ПРОВАЛ СООБЩЕСТВЕННОСТИ НА КИПРЕ,
Гг.
Кипр как независимое государство начал свое существование в 1960 г. с сугубо сообщественной конституцией, разработанной представителями правительств Греции и Турции, а также греческой и турецкой общин Кипра. Это была смелая, хотя и неудачная попытка создать систему политического урегулирования в кипрском обществе, представляющем собой весьма специфический случай многосоставности. Оно разделено на два сегмента — греков, составляющих около 78% населения, и турок, составляющих, согласно переписи 1960 г., 18%. Остальные 4% приходятся на меньшинства, не играющие заметной роли в политике. В обществе полностью совпадают линии языковых, религиозных и культурных различий. Греки-киприоты говорят по-гречески, принадлежат к греко-православной церкви, ориентированы на греческую культурную традицию. Турки-киприоты говорят по-турецки, они мусульмане и ощущают свою принадлежность к турецкой культуре. Противостояние двух этих общин пронизывает все существующие на острове организационные структуры. Адамантия Поллис следующим образом описывает две системы образования на Кипре, в точности воспроизводящие аналогичные системы в Греции и Турции: «Программа в греческих школах, где преподавание ведется, естественно, по-гречески, превозносит греческую историю и доказывает "греческий характер" Кипра, тогда как программа турецких школ в такой же степени
|
|
195
сформулирована в понятиях турецкого национализма». Общественные организации исключительно сегментарны и полностью изолированы. «Политические партии, профсоюзы, профессиональные и сельскохозяйственные ассоциации разделены по этническому признаку... нет ни одной известной автору организации, в которой бы состояли и греки, и турки»27.
Все принципы сообщественной демократии — большая коалиция, принцип пропорциональности, автономия и право вето — нашли достаточно серьезное отражение в конституции 1960 г.28 Ею устанавливался режим президентской власти с греком-президентом, избираемым греческой общиной, и турком-вице-президентом с полномочиями, почти равными президентским; он избирался турецкой общиной. Положение, согласно которому кабинет должен был состоять из семи министров-греков, назначаемых президентом, и трех министров-турок, назначаемых вице-президентом, развивало идею большой коалиции и придавало политической системе законченность. Соотношение семь к трем на практике означало скорее намеренное завышение представительства турецкого меньшинства, чем строгое соблюдение принципа пропорциональности. Такое же соотношение выдерживалось и при выборах в законодательное собрание, 35 членов которого избирались греками, а 15 — турками, и при назначении на государственную службу. Для армии и полиции было установлено соотношение «шесть к четырем», т.е. фиксировалось еще большее отклонение от принципа пропорциональности, но все же обеспечивавшее грекам большинство.
|
|
Конституция гарантировала также высокую степень автономии обоих этнических сегментов путем образования двух избираемых независимо друг от друга общинных палат, обладавших законодательной властью по вопросам религии, образования, культуры и прав личности, а также путем введения самостоятельных муниципальных советов в пяти крупнейших городах острова. Эти разделы конституции означали существенное продвижение к установлению фактически федеративной системы, хотя и без реального территориального федерализма, который был невозможен из-за чрезвычайной перемешанности населения: как явствует из табл. 10, усред-
27 Pollis A. Intergroup Conflict and British Colonial Policy: The Case of Cyprus// Comparative Politics 5. No 4 (July 1973). P. 596-597.
28 См.: Kynakides S. Cyprus: Constitutionalism and Crisis Government. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1968 P. 53—71; Adams T.W. The First Republic of Cyprus: A Review of an Unworkable Constitution//Western Political Quarterly 19. No 3 (September 1966). P. 475-490.
|
|
196
пенные показатели этнического состава населения шести районов Кипра с зеркальной точностью отражали ситуацию на острове в целом. Наконец, конституция 1960 г. давала президенту и вице-президенту вместе и по отдельности абсолютное право вето на решения кабинета или законодательного собрания в области внешней политики, обороны и безопасности. А все законодательные акты по вопросам налоговой политики, местного самоуправления и избирательной системы могли приниматься только равным (совпадающим) большинством обеих сегментарных групп в законодательном собрании.
Установленная в соответствии с конституцией политическая система функционировала, хотя и не вполне удовлетворительно, с 1960 по декабрь 1963 г., когда вспыхнула гражданская война и эта система распалась на две самостоятельные части: греческую, опиравшуюся на законный, правда, оказавшийся усеченным государственный аппарат, и турецкую, во главе которой встали вице-президент, пятнадцать турецких депутатов законодательного собрания и турецкая общинная палата. В 1964 г. на остров были направлены миротворческие силы ООН, призванные следить за соблюдением весьма зыбкого соглашения о прекращении огня. Тем временем развивалась по нарастающей тенденция к территориальной изолированности сегментов. Начало гражданской войны сопровождалось бегством турок-киприотов в городские анклавы, а вооруженное вторжение Турции в 1974 г. привело к территориальному разделу острова; большинство греков, живших в оккупированной Турцией северной части острова, перебралось на юг, а турки с юга массами перемещались в районы, находившиеся под военным контролем Турции.
|
|
Сообщественная конституция на Кипре не сработала, потому что греческое большинство и в 1960 г. приняло ее крайне неохотно. В последующие же годы оно относилось к ее основным положениям с нараставшим недовольством, тогда как турецкое меньшинство требовало неукоснительного соблюдения всех сообщественных правил и злоупотребляло своим правом вето. Так, парламентарии от турецкой общины заблокировали принятие налогового законодательства не столько из-за серьезных возражений по сути законопроекта, сколько из желания использовать голосование как средство нажима с целью добиться полного и буквального достижения соотношения «семь к трем» в госаппарате. В ноябре 1963 г. архиепископ Макариос, греческий президент Кипра, предложил несколько конституционных поправок, направленных на отмену ряда вызывавших наибольшие возражения сообщественных механизмов: права вето президента и вице-президента, равного (совпадающего) большинства в пар-
197
ламенте, раздельных муниципалитетов, завышенного представительства турок-киприотов в госаппарате, полиции и вооруженных силах. Эти предложения были отвергнуты лидерами турецкой общины и правительством Турции. В итоге конец сообщественному эксперименту положила начавшаяся спустя несколько дней гражданская война29.
Главная причина провала сообщественности на Кипре состоит в том, что сообщественная система не может быть навязана против воли одного или нескольких сегментов многосоставного общества, особенно против воли наиболее многочисленного сегмента. В этом отношении опыт Кипра имеет сходство с опытом Северной Ирландии. Наличие двух неравных сегментов и там, и здесь служило главным неблагоприятным фактором. Более того, почти все другие факторы на Кипре были намного менее благоприятными, чем в Ливане или Малайзии, и работали против сообщественной демократии. Население острова, едва превышавшее полмиллиона человек, было меньше, чем даже население Ливана или Северной Ирландии. Внешняя угроза исходила главным образом со стороны Турции и Греции, постоянно готовых вмешаться во внутренние дела Кипра, что скорее препятствовало, нежели способствовало укреплению единства страны. Антиколониальное движение против англичан было борьбой не за независимость, а за «эносис», т.е. воссоединение с Грецией, но эта цель была неприемлемой для турок-киприотов. Разнонаправленность национальных чувств, разделявших греческих и турецких жителей острова, не уравновешивалась ни кипрским патриотизмом, ни какой-либо другой надсегментной ориентацией. Экономическое неравенство сегментов, хотя и не слишком глубокое, также являлось негативным фактором: турецкий сегмент уступал греческому и по численности, и по уровню материального благосостояния. До I960 г. изолированность сегментов была социальной, но не территориальной (см. табл. 10), последняя существовала лишь в незначительной степени. Единственным фактором, который отчасти благоприятствовал сообщественности на Кипре, был исторический опыт, имевший много сходства с ливанским: имеется в виду управление по системе миллятов при Османской империи.
Пример Кипра показывает, что при отсутствии других благоприятных условий наличие подобных исторических традиций не имеет решающего значения.
29 См.: Ehlrich T. Cyprus: 1958-1967. London: Oxford University Press, 1974. P. 36-60.
198
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!