СООБЩЕСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ЛИВАНЕ, 1943-1975 гг.
5
Сообщественная
Демократия
В «третьем мире»
В теоретических исследованиях по проблемам развития и образования нации прослеживается, как отмечалось во вводной главе, тенденция возводить искусственный барьер между многосоставными обществами «третьего мира» и якобы гомогенными обществами «первого мира». При этом игнорируется факт существования нескольких столь же многосоставных западных обществ, а также то, что целому ряду подобных обществ удается поддерживать стабильный демократический режим сообщественного типа. Такой подход ведет к недооценке нормативной стороны сообщественности. Однако не вполне правильно считать, будто все теории политического развития одинаково безразличны к возможностям сообщественной демократии или оценивают их только отрицательно. По этому поводу в литературе высказывается немало мыслей и предложений, но, к сожалению, они, как правило, не развиваются. Например, Роберт Мелсон и Ховард Волпе завершают свой анализ политики коммунализма, т.е. сегментарной многосоставности, в развивающихся странах следующей рекомендацией: «Необходимо добиваться такого политического порядка, при котором каждая община играла бы четко определенную роль в жизни нации и который мог бы удерживать межобщинные конфликты в состоянии управляемости. Стабильности многососоставных в
179
культурном отношении обществ угрожает не коммунализм, как таковой, а неспособность государственных институтов осознавать и учитывать существующие межобщинные противоречия и интересы»1. Данная рекомендация разумна и основана на правильном диагнозе, однако авторы не уточняют, какого рода должен быть тот порядок, который, с их точки зрения, позволил бы урегулировать противоречия между сегментами.
|
|
Вместе с тем существует несколько явно способных привлечь к себе внимание исключений из указанной общей тенденции игнорировать потенциальную возможность сообщественных демократий решать политические проблемы в многосоставных обществах. Одним из таких исключений является созданная Эриком А. Нордлингером новая модель демократии, равно применимая и к западным, и к незападным обществам, раздираемым глубокими противоречиями. Некоторые из «методов урегулирования конфликтных ситуаций», характерных для его модели, совпадают или близки сообщественным методам. К ним относятся прежде всего такие методы, как формирование стабильной правительственной коалиции по австрийскому образцу, принципы пропорциональности, взаимного вето и «пакетные сделки»2. В качестве другого примера можно назвать исследование Клода Эйка о политической интеграции в развивающихся странах. Он утверждает, что «самым действенным лекарством от свойственной молодым государствам нестабильности служит изменение политического поведения их элит». Он советует передать власть в руки «коалиции элит», т.е. коалиции лидеров «всех ведущих социальных, религиозных, профессиональных и этнических групп... Поиски консенсуса должны вестись не на уровне масс, а на уровне элит, способных заручиться поддержкой лидеров всех основных социальных групп»3.
|
|
1 Melson R., Wolpe Н. Modernization and the Politics of Communalism: A Theoretical
Perspective//American Political Science Review 64. No 4 (December 1970). P. 1130.
См. также: Anderson C. W., von der Mehden F.R., Young C. Issues of Political Development. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1967. P. 75-79; Dahl R.A. Regimes and
Oppositions. New Haven: Yale University Press, 1973. P. 22—25. Единственная в своем роде трактовка политического развития, подчеркнуто не отождествляющая
этот процесс лишь с этнической ассимиляцией и централизацией, содержится
в работе: Епlое С.Н. Ethnic Conflict and Political Development. Boston: Little, Brown,
1973.
2Nordlinger E.A. Conflict Regulation in Divided Societies//Occasional Papers in
International Affairs. No 29. Cambridge, Mass.: Center for International Affairs, Harvard
University, 1972. P. 17, 20-31.
3 Ake C. A Theory of Political Integration. Homewood, 111.:Dorsey Press, 1967. P. 79,
112-113.
180
МОДЕЛЬ ЛЬЮИСА
|
|
Самое интересное, конкретное и подробное предложение такого рода высказано сэром Артуром Льюисом, который, как и Дж. С. Фернивал, является не политологом, а экономистом. Льюис рассматривает политику тринадцати государств Западной Африки — Либерии, бывших английских колоний Ганы, Нигерии и Сьерра-Леоне, бывших французских колоний Мавритании, Сенегала, Мали, Гвинеи, Верхней Вольты, Берега Слоновой Кости, Того, Дагомеи и Нигера. Рецепты, которые он предлагает для этих стран, а согласно той же логике, и для других многосоставных обществ, имеют подчеркнуто сообщественный характер. Исходные позиции его анализа близки к тем, которых придерживаются Фернивал и другие ученые, разрабатывающие теорию развития. Он противопоставляет многосоставные общества Западной Африки таким классовым обществам, как Англия и Франция, и считает, что многосоставные общества разобщены из-за племенных, религиозных, языковых, культурных, экономических и региональных различий, а классовые общества — это в целом гомогенные общества Запада, в которых классовая принадлежность во многом определяет политические ориентации, но не является фактором, порождающим глубокое противостояние. Льюис делает типичную ошибку, приписывая странам Запада слишком высокую степень гомогенности и консенсуса. В культурном отношении Франция раздроблена по религиозному и идеологическому параметрам, и ее следовало бы считать, по собственному определению Льюиса, многосоставным обществом; гомогенное классовое общество сводится у него преимущественно к английской модели. Однако эта логическая погрешность не влияет на сущность его аргументации. Он исследует демократические формы правления — английскую и французскую, т.е. бывших метрополий, господствовавших в колониях Западной Африки, и не упоминает о существовании в западном мире других форм демократии. Западная модель организации власти у него фактически ближе к английскому, чем к французскому образцу: ее отличительными чертами являются двухпартийная система, четко проводимый принцип «правительство против оппозиции», мажоритарная избирательная система, унитарная и централизованная власть4.
|
|
4 Lewis W.A. Politics in West Africa. London, Allen and Unwin, 1965. Esp. Ch. 3. Всемерная поддержка подхода Льюиса содержится в кн.: Fleming W.G. American Political Science and African Politics//Journal of Modern African Studies 7. No 3 (October 1969). P. 495—511. См. также: Verba S. Some Dilemmas in Comparative Research//World Politics 20. No 1 (October 1967). P. 125-127; Rothchicd D. Ethnicity and Conflict Resolu-
181
Льюис объясняет неудачу демократии и становление однопартийных режимов в Западной Африке тем, что именно такого рода демократия оказывается нежизнеспособной в многосоставных обществах. До этого момента его рассуждения следовали традиционной логике, но далее он резко отходит от тезиса, согласно которому в многосоставном обществе не может поддерживаться демократическая форма правления: в частности, он утверждает, что для многосоставных обществ не подходит не демократия как таковая, а конкретный тип демократии, построенный по британской модели. Далее он пытается создать альтернативную модель на основе собственного анализа политических потребностей стран Западной Африки. «Англия и Франция — классовые общества, и их институты и обычаи построены соответственно этим реалиям. Западная Африка — не классовое общество. Вся проблема в том, что это общество — многосоставное. То, что хорошо для классового общества, плохо для многосоставного. Поэтому для того чтобы создать отвечающие своему назначению политические институты в Западной Африке, необходимо понять во всей полноте сущность связанной с этим проблемы»5.
В многосоставном обществе, утверждает Льюис, необходимо скорее коалиционное правительство, а не четкое разделение на правительство и оппозицию, как того требует исходный смысл понятия демократии. Согласно Льюису, граждане должны иметь возможность напрямую или опосредованно принимать участие в процессе принятия решений. Второе значение понятия демократии, подразумевающее правление большинства, противоречит его исходному, первичному смыслу, так как если представит ели граждан разделены на правительство и оппозицию, то меньшинство исключается из процесса принятия решений на достаточно длительный период времени. Правление большинства допустимо в обществах, основывающихся на принципах консенсуса; в многосоставных же обществах такое правление «совершенно аморально, несовместимо с исходным значением демократии и губит все надежды на создание единой нации, в которой могли бы гармонично сосуществовать разные народы». Во-первых, по словам Льюиса, правящая коалиция должна состоять из всех крупных партий, однако при этом и мелкие партии должны иметь возможность присоединиться к ней. Он высказывает мысль, что было бы полезно включить в консти-
tion//World Politics 22. No 4 (July 1970). P. 611-616; van den Helm R.P. Aspects of the Study of State Formation and Nation-Building//International Journal of Politics 4. No 1-2 (spring-summer 1974). P. 22-24.
5 Lewis W.A. Politics in West Africa. P. 64.
182
туцию такое положение: «Президенту, вместо того, чтобы поручать формирование правительства лидеру крупнейшей партии, следует в соответствии с законом пригласить лидеров всех партий, получивших более 20% голосов, и разделить между ними или теми из них, кто проявит готовность сотрудничать друг с другом, правительственные посты»6.
Во-вторых, каждый сегмент многосоставного общества должен быть адекватно представлен в политической жизни. По мысли Льюиса, для этого нужно, чтобы они были представлены пропорционально. В многосоставном обществе исходный смысл понятия демократии «предполагает пропорциональное представительство, т.е. все партии должны входить в органы, принимающие решения, вплоть до правительства страны».
В-третьих, наилучшей партийной системой в этом случае не обязательно должна быть двухпартийная система. Очень важно, чтобы каждый сегмент был представлен собственной партией. В таком случае в западноафриканских странах могла бы сложиться система с двумя, тремя или четырьмя влиятельными партиями. И наконец, Льюис рекомендует разделение властных полномочий по принципу федерации или, по крайней мере, «делегирование разумной доли полномочий провинциям». В стране, в которой существуют значительные различия между регионами, «последним необходимо предоставить возможность самим решать свои собственные дела, с тем чтобы они были удовлетворены существованием политического союза». Если между провинциями существуют серьезные различия в уровне экономического развития, то федерализм поможет добиться того, чтобы «более богатые регионы не облагались слишком высокими налогами для финансирования бедных регионов»7.
Все рекомендации Льюиса весьма похожи на принципы сообщественной демократии. Это особенно примечательно, если учесть, что они вытекают из его собственных наблюдений. Он нигде не ссылается на знакомство с опытом всех или некоторых европейских сообщественных демократий. Единственная разница между схемой Льюиса и нормативными правилами сообщественности состоит в том, что Льюис обычно более конкретен, чем требуют эти правила. Например, «большая коалиция» является сообщественным институтом, но правило о 20% может оказаться неподходящим для некоторых конкретных ситуаций. Теория сообщественности придает большое значение высокой степени автономности каждого сегмента и считает федерализм или широкие полномочия провинций одним из
6 Ibid. P. 64-66, 83.
7 Ibid. P. 51, 55, 63, 71, 81
183
способов претворения в жизнь этого принципа в случае, если каждый из сегментов компактно проживает на определенной территории. Принцип пропорциональности должен касаться не только представительства в законодательных и исполнительных органах власти, но и назначения на административные посты и распределения средств из государственных фондов.
При этом Льюис отдает приоритет конкретному типу пропорционального представительства, а именно: голосованию по спискам он предпочитает систему единого передаваемого голоса8. При этом в принципе повышается роль избирателей и уменьшается влияние партийных лидеров. В результате несколько затрудняется задача выработки компромиссов на уровне элит. Во всех четырех европейских сообщественных демократиях применяется голосование по спискам; метод же единого передаваемого голоса обеспечивает пропорциональное представительство и применяется в странах англо-американского типа. Данный вопрос не имеет особого значения, однако позволяет предположить сильное влияние на систему Льюиса британской нормативной модели — даже он оказался несвободен от стереотипов.
Льюис не ссылается на европейские сообщественные демократии, но его рассуждения и предложения в значительной мере подтверждаются теми данными, которые можно почерпнуть из их опыта. Правильность и практическая применимость его идей, а равно и сообщественности как нормативной модели в целом, могут быть подкреплены дополнительными аргументами в том случае, (1) если найдутся примеры практической применимости сообщественной модели в незападных многосоставных обществах; (2) если опыт реализации сообщественной демократии во всех этих примерах окажется успешным; (3) если во всех других ситуациях условия для возможного применения данной модели будут сочтены благоприятными. Фактически же имеющиеся в распоряжении исследователей материалы с точки зрения этих трех условий неоднозначны, а посему — не вполне убедительны. Тем не менее в трех случаях — однозначно (Ливан, Малайзия и Кипр) и еще одном — с оговорками (Нигерия) в «третьем мире» устанавливалась сообщественная демократия. В двух из этих случаев к тому же сообщественность успешно действовала достаточно долгое время (не менее десяти лет). А условия для существования сообщественной демократии, выявленные на основе изучения как западного, так и незападного опыта, нигде в «третьем мире» не представляются слишком неблагоприятными.
8 Ibid. P. 73-74
184
СООБЩЕСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ЛИВАНЕ, 1943-1975 гг.
Ливан — многосоставное общество с большим количеством жестко разграниченных и замкнутых религиозных сегментов. Основные конфессиональные группы — христиане-марониты (около 30% населения в середине 50-х годов), мусульмане-сунниты (20%), мусульмане-шииты (18%) и греко-православные (11%). Кроме того, существует еще около десяти групп, относящихся либо к христианам, либо к мусульманам. Численность приверженцев двух конфессий — христианской и мусульманской — практически одинакова. Конфессиональные группы в Ливане можно уподобить религиозно-идеологическим сегментам европейских сообщественных демократий: президент страны Шарль Хелю в речи, произнесенной им при вступлении в должность в 1964 г., назвал их «духовными семьями»9.
Ливан являлся сообщественной демократией с момента обретения независимости в 1943 г. идо начала кровопролитной гражданской войны в 1975 г. Неофициальный и неписаный «национальный пакт», заключенный при достижении независимости, устанавливал власть некоего подобия «большой коалиции» из высших должностных лиц в системе, которую Пьер Рондо назвал «квазипрезидентской»: в нее входили президент—маронит, премьер—министр—суннит, председатель парламента—шиит, его заместитель и заместитель премьер-министра — православные10. То, какой по важности пост закреплялся за представителем конфессиональной группы, определялось ее численностью. Кабинет, в котором эти группы были представлены на конфессиональной основе, также служил составной частью правящей «большой коалиции». Методы избрания президента и членов парламента, отличаясь от традиционных систем пропорционального представительства, те не менее были пропорциональными по своей сути. Президент избирался простым большинством голосов членов парламента, но поскольку было заранее установлено, что этот пост может занимать только маронит, постольку метод простого большинства не вызывал соперничества между конфессиональными группами. Парламентские выборы проводились по мажоритарной системе при многомандатных округах. Во всех округах списки кандидатов составлялись таким образом, что в них был пред-
9 Цит. по: Hudson M.C. Democracy and Social Mobilization in Lebanese Politics// Comparative Politics 1. No 2 (January 1969). P. 245.
10 Rondot P. The Political Institutions of Lebanese Democracy//Binder L. (ed.). Politics in Lebanon. New York: Wiley, 1966. P. 135.
185
ставлен каждый сегмент данного округа, и избиратель делал выбор в пользу одного из списков при заданном пропорциональном соотношении между конфессиями. Количество и размер избирательных округов и общее число членов законодательного собрания с годами менялось, но при этом между ними сохранялось общее соотношение «шесть христиан — пять мусульман».
Таким образом, устройство избирательной системы можно назвать, используя выражение Мишеля Сулеймана, «жестко заданной системой пропорционального представительства по общинному или религиозному признаку»11. Ее часто одобряли как пропорциональную систему, способствующую достижению компромисса и гармонии, поскольку для избрания кандидату необходимы были голоса и своей, и других конфессиональных групп. Однако, с точки зрения сообщественности, это следует признать недостатком, так как подобная система не сводит вместе подлинных представителей интересов сегментов, чтобы они могли искать совместную политическую договоренность: «Типичные борцы за интересы своей общины... рискуют быть обойденными более покладистыми личностями». Тем не менее, это не наносило смертельного удара по сообщественной демократии: законодательная ассамблея была в значительной мере декоративным органом, а самые важные решения принимались кабинетом, который фактически был «настоящим парламентом в миниатюре», сформированным по пропорциональному признаку и имевшим то дополнительное преимущество, что его дискуссии могли проходить за закрытыми дверями12. Пропорциональность строго соблюдалась и при назначениях на государственные посты.
Автономия сегментов была еще одной ярко выраженной сообщественной чертой ливанской демократии. Леонард Байндер пишет, что неотъемлемой, хотя и неписанной частью конституции было правило, согласно которому «власти не должны вмешиваться в область внутриконфессиональных социальных отношений»13. Каждая группа имела свои школы, организации в сфере социального обеспечения и досуга. Более того, законодательство в области гражданского и семейного права (т.е. по вопросам брака, развода, наследования) у разных групп было свое; дела рассматривались раздельными конфессиональными судами. Взаимное вето также было признано
11 Suleiman M. W. Political Parties in Lebanon: The Challenge of a Fragmented Political Culture. Ithaca: Cornell University Press, 1967. P. 45. См. также: Younes R. Politik und Proporzsystem in einer sudlibanesischen Dorfgemeinschaft: Eine empirisch sozio-politische Untersuchung. Munich: Weltforum Verlag, 1975.
12 Rondot P. Political Institutions of Lebanese Democracy. P. 133—134
13 Binder L. Political Change in Lebanon//Binder L. Politics in Lebanon. P. 295.
186
основным, хотя и неписанным правилом, в соответствии с которым функционировала политическая система. Сулейман пишет, что «тезис Калхоуна о "совпадающем большинстве" можно было наблюдать в действии на опыте Ливана»14.
В целом можно считать, что в Ливане сообщественная демократия действовала удовлетворительно на протяжении более чем тридцати лет. В качестве ее главной слабой стороны называют жесткую институционализацию сообщественных принципов. Правила распределения высших государственных постов среди представителей сегментов и «заданные» в избирательной системе пропорции, ставившие в более выгодное положение христиан, которые составляли большинство по переписи 1932 г., оказались непригодными для того, чтобы обеспечить плавную адаптацию системы к условиям постепенного перехода статуса большинства от христиан к мусульманам. В других отношениях также наблюдалась тенденция к иммобильности, однако было бы явным преувеличением утверждать, как это делает Эдвард Шилз, что Ливан является «страной, которая в политическом отношении должна пребывать в полном покое, и тогда общинный эгоцентризм и взаимное недоверие не выльются в открытую и ожесточенную схватку». Ведь и до 1975 г. режим неоднократно сталкивался со вспышками межобщинной вражды, но сумел выжить, понеся при этом сравнительно небольшие потери. Например, гражданская война 1958 г. была, по словам Шилза, «необыкновенно мирной гражданской войной»15. На фоне частых политических переворотов, которые переживали другие страны Ближнего Востока, и несмотря на изъяны в институтах сообщественности, ливанский сообщественный режим поставил выдающийся, хотя и далеко не абсолютный рекорд стабильности демократии.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!