Орнамент в монументальной живописи
Орнамент - узор, составленный из элементов, чередующихся и повторяющихся. Основная функция орнамента - украшение.
Происхождение орнамента до сих пор полностью не изучено, известно лишь, что история его начинается со времён палеолита.
Интерес к орнаментам варьируется зависимости от веяний и моды времени. Каждая «национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране»[38].
Основные черты орнаментальных росписей: повторяемость, узнаваемость, декоративность, органичность узора, упрощение форм.
Существует множество классификаций видов орнамента, назовём лишь некоторые из них: в зависимости от композиционного решения, узор может быть «ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим».[39]Встречаются орнаменты: антропоморфные, животные, растительные, абстрактные, фантастические, каллиграфические и др.Орнамент различается, как по принадлежности к какой-либо стране, так и к отдельной эпохе, он активно встречается во многих видах искусств.
Орнамент - это «универсальный язык» мировой художественной культуры, «особый способ выражения» индивидуальности мастера и особенностей определенной исторической и культурной среды.[40]
Огромная роль отводится орнаменту и в монументальном искусстве: стены храмов, церквей, светских помещений наряду с сюжетными фресками часто дополнялись орнаментальными композициями(рис.21)
|
|
Рис. 21 Роспись собора Покрова Божией Матери на Рву[41]
Как мы уже упоминали ранее, отношение к орнаменту на протяжении лет менялось. В наше время развитие промышленности, появление новых материалов, удешевление процесса – всё это повлияло на возвращение интереса к орнаментальному декору. Стены квартир, офисов, домов украшаются орнаментальными росписями и рельефами, что позволяет лишний раз подчеркнуть индивидуальность интерьера.
Выводы по первой главе
1) Монументальное искусство – это вид пластического пространственного искусства, при создании монументальных произведений особенное внимание уделяется среде, в котором они будут существовать. Основные черты: масштабность, величественность, идейное содержание. Оно ориентировано на восприятие с расстояния. Имеет место деление на монументальную скульптуру (памятники, монументы, фонтаны и др.) и монументальную живопись (фреска, витраж, мозаика, панно и др.).
2) Задачи монументальных произведений разнятся: отдать дань уважения уважаемым людям; оставить память о великом событии; придать торжественность и пафос архитектурным сооружениям; украсить интерьер; ландшафтный дизайн и т.д.
|
|
3) Путь развития монументального искусства в России был неоднороден, отношение к данному виду творчества постоянно менялось. Если на Руси предпочтение отдавалось фресковой храмовой росписи, то после Великой отечественной войны, главными задачами ставились: возвеличивание советского народа и его вождя.
4) Современная настенная роспись в корне отличается от исторических прототипов. Развитая химическая промышленность подарила нам новые краски, новые материалы; технологии существенно упростились. Всё это породило новые формы и методы в данном творчестве.
5) Орнамент – узор, основанный на чередовании элементов. Современное настенное искусство даёт возможность придать индивидуальности любому интерьеру с помощью настенной орнаментальной композиции.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!