Вопрос: 6) Через какие степени прошла обязательность ураза в месяц Рамадан.



По каким степеням шло установление обязательности держать пост в месяц Рамадан?

1) Вначале мусульманам было приказано держать пост только в день ‘Ашура, как об этом приходит в хадисах от ‘Айши и ибн ‘Умара у Бухари и Муслима.[11]

2) А затем держать пост в день ‘Ашура стало лишь желательным, но стало обязательным держать пост в месяц Рамадан. И то обязательность держать в месяц Рамадан в начале была добровольной, (то есть ты был обязан держать уразу, но, если не хочешь, то накорми бедняка, а если не можешь накормить бедняка или не хочешь этого делать, тогда ты обязан держать пост в месяц Рамадан. Так было в начале Ислама).

Сказал Всевышний: «А те, которые способны держать пост, но не хотят этого делать, то они могу накормить бедняка, вместо одного дня поста (т.е. одного кормишь бедняка за один день уразы), а тот, который сделает благо добровольно (т.е. продержит пост добровольно), то это лучше для него». (Сура 2,аят 184). В этом аяте Всевышний Аллах указал на то, что держать пост лучше, чем накормить бедняка. Отсюда следует, что это не является обязательной, но это является желательным, потому что если бы это было обязательным, то Всевышний не говорил бы: «можете накормить бедняка, но уразу держать лучше».

3) стадия, Всевышний Аллах аннулировал это, и приказал держать пост в месяц Рамадан в любом случае и уже не пойдет просто кормить бедняка. И сказал Всевышний Аллах: «Тот кто застигнет из вас месяц Рамадан, пусть постится в нем». (Сура 2, аят 185).

И довод на это также хадис со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах, который сказал: «После того как был ниспослан аят, в котором сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день)». (Сура 2, аят 184), [каждый], кто не хотел соблюдать пост и [намеревался] искупить [это, так и делал, что продолжалось] до тех пор, пока не был ниспослан [следующий] аят, который отменил [это установление]».[12]

Под «следующим аятом» он имеет в виду слова Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц [Рамадан], должен поститься (в дневное время)». (Сура 2, аят 185).

Из хадиса Салямы ибн аль-Акуа‘ мы явно понимаем – что 185-ый аят из суры «аль-Бакъара» аннулировал 184-ый аят суры «аль-Бакъара». А в риваяте у имама Муслима приходит: «Во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха, в начале Ислама, в месяц Рамадан, кто хотел - держал пост, а кто не хотел вместо этого кормил бедняка. Пока не был ниспослан аят: «Тот из вас, который застиг месяц Рамадан пусть постится нём».

Примечание: Вначале ислама человек соблюдал пост до захода солнца, как и сейчас. Но существовало одно отличие: в начале ислама человек мог есть, пить и вступать в половую близость после захода солнца только вплоть до ночной обязательной молитвы (‘иша). А новый пост начинался уже после этой ночной обязательной молитвы (‘иша). Следовательно, пост длился почти сутки, и у человека было время на еду, питье и полового акта, от магъриба до ‘иша. И было еще одно тяжелое отличие от нашего поста: если человек уснул до магъриба, и вовремя магъриба он был спящим, и встал уже после захода солнца, то ему вообще запрещалось есть, пить и вступать в половую близость, вплоть до следующего дня молитвы магъриб, отсюда следует, что человек держал пост две сутки. А затем это постановление было аннулировано и стало разрешено им кушать, пить и совершать половой акт до самого фаджра (рассвета), не зависимо от того спал человек или не спал. И на наше разъяснение указывает хадис. Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Къайс ибн Сырма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Горе тебе!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок (от голода) и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот аят: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами…”. И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”»[13].

Этот хадис (аль-Бара ибн ‘Азиба) указывает на то, что, если человек заснул, то он уже не может кушать, пить, совершать половой акт до самого магъриба следующего дня. А что касается нашего утверждения, что также после ‘иша уже нельзя было кушать даже если человек не заснул, то это пришло от абу Хурейры с достоверным иснадом у ибн Джарира как об это говориться в книге «ад-Дур аль-Мансур», и как об этом говорится в тафсире Ибн Касира к 187 аяту из суры аль-Бакъара. Ибн Хаджар упомянул, что этот хадис также еще приходит у имама Ахмада и ибн Аби Хатима.

А также этот хадис приводится у Абу Дауда со слов ибн ‘Аббаса, но в его иснаде Али ибн Хусейн ибн Вакъид, который является слабым передатчиком. И у этого хадиса есть другой иснад у ибн Джарира, но в его иснаде АбдуЛлах ибн Салих, который записывал хадисы от Лейса ибн Са’да, он тоже является слабым и к тому же в нем прерванность между Али Ибн Тальха и между Ибн ‘Аббасом. Но хадис Ибн Аббаса тоже доходит до уровня достоверного из-за этих двух иснадов и из-за того, что его поддерживает хадис Абу Хурейры, о котором говорили ранее.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!