Сущность и особенности мифологического мышления



Соотнесение понятий «миф», «мифологема», «архетип». Точки схождения и отталкивания мифа и сказки, мифологии и религии.

Миф как заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах и явлениях природы и образно-символическое исторически сложившееся представление о мире, выражаемое в праобразах. Эволюция мифологического мышления, фольклоризация мифа.

Обязательность объяснительного (этиологического) компонента мифологического мышления. Реализация принципа уподобления.

Широта и богатство мифологических параллелей.

Попытка классификации мифов (этиологические, космогонические, календарные, героические, антропогонические и т.д.), формы проявления мифологических воззрений.

Вопрос 14

Славянская мифология как первичный мировоззренческий базис народной художественной культуры

Непосредственное воплощение мифологических воззрений в народном художественном творчестве, в системе календарных праздников и обрядов, народных обычаев, выражение в художественных традициях семейно-бытовой культуры.

Рассмотрение древнеславянской мифологии как истоков зарождения русской традиционной художественной культуры.

Мифо-поэтическая картина мира русского народа в древний период истории. Космологические представления славян. «Стихийное» восприятие мира – основа формирования славянской культуры.

Миф в системе социально-бытовой жизни славянских племен. Миф и земледельческая культура русского крестьянства.

 

Вопрос 15

Определение системы координат в мифологической картине мира

Антропоморфность мифологической картины мира. Мифологическая система координат – трехмерность вертикального построения и четырехмерность – горизонтального. Символика «горизонтальных миров», их изоморфность и зеркальное отражение. Центрирование мирового пространства и жизнедеятельного устроения народа – сакрализация власти как реализация мифологического принципа уподобления.

Мифологический принцип «круговорота» как представление о времени и пространстве. Измерение жизненного пути «личностным временем». Невозможность нарушения хронологии событий как основа преемственности поколений.Формы выражений первичных мировоззренческих представлений славян в земледельческой культуре крестьянства.

 

Вопрос 16

Нравственный потенциал православия в системе народной художественной культуры

Историко-культурное значение принятия православия на Руси. Теологические и антропные положения православия в системе духовно-нравственных представлений русского народа.

Значение православия как культурообразующей религии в области утверждения морально-нравственных отношений в обществе, в формировании эстетических и нравственных идеалов, участии в создании памятников народной культуры в качестве источника вдохновения.

Особый взгляд на мир и творчество с позиций религиозного видения.

Вопрос 17

Влияние православных канонов на утверждение традиций народной культуры

Содержание и развитие народной художественной культуры в системе христианских добродетелей: добра, любви, почитании (брак и семья), красоты, чуда. Православие в формах бытовой и культурнойжизни (художественном творчестве) русского народа.

«Народное православие» как трансформация православных канонов в бытовой культурерусского народа:изменение устоев семейно-бытового уклада, календарной системы праздников. Влияние народной художественной культуры на православные формы (фольклоризация текстов, интерпретация образной системы и т.п.).

 

Вопрос 18

Традиции русской игровой культуры

Традиции русской игровой культуры в системе народной художественной культуры. Устойчивые, типичные формы кресть­янского досуга, нашедшие отражение в народном художественном творчестве - посиделки. Сущность, типы, функции и среда бытования народных игр. Этнопедагогическое значение русской игры в формировании самосознания носителя культуры.

Вопрос 19


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!