Зодчество как отражение духовных ценностей народа



Деревянное зодчество как форма выражения духовных ценностей народа (веры, семьи-соборности, дома).

Отражение православного мировидения во внешнем и внутреннем убранстве русских строений (крестово-купольная система храма, особенности конструктивного решения внешнего периметра строения; алтарная часть, «красный угол» крестьянского жилища), их расположения в «большом пространстве» селений (правило «прозора»). 

Храмовое зодчество. Различение построек культового назначения по назначению(часовни, церкви, отдельно стоящие колокольни), по общему объемному решению (клетские, ярусные), по покрытиям (шат­ровые, многоглавые, кубоватые), по форме алтарной части. Художественно-образная система храмов (вписанность в ландшафт, конструктивные особенности постройки и ее назначение, объемно-пространственное решение, художественный образ, создаваемый совокупностью характеристик).

Вопрос 40

Особенности выражения во внутреннем пространстве крестьянской избы мировоззренческих установок русского народа

Историко-культурные законы устроения внутреннего пространства жилища русского человека (печь, «красный угол»).

Гармония макро- и микрокосма, мира большого (божественного) и мира малого (человеческого). Единство формы (элементы декора, формы, конструкции, функции, среда) и содержания (идея). Уподобление как один из принципов «расположения вещей». Создание «малого» пространства по законам «большого». Реализация принципов природосообразности, ансамблевости, историчности во внутреннем убранстве. Предметы интерьера (лари, сундуки, полки, лавки, стол).

Понятие «углов» в русском доме («бабий куть», «мужской кут» - «подпорожье»). Художественно-образная система крестьянского жилища (символика, декор).

Вопрос 41

Специфика зарождения русских народных промыслов

Народно-художественный промысел как форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Народные художественные промыслы России, возникшие как крестьянское искусство в доисторическое время и превратившиеся в мощный пласт народной прикладной художественной культуры. Коллективный характер промысловой деятельности, основанный на преемственности поколений и выражаемый в народной традиции.

 Художественная образность произведений народных художественных промыслов, отражение народных представлений о мире и жизни. Современные виды промысловой деятельности.

Центры народного промысла (художественное творчество Севера и европейской части России). Понятие мастерства и школы (единичного и коллективного, уникального и вариативного).

Влияние народного искусства на творчество профессиональных художников.

Вопрос 42

Основные направления русского народного декоративно-прикладного творчества

Своеобразие народного декоративно-прикладного искусства. Мифологические истоки. Декоративно – прикладное искусство как способ организации жизнедеятельности народа.

Многообразие видов декоративно-прикладного искусства. Разновидности художественной обработки дерева (резьба, изделия из бересты, роспись, русская щепная игрушка). Русские художественные лаки. Камнерезное искусство (обработка твердого и мягкого камня). Художественная резьба по кости. Художественная обработка металла. Русское кружевоплетение, художественная вышивка, ткачество. Художественная керамика.

Художественные произведения как отражения неповторимого духовного мира их создателей (народных мастеров). Самобытность, своеобразие художественных образов и средств художественной выразительности.

Вопрос 43

Игрушка как уникальное явление народного художественного творчества

Игрушка как синтетический вид народного художественного творчества (соединение в игрушке разновидностей декоративно-прикладного искусства).

Своеобразие русской национальной игрушки: символическое наполнение и историко-культурное значение (обрядовая, театральная, бытовая). Образная система русской игрушки в парадигме культурных ценностей русского народа. Участие игрушки в приобщении к морально-нравственным законам жизнедеятельности народа.

Игрушка как культурное явление. Типология и функции русской игрушки. Народные промыслы создания русской игрушки (филимоновская, богородицкая и т.д.).

Роль игры и игрушки в жизни русского человека, становлении подрастающего поколения.

 

Вопрос 44


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 834; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!