Тема № 3, 4. Виды драматургических произведений.
Трагедия как вид драматургии. Особенности и признаки древнегреческой трагедии. Учение Аристотеля о катарсисе. Особенности трагедий У. Шекспира как классической формы трагедии нового времени. Развитие шекспировской трагедии в трагедиях А.С. Пушкина. Древнегреческая комедия. Комедии XVIII века.
Образцы комедии в русской классической драматургии. Реалистическая драма XIX века. Поэтический арсенал советской драмы.
Тема № 5. Выбор, анализ драматургического отрывка.
(Практические индивидуальные занятия).
РАЗДЕЛ № 4. Смысловой каркас пьесы. IV семестр.
Тема № 1. Пролог в античной драме.
Виды прологов. Пролог в «Оптимистической трагедии» и «Ромео и Джульетте». Функции пролога. Монолог в античной трагедии. Диалоги в пьесе А. Чехова «Чайка». Особенности единого действия в трагедии Софокла «Антигона».
Тема № 2. Синкретизм в современном театральном искусстве.
Творческий монтаж как эстетический принцип. СМ. Эйзенштейн, В.Пудовкин и Дж. Гриффит о монтаже. Монтаж как творческий метод. Сценография как элемент драматургии спектакля. Режиссерско-драматургическое творчество.
Тема № 3. Литературно - драматургические приемы создания трагического и комического.
Природа трагического. Природа смешного и комического. Социальные функции смеха. Трагическое: способы выражения. Комическое: способы выражения.
Тема № 4. Драматургические приемы остроумия.
|
|
Ложное противопоставление. Ложное усиление. Доведение до логического абсурда. Смешение стилей. Намек. Ирония. Обратное сравнение. Буквализация метафоры. Сравнение по неявному признаку. Повторение как прием остроумия. Двойное истолкование. Парадокс.
Тема № 5. Принципы построения смыслового каркаса пьесы.
(Практические индивидуальные занятия).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ» ПО СЕМЕСТРАМ
№ | Форма обучения. Семестр. | Общее кол-во часов. | Количество часов аудиторных занятий. | Отчетность (зачет, экзамен). | ||
Всею аудит, часов. | Лекций. | Мелкогрупповые | ||||
1. | Очное обучение. | 100 | 100 | 52 | 48 | |
Семестр № 1. | 24 | 12 | 12 | Зачет | ||
Семестр № 2. | 26 | 14 | 12 | Курсовая работа | ||
Семестр № 3. | 24 | 12 | 12 | |||
Семестр № 4. | 26 | 14 | 12 | Курсовая работа, Экзамен |
Распределение учебного времени дисциплины «Основы драматургии»
( по разделам, темам, видам занятий и формам обучения).
№ | Названия разделов и тем. | Общее кол-во часов. | Очная форма обучения. | ||
Всего аудит. | Лекции | Мел\ групп | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
РАЗДЕЛ №1.I семестр. Драматургия этюда. | 24 | 24 | 12 | 12 | |
Тема № 1. Специфические особенности драматургии как рода литературы | 4 | 4 | 2 | 2 | |
№ 2. Драматургический и драматический конфликт как эстетическая категория. | 6 | 6 | 4 | 2 | |
Тема№ 3. Действие в драматургическом произведении. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема № 4. Герой в произведении драматургии. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема№ 5. Драматургические принципы построения этюда. | 6 | 6 | 4 | 2 | |
РАЗДЕЛ № 2. II семестр. Драматургия массового этюда. Этюд метафора, этюд - аллегория | 26 | 26 | 14 | 12 | |
Тема № 6. Архитектоника драмы. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема № 7. Элементы драматургической композиции. | 6 | 6 | 2 | 4 | |
Тема № 8. Историко-документальная драматургия. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема № 9. Документ и факт. | 6 | 6 | 4 | 2 | |
Тема № 10. Драматургическое построение этюда - метафоры и этюда - аллегории. | 6 | 6 | 4 | 2 | |
РАЗДЕЛ № 3.III семестр. Драматический отрывок из драматургического произведения. | 24 | 24 | 12 | 12 | |
Тема №11. Определение понятий «сюжет» и «фабула». | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема № 12. Характер в драме. Образ-маска | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема№ 13. Вид драматургического произведения - трагедия. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема№ 14. Вид драматургического произведения - комедия. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема № 15. Принципы драматургического анализа и выбора драматического отрывка | 8 | 8 | 4 | 4 | |
РАЗДЕЛ № 4. IV семестр. Смысловой каркас пьесы. | 26 | 26 | 14 | 12 | |
Тема № 16. Пролог в античной драме. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема № 17. Синкретизм в современном театральном искусстве. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема№ 18. Литературно- драматургические приемы создания трагического и комического. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема№ 19. Драматургические приемы остроумия. | 6 | 6 | 2 | 4 | |
Тема № 20. Принципы построения смыслового каркаса пьесы: выбор, анализ, монтаж. «Сжатие» сюжета до фабулы. | 8 | 8 | 4 | 4 | |
ИТОГО | 100 | 100 | 52 | 48 |
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ». ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
|
|
|
|
№ | Номера семестров. Номера, названия разделов, тем, занятий и учебных вопросов. |
1 | 2 |
1. | Вводная лекция. Специфические особенности драматургии как рода литературы. Объектом дисциплины «Теория драмы» являются драматургические произведения мировой классики, а так же теоретические высказывания мастеров-исследователей по данной проблематике. Предмет дисциплины - сущность и организация драматургического конфликта. Цель - научить студента драматургически мыслить, дать основы сути художественных задач драматурга. Задачи - познакомить с обобщенным опытом, наколенным в области драматургии; -показать механизм воздействия театра на зрителя; -на драматургических примерах показать действующую модель человеческих отношений. Практическое приложение дисциплины. Изучив теоретические основы предмета, будущий специалист - режиссер театрализованных представлений и праздников будет обязан самостоятельно создавать драматургическую основу праздника или представления - сценарий. Создание сценария, предполагает знания технологии драматургии, ее принципы, «законы», механизмы. Предмет «основы драматургии» расширяет кругозор специалиста, знакомит с культурой (через драматургию) разных стран и народов. |
2. | ЛИТЕРАТУРА ДИСЦИПЛИНЫ. 1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе.-Л.:М. 1959 2. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Пер. с древнегр.: Общ. Ред. А.И.Доватура.- М.: Мысль. 1984. - Т. 4. «Философ. Наследие». -T.90V.- В надзаг. : АН СССР. -Ин-т философии. 3. Аристотель. Соч.: В 4-х т. - М.: Мысль, 1983. - Т.4. 4. Аристотель. Об искусстве поэзии \ Пер. В.Г.Аппельрота. - М. : Гослитиздат.1957. 5. Аль Д.Н. Основы драматургии: Учеб. Пособие для студентов ин-т культуры.-Л.:ЛГИК им.Н.К.Крунской,1998. 6. Белинский В.Г. О драме и театре. -М.Л.:Искусство.1948 7.Брехт Б. О театре: Сб. статей\Пер.е нем. -М.: Иностран. Литература, 1969. 8.Волькенштейн В.М.Драматургия. - 5-е изд.,доп. - Сов. Писатель. 1969. 9. Дидро Д. Собр.Соч.: В 10-ти т.-М.:Л.: Госиздат. 1936.-Т.5. 10.Санховский-Панкеев В. Драма. - Л. 1969. 11 .Владимиров С. Действие в драме. - Л., 1972. 12.Лоусон Дж.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.,1960. 13.Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика: учеб.Пособие по курсу «Теория драмы» для студентов театроведч. и режис. фак. театр. Вузов \ Мин-во культуры РСФСР : ГИТИС им. А.В.Луначарского. -М.,1980. 14.Попов О.Д. Художественная целостность спектакля. - М.: Вссрос.театр.об-во. 1958. 15.Хализев В. Драма как явление искусства. - М.: Искусство. 1978. 16.Холодов В.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1964. 17.Эйзенштейн СМ. Избранные произведения, -М.: Искусство, 1964. 18.Юткевич С. Контрапункт режиссера. - М.6 Искусство, 1969. 19.Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. -М.: Искусство 1968. 20.Манн Ю. К спорам о художественном документе \\ Новый мир. -1968. №8. 21.Алексеев А. Серьезное и смешное. - М.: Искусство, 1967,с.278 22. Ардов В. Разнообразные жанры эстрады и цирка. - М.: Искусство 1986.C.84. 23.Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.: Искусство, 1965.C.10-13. 24.Борев Ю. Комическое. - М.: Искусство, 1970. 25.Лихачев Д.С. Панченко A.M. Понырко Н.В. Смех в древней Руси -Л.: Наука, 1964. 26.Лук А.Н. Юмор. Остроумие, Творчество. - М.: Искусство, 1977. 27.Горбунов Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве действия и характера. —М.,1963. 28. Блок В. Система Станиславского и проблемы драматургии - М.,1963. 29.Аникст А.В. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.: Наука. 1967. 30.Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным.-М.1971. 31.Роды и жанры литературы. М.-НаукаЛ964. 32.Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л. 1969. 33.Тарский В.Л. Репертуарный справочник. 300 названий пьес с полными о них сведениями и кратким содержанием. - Невель,1923. 34.Шоу Б. О драме и театре. - М.,1963. 35-Оснос Ю.А. Вопросы драматургии в наследии Станиславского. -М.,1953. 36.Островский А.Н. О литературе и театре. -М.: Современник. 1986. 37.Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии: Учеб.пособ.для филол.фак.ун-тов.-М.: Высш.шк., 1981.-144с. 38.Очерет Ю.В. У истоков французской национальной драмы: Театр Арраса ХШв:Учеб.пособие/ Ю.В.Очерет.-М.,1986.-125с. 39.Бугров Б.С. Драматургия русского символизма/МГУ им.М.В.Ломоносова.-М.:Скифы,1993.-54с. 40.Любимов Ю.П. Рассказы старого трепача. - Воспоминания. - М.: АО «Издательство «Новости», 2001. - 576 с. илл. |
3. | Рекомендации по изучению дисциплины: 1. Чтение драматургических произведений. 2. Драматургический анализ. Определение конфликта пьесы, событийного ряда, жанра и т.п. 3. Ведение творческого дневника по прочитанным пьесам. 4. Составление библиографического списка пьес, ориентированных на «массовый театр». Накопление «банка данных» для будущей работы. |
4. | РАЗДЕЛ № 1. Драматургия этюда. 1 семестр Тема № 1. Специфические особенности драматургии как рода литературы. 1. Эпос, лирика, драма. 2. Слово - выразительное средство драматурга. 3. Слово - поступок - речь. 4. Диалог, монолог. |
5. | Тема № 2. Драматургический и драматический конфликт как эстетическая категория. 1.Эпический конфликт. 2.Драматургический конфликт. 3.Драматический конфликт. 4.Три основных вида построения конфликта: герой - герой; герой - среда; герой - зритель. |
6. | Тема № 3. Герой в произведении драматургии. 1.Главные и второстепенные герои. 2.«Положительный» и «отрицательный» герой. 1 3. Выбор героем поступка в экстремальной ситуации. |
7. | Тема № 4. Действие в драматургическом произведении. Занятие 4.1. Лекция № 4. 1.Сущность понятия «действие». 2.Развитие действия из первоначальной, конфликтной ситуации (причина - следствия). Меры членения пьесы. |
8. | Тема№ 5. Драматургические принципы построения этюда. Практические индивидуальные занятия 1.Написать рассказ - этюд (история с организацией события) 2.Создать этюд по законам драматургической логики. |
9. | РАЗДЕЛ № 2. II семестр. Драматургия массового этюда, этюд -аллегория, этюд - метафора. Тема № 6 . Архитектоника драмы. 1.Композиционное построение драматургического произведения. 2.Создание образа конфликтного события - художественное требование к произведению драматургии. 3.Всеобщая драматургическая структура - начало борьбы; ход борьбы; результат борьбы. |
10. | Тема№ 7. Элементы драматургической композиции. 1.Различные виды экспозиции. 2.Финал - критерий композиционной целостности. 3.Развязка основного конфликта. |
11. | Тема № 8. Историко-документальная драматургия. 1.Понятие « документальное произведение. 2.Современные взгляды на сущность документализма. 3.Жанры документальной драматургии. |
12. | Тема № 9. Факт и документ. 1.«Факты жизни» и «факты искусства». 2.Поэтизация события. 3.Образ факта. 4.Принципы отбора «фактов жизни». |
13. | Тема№ 10. Драматургические принципы построения этюда - аллегории, этюда-метафоры. Практические индивидуальные занятия |
14. | РАЗДЕЛ № 3.III семестр. Драматический отрывок. Тема № 11. Определение понятий «сюжет» и «фабула». 1.Понятие «сюжет». 2.Понятие «фабула». 3.Неправомерность отождествления понятия «сюжет» с действием и конфликтом. |
15. | Тема № 12. Характер в драме. 1.«Художественный характер». 2.«Типический характер». Аристотель о драматическом характере. |
16. | Тема№ 13. Виды драматургических произведений. 1.Трагедия как вид драматургии. 2.Особенности и признаки древнегреческой трагедии. 3.Учение Аристотеля о катарсисе. 4.Трагедии Шекспира как классическая форма трагедии нового времени. |
17. | Тема № 14. Выбор и анализ драматического отрывка. 1.Выбор и анализ драматического отрывка. 2.Определение конфликта и исходного события. |
18. | РАЗДЕЛ № 4. IV семестр. Смысловой каркас пьесы. Тема № 15. Пролог в античной драме. 1.Виды прологов. 2.Функции пролога. 3.Монолог в античной трагедии. 4.Диалоги в пьесе А.П. Чехова « Чайка» |
19. | Тема № 16. Синкретизм в современном театральном искусстве. 1.Монтаж - драматургический метод. 2.Монтаж - эстетический принцип. 3.Сценография - элемент драматургии. 4.Музыка - часть действенной структуры спектакля. |
20. | Тема№ 17. Литературно-драматургические приемы создания трагического и комического. 1.Природа трагического. 2.Природа смешного и комического. 3.Социальные функции смеха. 4.Способы выражения трагического и комического. |
21. | Тема№ 18. Драматургические приемы остроумия. 1.Ложное противопоставление. 2.Ложное усиление. 3.Логический абсурд, смешение стилей. 4.Намек, ирония, обратное сравнение. 5.Буквализация метафоры, повторение, двойное истолкование. 6.Парадокс. |
22. | Тема № 19. Принципы построения смыслового каркаса пьесы. Практические индивидуальные занятия 1.Выбор пьесы. 2.Драматургический анализ. 3.Сжатие сюжета до фабулы, монтаж. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМАТУРГИИ».
|
|
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 561; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!