | 4 | 4 |
Тема № 12. Драматургическое построение эпизода. Понятие «сюжетосложение». | 6 | 6 | 6 | |
РАЗДЕЛ № 9. Сценарий театрализованного представления (праздника) | 10 | 10 | 10 | |
Тема № 13. Шестой этап работы над сценарием: определение границ художественного материала. Отбор. | 4 | 4 | 4 | |
Тема № 14. Седьмой этап работы над сценарием: монтаж е.с.и., номеров, эпизодов, блоков. Написание сценария | 6 | 6 | 6 |
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
|
|
|
|
(очная форма обучения)
№ | Номера семестров. Номера названии разделов, тем, учебных вопросов. |
1. | Объект дисциплины - сценарии различных видов и форм театрализованных представлений и праздников. Предмет - сущность и организация драматургического конфликта сценария, сущность театрализации. Цель - формирование сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников на основе сценарной технологии. Задачи - познакомить с опытом, накопленным в области драматургии театрализованных представлений и праздников. - Выработать сценарные навыки на основе методики (сценарной технологии). Практическое приложение дисциплины: - на основе интегрирования знаний, навыков и умений сформировать у студентов системные сценарные знания в их соотнесенности с общехудожественными и педагогическими процессами. - Осуществлять профессионально-педагогическую направленность обучения - Развивать у студентов практический опыт художественно-педагогической деятельности. Роль дисциплины в подготовке специалистов. 1. программное содержание дисциплины рассматривается как органическая часть учебного процесса, направленного на формирование сценарной культуры будущих специалистов. Рекомендации по изучению дисциплины «Учебно-практические занятия по основам сценарного мастерства»: накопление тематического банка информации («фактов жизни» и «фактов искусства») с 1-го по 9-ый семестры. Вводные лекции. ТЕМА № 1. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект. Понятие «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников. |
ТЕМА № 2. Массовые праздники: драматургический аспект. ТЕМА №3. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. | |
РАЗДЕЛ № 5 СЕМЕСТР № 5. Инсценирование художественного материала. ТЕМА№ 4. Первый этап работы над сценарием. Вопросы: 1. Что такое тема, проблема ? 2. Что такое «факты жизни» «факты искусства»? 3. Определение понятия «сверхзадача». 4. Разработка концепции проблемы. 5. Что такое смысловой каркас сценария? 6. Ассоциативное исследование документального материала. | |
ТЕМА №5. Перевод поэтического, прозаического текста на «язык» сценического действия. Вопросы: 1. Что такое инсценирование? 2. Выбор и драматургический анализ поэтического или прозаического произведения. 3. Разбор и анализ произведения с точки зрения конфликта. 4. Перевод текста на «язык» сцены. | |
РАЗДЕЛ №6. СЕМЕСТР № 6. Инсценирование документального материала. ТЕМА №6. Второй и третий этапы работы над сценарием. Вопросы: 1. Технологические операции второго этапа работы над сценарием. 2.Технологические операции третьего этапа работы над сценарием. | |
ТЕМА№7. Художественное осмысление «факта», «документа». Вопросы: 1. Принципы отбора документального материала. 2. Создание «фактографического образа». 3. Литература «факта» и литература «вымысла». 4. Создание «факта искусства» на основе «факта жизни». | |
РАЗДЕЛ № 7 СЕМЕСТР № 7. Драматургия номера. ТЕМА №8. Четвертый этап работы над сценарием. Вопросы: Исходя из чего разрабатывается: 1. Замысел сценария. 2. Замыслы блоков. 3. Замыслы эпизодов. 4. Замысел (лы) номера (ов). ТЕМА № 9. Виды номеров. Принципы драматургического построения номера. Вопросы: 1. Выбор материала. 2. Определение жанра. 3.Нахождение сценарно-режиссерского хода. | |
РАЗДЕЛ № 8. СЕМЕСТР № 8. Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, эпизода праздника. | |
ТЕМА №10 Пятый этап работы над сценарием. Вопросы: Исходя из чего разрабатывается: 1. Сюжет сценария? 2. Сюжеты блоков? 3. Сюжеты эпизодов? 4. Сюжет (ы) номера (ов)? | |
ТЕМА № 11 Драматургическое построение эпизода. Вопросы: 1. Из чего «складывается» эпизод? 2. Что такое «сюжетосложение»? 3. Последовательность технологических операций создания эпизода. 4. Отбор единиц сценической информации, отбор номеров. 5. Отчего зависит драматургическая логика создания эпизода ? | |
РАЗДЕЛ № 9. СЕМЕСТР № 9. Сценарий театрализованного представления (праздника). ТЕМА № 12. Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств. Вопрос: Исходя из чего определяются: 1. Границы художественного материала, его оптимальный объем (количество сценарного материала)? | |
ТЕМА № 13.Седьмой этап работы над сценарием. Монтаж как драматургический метод организации сценарного материала. Вопрос: 1. Технологические операции семи этапов работы над сценарием. 2. Взгляды на монтаж В. Пудовкина, Дж. Гриффита, С. Эйзенштейна. 3. Монтаж как момент художественного высказывания. 4. Программирование в сценарии моментов и способов активизации зрителей - участников праздника. 5. Игра. Социально-эстетическое значение игры. 6. Особенности зрительской аудитории. 7. Сценарное творчество выдающихся режиссеров: В.Мейерхольда; Н.Петрова; П.Охлопкова; А.Пиотровского; И.Туманова; С.Эйзенштейна. | |
РАЗДЕЛ №10. СЕМЕСТР № 10. Подготовка к ГЭК. ТЕМА№ 14. Корректировка дипломных проектов. 1. Проверка документации. 2. Консультации по дипломным проектам. |
Литература по сценарной технологии
1. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар.: КГУКИ, 2004.-Учебное пособие для преподавателей, студентов ВУЗов культуры и искусств.
2. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1998.
3. Марков О. И. Сценарное мастерство режиссеров театрализованных форм досуга: Монография \ Краснодар. Гос.академия культуры.-Краснодар, 1997.- 273с.
4. Марков О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.-Учебное пособие для студентов институтов культуры. - 160 с.
5. Марков О. И. Ассоциативный метод исследования документального материала. В сб.: проблемное обучение специальным дисциплинам. Методические разработки для преподавателей и студентов ВУЗов культуры.- Барнаул, 1985.
6. Марков О. И. Методика создания театрализованных представлений. Учебно-методические разработки для студентов институтов культуры по курсу «сценарное мастерство». - Барнаул, 1985.-86с.
7. Марков О. И. Педагогическое творчество и техника в обучении студентов «Сценарному мастерству» \ Краснодар. Гос.акад. культуры.- Краснодар, 1997.
8. Марков О. И. Художественное восприятие сценической информации как процесс. Тезисы. Международная научная конференция «Человек в мире искусства: информационные аспекты».- Краснодар.- Новороссийск, 1994 г.-4.1-11.
9. Марков О. И. Системный подход в определении новой модели специалистов культуры. Методические рекомендации «Проблемы создания новой модели подготовки кадров в условиях регионального, многопрофильного ВУЗа культуры и искусства». - Краснодар 1991.
10. Марков О. И. Художественное информационное поле деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников. Тезисы. Международная научная конференция «Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы».- Краснодар \ Новороссийск, 1997.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!