Глава1.Историяразвитиямонументальногоискусства
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Институт искусств
Художественно-графический факультет
форма обучения очно-заочная
5 курс
Тяжельникова Евгения Васильевна
«Основы монументального искусства в системе дополнительного образования»
Код и направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы: Изобразительное искусство
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Заведующий кафедрой – кандидат педагогических наук Зубрилин Константин Проверка на объем заимствований: 87,79% авторского текста | Научный руководитель – доцент, член Московского союза художников Подисова Ольга Ивановна |
Москва – 2017 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития монументального искусства………………………6
1.1 Монументальное искусство………………………………………..…..6
1.2 Монументальное искусство в России………………………….….…..15
1.3 Современная монументальная живопись…………………………..…22
1.4 Орнамент в монументальной живописи…………………….…….….27
Выводы по первой главе…………………………………………….……..29
Глава 2. Практическая часть. Выполнение настенной росписи…………..…..30
|
|
Выводы по второй главе………………………………………………..…..47
Глава 3. Методическая разработка практического занятия в форме мастер-класса в системе дополнительного образования по теме «Монументальное искусство».…………………………………………………………………..…….48
Выводы по третьей главе…………………………………………………....56
Заключение………………………………………………………………….……..58
Список использованной литературы…………………………………………..…60
Введение
Актуальность и новизна.
Внашевремя,несмотрянанаучно-техническийпрогресс,постоянныеинновациивовсехсферахжизни,досихпорнепропадаетинтерескодномустарейшемувидуискусств–монументальномуискусству.Этотпластическийвидискусствасвоимикорнямиуходитвдревнейшиевремена,онвобралвсебямноговековойопытстарыхтрадицийитехнологий,ипостояннообновляетсяновымитехниками,формами,веяниями.Запрошедшиестолетияизменилсясоставкрасок,улучшилисьинструменты,появилисьновыематериалы.Всёэтопродвигаетмонументальноеискусствовперёд.
Нарядуссохранившейсятрадиционнойнастеннойросписью,популярностьюпользуютсяграффити,аэрография,акриловаяживопись.
Особенновыделяетсяинтерьернаянастеннаяживопись,какодноизведущихнаправленийнасегодняшнийдень.Благодарясовременнымтехнологиям,процессросписиупростился.Теперькаждыйимеетвозможностьукраситьсвойинтерьер,разнообразитьдизайн,придатьемуиндивидуальность.
|
|
Всемвышесказаннымопределяетсяактуальностьнашегоинтересакмонументальномуискусству.
Новизнанашегоисследованиязаключаетсявпопыткеразработатьпрактическоезанятиепотеме«Монументальноеискусство»всистемедополнительногообразования.
Цель:1) методическая разработка занятия по монументальному искусству в системе дополнительного образования; 2) созданиеорнаментальнойнастеннойросписидляконкретногопомещенияобщественногоздания(г.Москва,Рязанскийпроспект,9).
Задачи:
1. Изучитьипроанализироватьнаучнуюлитературу;
2. Датьопределенияосновныхпонятий;
3. Познакомитьсяссовременнымитехнологияминастеннойросписи;
4. Разработатьэскизпроектасучётомхарактеристиквыделенногоучасткастены;
5. Подготовитьповерхностькросписи;
6. Выполнитьнастеннуюроспись;
7. Проанализироватьметодическуюлитературуподанномувопросу;
8. Разработатьпрактическоезанятиевсистемедополнительногообразованиядлямладшегошкольноговозраста;
|
|
9. Провестипрактическоезанятие.
Объектомисследования: процесс обучения монументальной живописи в системе дополнительного образования и создание монументальной росписи.
Предметисследования:процесс организации обучения монументальной росписи в системе дополнительного образования и создание монументальной росписи в конкретном пространстве.
Теоретическаязначимость:проанализированаисистематизировананаучно-методическая и теоретическая литература по разрабатываемойтематике; что позволило нам применить это всё на практике.
Практическаязначимость:
1. Разработкаэскизаивыполнениеорнаментальнойнастеннойросписидляконкретногопомещенияобщественногоздания(г.Москва,Рязанскийпроспект,9).
2. Разработкаипроведениепрактическогозанятияввидемастер-класса«Монументальноеискусство»вдополнительнойсистемеобразования,направленногонаформированиетворческойиактивнойличностиобучающегося.
Методыисследования:
–теоретический—изучениеианализнаучнойлитературынаинтересующуюнастематику;
–эмпирический—наблюдение,сравнениеисопоставление,качественныйиколичественныйанализ;
–проектно-графическоемоделирование.
Структура дипломной работы.
|
|
Данная ВКР состоит из: введения, трёх глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения. Помимо этого, работа содержит таблицу и фотографии, отражающие ход исследования.
Глава1.Историяразвитиямонументальногоискусства
Монументальноеискусство
Для понимания сути такого явления, как монументальное искусство, нами было изучено и проанализировано множество научной литературы. Несмотря на обилие информации по данному вопросу, определения в ряде энциклопедий и словарей всё же различаются.
Приведём здесь определение из Большой советской энциклопедии:это«родискусствпластических;охватываетширокийкругпроизведений,создаваемыхдляконкретнойархитектурнойсредыисоответствующихейсвоимиидейнымикачествами,атакжезрительно - архитектоническимицветовымстроем»[1].
Художественнаяэнциклопедияобращаетнашевнимание,чтоэтомонументальные проекты, создаются для определённой среды,вовзаимодействиискоторойониприобретаютокончательнуюидейнуюзавершённость.[2] Такие произведения наполнены «актуальными идеями и ценностями конкретной эпохи»[3], но помимоэтого важнацелостностьформимасштабность.[4]
Словарьиностранныхсловдаёттакоетолкованиесловумонументальный–«относящийсядомонумента;прочный»ивтороеопределение«славный,знаменитый,оставшийсяпослесмертичеловека,какпамятникегодеятельности,гения».[5]
Такимобразом,мыможемобобщитьвсёвышесказанное,ипредоставитьсвоёопределение.
Монументальноеискусство-одинизвидовпластическогопространственногоискусства,представляющийсобойпроизведениеогромного,чащевсегогигантскогоформата,оносоздаётсясучётомособенностейместаипространства,здесьважныособенностиархитектуры,интерьера,дизайна,пейзажа,всёэтоспособствуетболееполномувыражениюидейидостижениюцелей,которымонопосвящено.
Монументальноеискусствовстречаетсяповсеместно:этоипамятныеимемориальныекомпозиции,мозаичныеивитражныеукрашения,фрески,настенныеросписи,фасадныеукрашения,ландшафтныйдизайнпарков.Главнымобразом,онопризвановыразитьипередатьглавныеидеииценностисвоеговремени.Здесьискусствоориентируетсяна«массовоевосприятие»,назрителя.Оноставитпередсобойзадачувывестичеловеказаузкиеграницыегочастного«я»,поднятьнаболеевысокийуровеньразвитияиприобщитьквозвышенному.[6]
Чащевсегопроизведениямонументальногоискусстванаполненыидейнымсмыслом,благодарявеличественностиимасштабности,ониспособныособенносильновоздействоватьназрителя.Вэтомможноубедитьсянатакихпримерахвеликихпроизведений,как«Афинскаяшкола»С.Рафаэля(рис.1) и «Страшный суд» Б. Микеланджело(рис.2).
Рис.1«Афинскаяшкола»Рафаэля,СтанцаделлаСеньятура.Рим,Ватикан,1509—1511гг.
Рис.2«Страшныйсуд»Микеланджело,Сикстинскаякапелла.Рим,Ватикан,1508–1512гг.
Ноогромныйформатпроизведения–далеконесамоеглавное,здесьважныкомпозиционноерешениеиидейноенаполнение.«Произведениямонументальногоискусстваотличаютсявеличиемизначительностьюидейногосодержания,имеют,какправило,строгиеобобщенныеформыиобычносоздаютсяиздолговечныхматериалов.Ихназначениеподчиненобольшимобщественнымигосударственнымзадачамивозникаетизнеобходимостипропагандыипопуляризациивмассахзначительныхобщественныхидей».[7]
Какмыужеупоминалираньше,монументальноеискусствомногообразноивстречаетсявезде,нижемыкоснёмсянекоторыхегоразновидностей.
Монументальнаяскульптурачащевсегопосвященакаким-либоисторическимсобытиямиливоздвигаетсявпамятьиликакчествованиевеликихлюдей.Главнымиособенностямиявляются:масштабность,целостностькомпозиции,гармониясосредой,вкоторуюпомещенаскульптура.Монументальнаяскульптураможетбытьпредставленаоднойфигурой,илижесостоятьизнескольких.
Этотвидизобразительногоискусстваизвестенсдревнейшихвремён.СамыеранниемонументальныескульптурныепроизведениясозданывДревнемЕгипте(рис.3).
Рис.3МемфисскийСфинкс,входящийвкомплексПирамидвГизе.
Монументальнаяживописьизвестнанамссамыхдревнихвремён.Высеченныеилинарисованныекраскойнакамнеизображения–петроглифы(рис.4)–встречаютсяповсемумиру, в том числе и в России.Самыеранниенаскальныепещерныерисункипоявились в 30 тысячелетии до н.э. (рис. 4).
Рис.4Пример наскальной росписи
С тех пор монументальноенастенноеискусствопретерпеломножествоизменений,преобразований.
Акцентируемнашевнимание, что монументальная роспись стенпредназначенадляукрашенийархитектурныхсооруженийилижедругихкаких-либостационарныхоснований.«Всоответствиистехникойисполнениявмонументальнойживописивыделяютмозаику,фрескуивитраж.Монументальнаяживописьпредполагаетдистанциюмеждусобойизрителем,обзорсбольшогорасстояния.Своимиформамиилиниямионадолжнане«разрушать»,аподчёркиватьплоскостьстены.Художники-монументалистыприбегаюткобобщённым,легкочитаемымсилуэтам,простойкомпозиции».[8]
Первыемозаичныенаходкиотносятк340–300гг.дон.э.,ониобнаруженыприраскопкахПеллы–родногогородаАлександраМакедонского(рис.5).
Рис.5Пелла.ДомДиониса.Диониснагепарде,2пол.4.дон.э.
С приходом в Европу христианства мозаика стала использоваться для украшения церквей: прекрасные образцы сохранились в итальянских городах (рис.6).
Рис.6ФрескиМавзолеяГаллыПлацидии,г.Равенна
ВСредниевекамонументальнаяживописьбылаоднимизведущихвидовискусства.Фрескамиилиросписямиукрашаютсяхрамы,вИталиитакжепродолжаетсуществоватьмозаика.Настенныеросписиздесь«плоскостны,условныивовсенестремятсяточновоспроизводитьокружающиймир».[9]
ВэпохуВозрождениянарядусовсемивидамиискусстванаступилрасцветрелигиозноймонументальнойживописи.СвоиминастеннымифрескамипрославилисьМикеланджело,Боттичелли,ЛеонардодаВинчи,Рафаэльидругие.Этивеликиемастерапородилиновуювехувразвитиинастеннойросписи.ВсвоихпроизведенияххудожникиВозрождениястремилисьдостичьмаксимальногореализмавпередачеобъемаипространства.
В16–18вв.витальянскойнастеннойживописипоявляетсястремлениекпышности,декоративностиииллюзионизму.[10]
Вэпохубароккоирококонастеннаяросписьакцентируетсвоёвниманиенабогатствеироскоши.Техникахудожественнойросписидоводитсядосовершенства—рисункистановятсяпрактическинеотличимыотархитектурныхдеталей.[11]
ВыдающиесяпрекраснейшиефрескибылинайденывПаленке,КопанеиБонампаке(рис.7).[12]
Рис.7РосписьвнутрихрамавБонампаке(VIII—IXвв.)(реконструкция)
Восточнаямонументальнаяживописьтакжедостиглавысокихрезультатов,особенновКитае,Индии,Японии.Совершеннодругойподходкжизниимировосприятие,всёэтопо-особомуповлиялонаразвитиеданныйвидаискусства.«МастераВостокаукрашалихрамыижилыестроенияизображениямиприроды,фантастическимипейзажами.Созданиецветныхкартинсочеталосьсискусствомхудожественнойрезьбыиинкрустации».[13]
Индийскиетрадициинастеннойживописипрослеживаютсяс3в.дон.э.Особоговниманиязаслуживают«фрескиАджантыиЭллоры,занесенныевсписокВсемирногонаследияЮНЕСКО,являющиесобойсокровищницудревнегохудожественногоискусства»(рис.8).[14]
Рис.8ФрескавхрамеБрихадишвары.ШтатТамил-Наду,ЮжнаяИндия,началоIIв.н.э.
В19векемонументальныеросписичастоприменяютсядляукрашенияобщественныхзданийвЕвропейскихстранахиАмерике.
Деятельностьмексиканскихмуралистоввначале20века(Д.Ривера,Х.К.Ороско,Х.Сикейрос)[15]способствовалаувеличениюинтересакнастеннойживописи.ИхмонументальныеработыагитационногосодержанияукрашалистенызданийврядегородовСССР.Создавалиськрасочныефрескиимозаики,прославляющие«новогочеловека».[16]
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!