ОТ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВУ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Р. И. Конгаров
Научный руководитель − А. А. Орлова, преподаватель
ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж», г. Абакан
«Чего я хочу?». Этот вопрос задает себе современный человек каждый день. Ежедневный взгляд миллионов людей внутрь самих себя привел к серьезным изменениям в обществе, культуре и экономике. Понятие «общество впечатлений» разработал немецкий социолог Герхард Шульце в своей работе «Общество впечатлений: культурсоциология современности» [4, с. 15], благодаря которой стал широко известен в академических кругах. Основная идея его теории заключается в том, что современный человек изменил свою ориентацию с внешней на внутреннюю. Представитель общества потребления покупает вещи ради самих вещей.
Человек общества переживаний отличается от человека общества потребления. Главное различие заключается в том, что для человека становится важна не обладание вещью или услугой, а впечатления и переживания, которые она может дать.
Теория общества впечатлений действительно актуальна в академических кругах. О ней узнали еще в 1992 году, когда была опубликована «культурсоциология современности» Шульце. Об этой теории писали: Марта Нуссбаум, Ева Иллуз, Вивиана Зелицер, Виталий Куренной, Сувалко А. С.
Современное российское общество трансформируется из общества потребления в общество впечатлений − это гипотеза данной работы.
Цель работы: определить современные социальные и экономические тенденции российского общества как проявление трансформации общества потребления в общество впечатлений.
|
|
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить черты общества потребления и общества переживаний; проанализировать современную социальную и экономическую конъюктуру российского общества на предмет соответствия теории общества переживаний и общества потребления; на основе полученной информации подтвердить или опровергнуть гипотезу данной работы.
Объектом исследования является современное российское общество. Предметом исследования выступает современные тенденции в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Методологической основой исследования являются логический, системно-структурный и диалектический методы научного познания.
Впервые понятие «общество потребления» было использовано в одноименном социально-философском труде Жана Бодрийара, опубликованного им в 1970-м году. В нем философ рассматривает ключевое понятие социального устройства – счастье − как абсолютизированный принцип общества потребления. Наделяя счастье количественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальной дифференциации, он видит его лежащим в основе современной демократии, смысл которой сводится к равенству всех людей перед знаками успеха, благосостояния и т. п. [2, с. 54]. Хорошим объяснением этому явлению является реклама. Посмотрите любой ролик об ювелирных украшениях. Ваше внимание обратят именно на то, как солидно смотрится и подчеркивает ваш статус какая-либо цепочка. При том, не важно кто вы. Вы можете быть олигархом, нищим, офисным клерком, террористом. Золотая цепочка подчеркнет ваш статус в любом случае. В этом заключается демократия, о которой пишет Бодрийар, равенство всех перед вещью. Именно вещь определяет «счастье», то есть вы счастливы на столько, сколько позволяют вам ваши вещи [2, с. 66]. Бодрийар не зря называет счастье абсолютизированным принципом общества, так как всякая вещь может быть сведена к какому-либо количеству счастья, которое она дает. Но что же такое счастье? Счастье – это отсутствие потребностей, полное их удовлетворение. В этом кроется очевидная проблема, а именно то, что удовлетворить все потребности полностью невозможно, поэтому счастье недостижимо в обществе потребления, это общество устроено так, что ничего не бывает достаточно. и жизнь посвящается своего рода путешествию за неисчерпаемым сокровищем по карте, написанной для нас нами самими, указывающей путь к острову, который находится на другом глобусе.
|
|
|
|
Демократия знаков и сопутствующее ей счастье охранительно маскирует реальную дискриминацию, которая лежит в их основе. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности [1, с. 15].
Отношение массовой культуры к традиционной культуре в обществе потребления аналогично отношению моды к предметам. Как в основе моды лежит устаревание предметов, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура, таким образом, изначально создаётся для недолговременного использования, она есть среда, в которой сменяются знаки. Её императивом становится требование актуальности, современности, функциональной пригодности для человека-потребителя. Развитие средств коммуникации приводит к утрате символической основы в человеческом общении. На смену индивидуальности, живой культуре приходит ритуализация бессмысленных знаков, не имеющих содержания. Формируется некий минимум таких знаков, обязательный для каждого «культурного» человека. Бодрийяр определяет этот минимум как «наименьшую общую культуру», которая выполняет в массовом сознании роль «свидетельства культурного гражданства» [2, с. 140].
|
|
Общество потребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека. Традиционные понятия красоты, эротичности заменяются функциями − они подсчитываются как статьи потребительской способности. Тело становится объектом современной мифологии и в сущности не является больше материальным. Тело − это объект потребления, наряду с обладателем его потребляют медицина и модные журналы. Связанная с ним сексуальность вгоняется в заданные стандарты и тем самым коммерциализируется, становится элементом системы производства. Признаком этого является искусственная сексуализованность предметов, повышающая их функциональность в качестве предметов потребления [1, с. 38].
Таким образом, общество потребления характеризует ориентацию индивида на ценности, предлагаемые ему извне, а именно массовой кульуры, СМИ, окружения. Переход от общества потребления к обществу переживания заметен в экономической и социальной сфере современного российского общества.
В экономике России ярко проявляют себя тенденции этого перехода, так например в сфере рекламы. Реклама, как известно, двигатель торговли. Людвиг Метцель прав, так как реклама – это всегда предложение [3, с. 178]. Поэтому именно в ней происходят метаморфозы, которые ознаменовывают переход к обществу переживаний. Главная тенденция в рекламе на данный момент – это не представление самого товара, а представление тех эмоций и переживаний, которые товар может дать. Хороший пример − реклама автомобиля, где акцент делается не на характеристики товара, а на те эмоции, чувства (свободы, независимости, скорости и пр.), которые товар может дать.
В социальной сфере России тенденции перехода от общества потребления к обществу переживаний проявляется в том, что появились так называемые «Кидалты». Это молодые люди до 30 лет, которые не стараются влиться во взрослую полноценную жизнь, получая образование, устраиваясь на работу и заводя семью к 25 годам. Они не стремятся при первой же возможности взять ипотеку и машину в кредит. Эта, можно сказать, неформальная для общества потребления социальная тенденция среди молодежи. «В отличие от своих родителей, нынешние 20-30 летние молодые люди выбирают обучение (причем часто кардинально меняя специальность и начиная заново), саморазвитие и отношения»[5]. Эта тенденция говорит о том, что эти люди руководствуются внутренним ориентиром, они хотят узнать, чего хотят они сами, что является характерной чертой общества переживаний.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что нам удалось описать общество переживаний и общество потребления, а также проанализировать социальную и экономическую сферы современного российского общества на предмет тенденций и явлений перехода к обществу переживаний. Эти процессы ярко проявляются в экономической и социальной сферах.
Библиографический список
1. Сувалко А. С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. М; 2013. 48 с.
2. Бодрийар Ж. Общество потребления. М; 2008. 151 с.
3. Пайн Д. Б. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена М. 2011. 450 с.
4. Шульце Г. Общество переживаний: культурсоциология современности. М; 2005. 231 с.
5. https://knife.media/infantile/
© Конгаров Р. И., 2018
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!